Михаил Матусовский... Если бы не встреча с этим замечательным поэтом - не было бы песни "Черное море мое". Это было счастливое время для композитора, когда он писал музыку к кинофильму "Матрос с "Кометы". Другие песни - "Идет влюбленный человек ", "Поезда", созданные совместно, тоже стали популярными, но "Черное море" вошло в число песен, которые можно написать только раз в жизни.
В 1967 году на радио организовали передачу "С добрым утром!". Фельцмана попросили написать для нее песню, которая стала бы звуковыми позывными, каждое воскресенье возвещавшими, что "воскресенье - день веселья". Песня была написана на слова Ольги Фадеевой, а спел ее Марк Бернес. Со дня выхода мелодии в эфир прошло уже больше 30 лет, но композитор до сих пор не расстается с людьми, которые родили эту передачу, завоевавшую большую любовь народа. Вот песни Фельцмана, впервые прозвучавшие в "Добром утре": "Ландыши", "Комсомольцы двадцатого года", "Рулатэ", "Я верю, друзья", "Венок Дуная", "Стоят дворцы, стоят вокзалы", "Ходит песенка по кругу", "Белый свет", "Ничего не вижу...", "Фронтовики, наденьте ордена", "Огромное небо", "Огонь Прометея", "Стань человеком", "Баллада о знамени", "Баллада о красках", "Баллада о бессмертии", "Возвращение романса", "Вальс при свечах", "Дочери", цикл "С любовью к женщине", "Одинокая", "Мир дому твоему", "За полчаса до весны", "Остров детства", "Жеребенок"... И это только небольшая часть песен, прозвучавших в утренней передаче.
С 1952 по 1972 год Оскар Фельцман не писал оперетт, но в 1973 году режиссер Юрий Хмельницкий предложил ему написать музыку к известной классической комедии Томаса Брандона "Тетка Чарлея". После 20-летнего перерыва композитор жадно принялся за работу. Стихи написал Роберт Рождественский. Это была их первая совместная работа в оперетте. А несколько лет спустя по пьесе одесских авторов они вместе создали музыкальную комедию "Старые дома", которая обошла сцены почти всех наших театров, шла за рубежом. "Тетка Чарлея" впервые была поставлена в Краснодаре, а потом и в Московском театре оперетты режиссером М.Раппопортом и стала шлягером на многие сезоны. С этим спектаклем начался второй период работы Фельцмана в оперетте. Во многих театрах тогда шли сразу три его оперетты: "Тетка", "Дома" и "Пусть гитара играет" (пьеса и стихи Е.Гальпериной и Ю.Анненского).
Большая творческая дружба связывала Оскара Фельцмана и замечательного поэта Евгения Долматовского. Песни - "Венок Дуная", "Помнят люди" - плод их совместной работы. Поэзия Долматовского, разнообразная по форме и ритмике, будоражила фантазию композитора, призывая создать что-то более развернутое по форме, чем песня. Фельцману дорог вокальный цикл "Испанские сюжеты". Он состоит из четырех частей, довольно контрастных. Баллада - рассказ о героизме - "Гарсиа Лорка", "Мария де ля О" - о песне, которая прошла через войну, осталась жива и согревает сердца и сегодня; "Мадрид - метро" - песня-рассказ о двух влюбленных, для которых метро - единственное место для встречи; финал - "Дон Кихоты" - песня -призыв к вечной и смелой борьбе за правду и справедливость. Певец Леонид Серебренников ярко интерпретировал эти песни-новеллы, которые и сейчас продолжают свою сценическую жизнь.
С огромной признательностью Фельцман вспоминает о Роберте Рождественском, человеке, во многом определившем его судьбу. Они написали песни и баллады к спектаклю "Молодая гвардия", цикл баллад под общим названием "Баллады о бессмертии", за которые они неоднократно получали высшие награды на всесоюзных и международных конкурсах, лирические песни, например, "Старые слова" (из кинофильма "Это сильнее меня").
Очень дорог композитору песенный цикл на стихи Расула Гамзатова "С любовью к женщине", написанный в 1972 году, в неповторимом исполнении Муслима Магомаева. В 1973 году Фельцман написал ораторию на стихи Гамзатова "Родина" для солиста , хора и оркестра, в трех частях. Впервые это сочинение было исполнено 4 и 5 ноября 1980 года в Софии ансамблем Народной армии Болгарии. Дирижировал автор. В конце 1974 года на стихи Гамзатова в переводе Р.Рождественского была написана песня "Любовь". Ее включили в "Песню года", и она стала лауреатом. Исполнял ее Сергей Захаров. В 1980 году И.Кобзон спел цикл песен на стихи Р.Гамзатова "Дай мне руку, друг". Песня "Любимая" из этого цикла зажила своей самостоятельной жизнью. После того, как песни Фельцмана прозвучали в первом авторском изложении, многие певцы стали исполнять их по-своему. Одно такое исполнение по силе художественного воплощения можно причислить к премьере - рождению песни. Это исполнение песен композитора "Есть глаза у цветов" и "Колыбельная" на стихи Р.Гамзатова ансамблем Стаса Намина. По словам Фельцмана, такими новыми прочтениями своих произведений музыканты могут и должны гордиться.
В середине 1980-х годов композитору пришла в голову идея - организовать для своих авторских концертов инструментальный ансамбль. Таким музыкальным коллективом стал "Огни Москвы" с солисткой Ириной Аллегровой. Выступали в течение двух лет. Все это происходило после злополучного инфаркта композитора, и постепенно он почувствовал, что кочевую концертную жизнь переносит с трудом, и передал ансамбль композитору Давиду Тухманову.
В конце 1980-х годов Оскар Фельцман почувствовал особую тягу к музыке еврейской. Наверное, непосредственным толчком к работе над сочинениями на еврейскую тему послужил подаренный ему сборник "Из еврейской народной поэзии". В 1987 года он написал вокальный цикл "Песни былого". В переводе Наума Гребнева слова этого цикла обладают пронзительной эмоциональностью и рисуют зримые картины жизни еврейского местечка. Исполнил этот цикл Иосиф Кобзон. Фильм, снятый по этим песням, сразу привлек внимание телезрителей.
В конце 1990-х годов Фельцман написал 12 песен на слова Юрия Гарина. Тематика этих песен современная. Композитор исполнял их в Одессе на авторском концерте в дни празднования 200-летия города. Они звучали в Нью-Йорке и на эстрадах других городов мира. Некоторые из них замечательно поют Алла Йошпе и Стахан Рахимов, Клара Новикова. Оскар Борисович также написал около часа музыки для скрипки и рояля. Часть этих сочинений прозвучала тоже в Одессе в исполнении знаменитой скрипачки, профессора Венской консерватории Доры Шварцберг.
В мае 1995 года Оскар Борисович оказался в городе Ноябрьске на праздновании юбилея Победы. Было много встреч, концертов, на которых десятки тысяч людей подпевали исполнению песен композитора. Вернувшись в Москву, он хотел продолжить дела, которые не завершил до отъезда, но в голову приходили совсем другие мысли, сюжеты, подсказанные далеким городом у Полярного круга. Так появились пять песен об этом чудесном городе. Впоследствии они были записаны Валентиной Толкуновой, Леонидом Серебренниковым, В. Шивриным в сопровождении оркестра Большого театра. Издано 20 тысяч аудиокассет, 10 тысяч сборников нот. А для телевидения снято пять клипов, зрительный ряд которых отличается поразительным темпераментом и душевностью. Прошло еще время... Песни Фельцмана поселились в городе Ноябрьске, а одна из них - "Домой, домой" - стала гимном этого города.
С Ноябрьском связано и появление балета "Булочка" (либретто А. Агамирова). Это сочинение было подсказано жизнью северного города, его культурным развитием. Работа над балетом была связана с предстоящим открытием хореографического училища. Премьера, осуществленная силами учащихся и педагогов этого учебного заведения, прошла с большим успехом. Запись музыки была осуществлена в Москве оркестром Большого театра, в мастерских которого сделали и декорации этого спектакля.
На этом хореографическая тема в творчестве Оскара Фельцмана не закончилась. В 2000 году для "Русского балета" Вячеслава Гордеева композитором был написан балет по мотивам новеллы Проспера Мериме "Венера Ильская" (либретто В. Гордеева и О. Фельцмана).
В последние годы композитором создан целый ряд камерных произведений, в том числе "Десять романсов на стихи Инны Лиснянской", "Цикл романсов на стихи Марины Цветаевой", "Цикл песен на стихи Х. Бялика".
18 февраля 2001 года в Центральном концертном зале "Россия" состоялся юбилейный концерт композитора. К своему 80-летию Оскар Борисович написал много новой музыки, и в этот вечер состоялись премьеры многих его произведений.
Особняком стоит еще один проект, реализованный Оскаром Борисовичем, - диск под названием "Еврейское счастье", на котором собраны 10 инструментальных пьес в исполнении трио "Мазл Тов" из Екатеринбурга, замечательных музыкантов - обладателей первой премии международного конкурса на лучше исполнение еврейской музыки в рамках фестиваля имени Соломона Михоэлса в Москве. Весной 2001 года Фельцмана пригласили в Нью-Йорк на открытие выставки русской коллекции картин Марка Шагала, где он дарил свой диск почетным гостям выставки. "Еврейское счастье" композитора, зазвучавшее в стенах Центрального музея еврейской культуры в Нью-Йорке, расходится по свету...
О.Б. Фельцман - Народный артист России, кавалер орденов Дружбы народов и "За заслуги перед Отечеством" IV степени, многократный лауреат международных, всесоюзных и всероссийских песенных фестивалей.