Смекни!
smekni.com

Козаков Михаил Михайлович (стр. 1 из 2)

Народный артист России, лауреат Государственных премий СССР и РСФСР, художественный руководитель театра "Русская антреприза Михаила Козакова"

Родился 14 октября 1934 года в Ленинграде. Отец - Козаков Михаил Эммануилович (1897-1954). Мать - Никитина Зоя Александровна (1902-1973). Нынешняя супруга - Ямпольская Анна Исаевна, театральный продюсер. Их общие дети: Михаил (1989 г. рожд.), Зоя (1996 г. рожд.). Дети от предыдущих браков М. Козакова: Екатерина (1957 г. рожд.), Кирилл (1963 г. рожд.), Манана (1969 г. рожд.). Имеет 5 внуков.

Михаил Козаков рос в ленинградской семье. Его отец был известным писателем, мама сотрудничала в издательствах - с двумя перерывами на два ареста и две тюрьмы. В квартире Козаковых на канале Грибоедова бывали Евгений Шварц, Михаил Зощенко, Анатолий Мариенгоф, Борис Эйхенбаум, Анна Ахматова и многие другие литературные знаменитости. Миша был обыкновенным мальчиком, занятым теми же заботами, что и его сверстники. Духовная связь с большими людьми очнулась в нем впоследствии, когда понадобилась опора для зрелого самоопределения.

Биография Михаила Козакова - это яркая честолюбивая жизнь. Он занял совершенно особое, решительно свое место - в кино, в театре, на телевидении, в чтецком деле - в отечественном искусстве в целом. Как актер он последовательно работал в Театре имени В. Маяковского (1956-1959), в "Современнике" (1959-1970), во МХАТе (1971-1972), в Театре на Малой Бронной (1972-1981) и позже, после перерыва, в Ленкоме (1986).

По признанию самого Михаила Козакова, он уходил тогда, когда считал нужным. Уходил, научившись чему-то главному у своих учителей. У него их трое - Охлопков, Ефремов и Эфрос. И у каждого он учился режиссуре. Охлопков мало репетировал с молодым артистом, но после общения с ним Козаков усвоил, что такое музыкальность, пластичность мизансцен. Был самый главный учитель - Олег Ефремов, который был одним из его педагогов в школе-студии МХАТ, художественным руководителем "Современника", где работал Козаков. Когда впоследствии Козаков уходил из МХАТа в 1971 году, то спросил у О.Н.Ефремова, который возглавлял МХАТ, куда ему идти: обратно в "Современник" или на Малую Бронную? Ефремов ответил: "Хочешь заниматься строительством, возвращайся в "Современник". Хочешь работать с хорошим режиссером, иди в Театр на Малой Бронной". Михаил Козаков ушел к Эфросу на Малую Бронную. С ним работать было непросто, но метод Эфроса обогатил Козакова как актера и режиссера.

Первый из решительных поступков Михаила Козакова - отказ от поступления во МХАТ после школы-студии и приход к "формалисту" Охлопкову. 1956 год был необычайно счастливым годом в жизни Михаила Козакова, летом вышла картина Михаила Ромма "Убийство на улице Данте", где актер сыграл одну из главных ролей, и осенью этого же года - роль Гамлета в замечательном охлопковском спектакле.

У. Шекспир в творческой жизни М. Козакова занимает особое место. В 1986 году он играет Полония в панфиловском "Гамлете" в Театре Ленинского комсомола, позже, в конце 1990-х годов, Тень отца в том же "Гамлете" немецкого режиссера Петера Штайна. Козаков шутит: "В "Гамлете" мне осталось сыграть только череп Йорика". Актер снимался в фильме "Комедия ошибок" У. Шекспира и сыграл роль Шейлока в "Венецианском купце" в Театре имени Моссовета, а сейчас репетирует "Короля Лира".

В 1960-х годах несомненными удачами в театральной карьере Михаила Козакова стали Сирано де Бержерак ("Сирано де Бержерак" Э. Ростана, режиссер О. Ефремов, 1964), ярко сыгранный им в спектакле театра "Современник"; до этого - Камергер из сказки Е. Шварца "Голый король" - спектакля, который в 1960 году принес театру триумф, а после превратился в легенду; Кисточкин в комедии В. Аксенова "Всегда в продаже" (режиссер О. Ефремов, 1965), яркий тип интеллигента-перерожденца 1960-х годов, делающего карьеру, обаятельного циника, у которого все на продажу.

На сцене "Современника" Михаил Козаков сыграл еще несколько ролей в постановках Галины Волчек: Адуев-старший в "Обыкновенной истории" И. Гончарова (1966, Государственная премия СССР), Джерри Райн в "Двое на качелях" У. Ибсена, Актер в пьесе М. Горького "На дне", а также Николай I в "Декабристах" Л. Зорина (режиссер О. Ефремов), мастер Живко в "Мастерах" Р. Стоянова (болгарский режиссер В. Цанков) и др.

В 1970 году Михаил Козаков уходит из "Современника". Через год после него покинул театр и его основатель - Олег Ефремов. Влекомый доверием и любовью к Ефремову во МХАТ же приходит и Козаков. Там им сыграны Лорд Горинг в "Идеальном муже" О. Уайльда (режиссер В.Я.Станицын), Каплей Гусев в пьесе "Валентин и Валентина" М.Рощина (режиссер О. Ефремов). Во МХАТе Козаков начинает ставить пьесу Леонида Зорина "Медная бабушка", где роль А.С. Пушкина репетировал Р. Быков. Спектакль закрывают, и Козаков уходит в Театр на Малой Бронной к А. Дунаеву и А. Эфросу. Здесь Михаил Козаков исполнил еще несколько ролей. Дон Жуан ("Дон-Жуан" Ж.-Б. Мольера, 1973), Кочкарев ("Женитьба" Н.В. Гоголя, 1975) и Ракитин ("Месяц в деревне" И.С. Тургенева, 1978) в постановке А. Эфроса оказались в ряду лучших его ролей. Там же, на Малой Бронной, Козаков ставит два спектакля: комедию Л. Зорина "Покровские ворота" и пьесу Ю. О'Нила "Душа поэта".

В кино Михаил Козаков дебютировал, как уже было сказано, в картине Михаила Ромма "Убийство на улице Данте" (роль Шарля Тибо). Дебют оказался не просто удачным, а, можно сказать, по тем временам ошеломительным. На Козакова обрушилась слава. Свидетельство современника: "...были веселые весны. Как-то вечером я, тогда еще студент-медик, фланировал с приятелем по Невскому, настроение было превосходное, беззаботное, мы шли, разглядывая прохожих, витрины... Как вдруг - тревога! Взгляды всех гуляющих, как по команде, устремились вперед, зыбь волнения пробежала по толпе пешеходов: навстречу шло само "Убийство на улице Данте"! Шел сам Михаил Козаков, высокий, черноволосый, красивый, одетый так же, как и его герой в фильме. За ним следовала многочисленная свита... Никогда не забуду его поистине королевский жест, когда, критически оглядев свою свиту, Михаил, зайдя в ближайшую бутербродную и пригласив всех нас, заказал всем по рюмке портвейна". ("Ну, положим, не по рюмке, а по стакану! - ревниво отрецензировал Козаков это воспоминание именитого прозаика, а в ту пору начинающего Василия Аксенова.)

Актер начал активно сниматься в ярких острохарактерных ролях, причем в картинах различных жанров. Но даже если бы Михаил Козаков сыграл только одну роль в фильме "Здравствуйте, я ваша тетя!" (1975), то уже этим узаконил бы свое имя в кинематографе. В числе его других заметных работ - Педро Зурита в экранизации романа А. Беляева "Человек-амфибия" (1961), Сильвио в пушкинском "Выстреле" (1966), Джек Берден в 3-серийном фильме по роману Роберта Пен Уоррена "Вся королевская рать" (1971). Комедийное дарование артиста наиболее ярко проявилось в фильмах "Соломенная шляпка" Леонида Квинихидзе (1974), "Комедия ошибок" Вадима Гаузнера (1978), водевиль "Лев Гурыч Синичкин" (режиссер А. Белинский, 1974). Из последних его ролей отметим роли в фильмах "Господин оформитель" (режиссер Тепцов), "Мания Жизели" (режиссер А. Учитель), "Лавина" (режиссер И. Соловов). Скоро артист появится на экранах, сыграв режиссера Таирова в фильме Б. Бланка "Смерть Таирова", и в роли Феликса в картине М. Корастышевского по произведению И. Бунина "Смерть корнета Елагина".

Вообще же фильмография актера Козакова огромна. Можно вспомнить трижды сыгранную роль Феликса Дзержинского (Государственная премия РСФСР), "Восемнадцатый год" (1958), "Трудное счастье" (1958), "Золотой эшелон" (1959), "Вдали от Родины" (1960), "Евгения Гранде" (1960), "Последние залпы" (1960), "Балтийское небо" (1960-1961), "Девять дней одного года" (1961), "Суд сумасшедших" (1961), "Строится мост" (1965), "День солнца и дождя" (1967), "Звезды и солдаты" (1967), "Повесть о чекисте" (1969), "Два дня чудес" (1970), "Гроссмейстер" (1972), "Исполняющий обязанности" (1973), "Автомобиль, скрипка и собака Клякса" (1974), "Иван да Марья" (1975), "Ярослав Домбровский" (1975), "Красавец мужчина" (1978), "И с вами снова я..." (1981), "Синдикат-2" (1981), "Товарищ Иннокентий" (1981), "Шестой" (1981), "Демидовы" (1983), "Кукарача" (1983), "Уникум" (1983), "Герой ее романа" (1984), "Невероятное пари, или Истинное происшествие, благополучно завершившееся" (1984), "Воительница" (1986), "Храни меня, мой талисман" (1986), "Дураки умирают по пятницам" (1990) и многие др.

В театре и кино в лучших своих ролях Михаил Козаков раскрылся как артист необычный, абсолютно русский, с извечным стремлением дойти до самой сути, превратить свое существование в поиск его смысла и тем самым обречь и себя, и близких на маету и одиночество, мучительно отделяя зерна от плевел, зло - от добра, грех - от благодеяний...

В 1978 году Михаил Козаков дебютировал как кинорежиссер, поставив на телевидении двухсерийный фильм "Безымянная звезда", созданный по мотивам пьесы Михаила Себастьяна. Картина, в которой Козаков сыграл также одну из главных ролей вместе с Анастасией Вертинской и Игорем Костолевским, стала несомненной удачей, удачей без снисходительных оговорок и скидок на недостаток опыта. Именно с "Безымянной звезды" начался новый Козаков - режиссер, который явно имеет что сказать, который определил свое место, обозначил свой стиль. После будут - "Покровские ворота" (1982), "Попечители" по А.Н. Островскому (1983), "Маскарад" М. Лермонтова (1985), "Фауст" И.Гете (1986), "И свет во тьме светит" Л.Н. Толстого (1989), "А это случилось в Виши" А. Миллера (1989), "Визит дамы" Ф. Дюрренматта (1989) и мюзикл "Тень, или Может быть, все обойдется" (1991), телевизионная версия спектакля "Возможная встреча" о Генделе и Бахе, "Ужин в четыре руки", за который М. Козаков получил премию Тэфи. Но и прежде были телевизионные постановки, где режиссерский талант подавал о себе явственный знак ("Удар рога" А. Састрэ с О. Далем в главной роли, "Ночь ошибок" (по Голдсмиту) и др.