Народный артист России, лауреат всесоюзных и международных песенных фестивалей
Родился 18 февраля 1921 года в Одессе. Отец - Фельцман Борис Осипович. Мать - Фельцман Циля Абрамовна. Сын - Фельцман Владимир Оскарович (1952 г. рожд.), выпускник Московской консерватории, пианист.
Отец Оскара Фельцмана был известным в Одессе хирургом, специалистом по костному туберкулезу и пользовался репутацией одного из лучших ортопедов города. Помимо основного занятия он профессионально играл на фортепиано. Получив в молодости хорошее музыкальное образование, он до последних дней своей жизни играл произведения великих композиторов.
Музыка с детства стала увлечением Оскара Фельцмана. Из школы он первым делом бежал домой - к музыке. Потом с отцом и матерью они по Пушкинской улице шли в филармонию - музыка им нужна была как воздух! В трудные 1920-1930-е годы концертная жизнь в Одессе била ключом. В Одессу приезжали лучшие мировые гастролеры. Выдающиеся пианисты, скрипачи, виолончелисты, вокалисты сменяли друг друга.
В 5 лет родители отвели Оскара к Столярскому (это считалось почти обязательным). Каждый одесский мальчик должен был показаться знаменитому педагогу. После двух недель занятий на скрипке Оскар заявил: "Не хочу играть стоя, хочу сидя". П.С.Столярский сказал: "Посадите мальчика за рояль. Пусть сидит". Оскар Борисович убежден в том, что композитор должен быть пианистом; в детстве он почувствовал это интуитивно. Игре на рояле он учился у выдающегося профессора - Берты Михайловны Рейнбальд, у которой занимались Эмиль Гилельс, Татьяна Гольдфарб и другие замечательные музыканты. Играл на рояле Оскар неплохо, но родившееся в нем стремление сочинять свою музыку не давало ему покоя уже с 6 лет. Свою первую фортепианную пьесу он назвал "Осень". В дальнейшем очень быстро овладел музыкальной грамотой и начал писать клавиры. Однажды он сказал отцу, что для того, чтобы писать ноты, ему нужна доска. Отец заказал доску виртуозу столяру-краснодеревщику Шлегелю, и тот сделал доску - просто шедевр столярного искусства. Все дальнейшее творчество композитора оказалось навсегда связанным с этой доской. Она и сегодня стоит на его рояле, в центре на пюпитре для нот. Доска стала соучастницей всей его музыки, следуя за ним повсюду.
В 1939 году О. Фельцман окончил знаменитую школу имени П.С.Столярского с занесением на Золотую доску почета и отправился в Москву. Он поступил в консерваторию в класс В.Я.Шебалина. На вступительном экзамене на композиторском факультете блестяще приняли его "Сонатину" для фортепиано. На 2-м курсе ему предоставили Сталинскую стипендию. За два московских года были взлеты, были и сомнения. Была премьера виолончельной сонаты в Малом зале консерватории. Играл выдающийся музыкант и педагог профессор Козолупов, партию рояля исполнял сам автор.
С началом войны Фельцман эвакуировался в Новосибирск. В этом городе в 20 лет он стал ответственным секретарем Сибирского союза композиторов. На заседания союза приходили выдающиеся композиторы Георгий Свиридов и Владимир Щербачев. В члены Союза композиторов СССР принимали Кирилла Молчанова, которому на втором рояле Фельцман помогал в показе его фортепианного концерта. Там же были Мравинский, Соллертинский, оркестр Ленинградской филармонии, джаз Утесова. Фельцман писал музыку для филармонии, Ленинградского Александринского театра, к нескольким спектаклям Еврейского театра Белоруссии. Неожиданно в Новосибирск приехал Б.Д.Владимирский, который в то время занимал должность начальника музыкальных учреждений страны. Узнав от композитора В.Щербачева, что в Новосибирске есть молодой одаренный композитор, Владимирский обратился к Фельцману с предложением вместе с ним поехать в город Сталинск, где находился тогда Московский театр оперетты. В день их приезда в театре шла "Сильва" И.Кальмана. Оперетта ошеломила Фельцмана, он ощутил, что вся его последующая жизнь будет связана с опереттой, песней, легким жанром. Он почувствовал неведомые ранее творческие просторы, музыкальные и драматические устремления, а главное - не туманную, а ясную цель.
Московский театр оперетты сделал композитору срочный заказ - написать оперетту по пьесе В.Катаева "Синий платочек". Он написал музыку за две недели, привлекая для работы над стихами сибирского поэта Льва Кондырева. Работали дни и ночи. Развязка наступила в стиле "социалистического реализма" - в газете "Правда" пьеса Катаева была разгромлена, а музыка Фельцмана оказалась "бесхозной". Знакомство с Московским театром оперетты и доблестной советской критикой состоялось. По прошествии многих лет содружество с этим замечательным театром приносило композитору незабываемое творческое удовольствие и радость.
В 1941 году в Новосибирске Фельцман женился на студентке дирижерско-хорового факультета Московской консерватории Евгении Петровне Кайдановской, сибирячке. В Москву они с женой вернулись в 1945 году. Временно поселились у родственников в Кривоарбатском переулке. Жизнь круто поставила вопрос: либо забыть так называемый легкий жанр и писать серьезную академическую музыку, соревнуясь с другими студентами консерватории, либо стать на путь самосовершенствования и никогда в жизни не расставаться с легким жанром, который стал для композитора необходимым, как воздух. Он пошел по второму пути и никогда в жизни об этом решении не пожалел. Три послевоенных года оказались для него нелегкими. Однажды, преодолев сомнения, он пришел в Союз композиторов и, сыграв серьезные сочинения, был безоговорочно принят в композиторскую организацию. Тем временем "просачивались" слухи о больших способностях Фельцмана в легком жанре. Ему предложил совместную работу популярный тогда опереточный драматург Илья Рубинштейн. Оскар с азартом приступил к работе, и вскоре на сценах периферийных театров появились его музыкальные комедии и среди них - "Чужая ночь", ставшая во многих городах аншлаговым спектаклем. К нему постепенно приходят известность и признание. В 1948 году в Московском театре оперетты состоялась премьера его музыкальной комедии "Воздушный замок" (пьеса и стихи В.Винникова и В.Крахта). Премьера совпала со знаменательным событием в жизни страны - "историческим" постановлением ЦК о формализме в музыке, подвергшее разносной критике самых выдающихся композиторов страны, начиная с Шостаковича...
В 1952 году состоялись две премьеры - в Театре оперетты - "Суворочка" и в Театре Станиславского и Немировича-Данченко - "Шумит Средиземное море". Наталия Сац, заведовавшая в те годы детским отделом в Москонцерте, оценила способность Фельцмана быстро и точно выполнять творческие заказы, и музыкант написал немало детской музыки для ее постановок. Кроме оперетт он начал писать музыку к цирковым номерам, эстрадным представлениям. Эта работа знакомила его с режиссерами, поэтами, драматургами. До 1950-х годов он никогда не интересовался песней, она просто не привлекала его внимания.
В 1962 году Оскар Фельцман написал Концерт для скрипки с оркестром, полновесное сочинение в трех частях, следующее традициям классической формы. В Одессе, а потом в Москве ему казалось, что песня - дело несерьезное. В.Драгунский и Л.Давыдович много писали для эстрады. Они предложили Фельцману несколько стихотворных текстов для песен. Среди них были и слова песни "Теплоход". Он тут же написал для них музыку. Всем знакомым музыка понравилась. Решили, что песню должен исполнять Леонид Утесов. Фельцман сам пошел к Утесову и познакомил его с этой песней. Знаменитый артист согласился ее исполнить. Композитор был окрылен этим, хотел писать новые песни. Он вошел в новый музыкальный мир: как показало время - навсегда. Потом для одной из ежегодных эстрадных программ сада "Эрмитаж" была написана танцевальная песня на слова Ольги Фадеевой. Фельцман передал ноты известной певице Гелене Великановой, и через две недели вся Москва, а за ней и вся страна напевала ставшие впоследствии знаменитыми "Ландыши, ландыши...".
И тут жизнь преподнесла неприятный сюрприз. Для очередного доклада в ЦК партийным функционерам потребовались примеры пошлости в искусстве или так называемые "образцы нарушения норм социалистической чистоты и мудрости". Выбор пал на Фельцмана. Композитора ругали за "Ландыши" не месяцы, даже не годы - без малого четверть века! А песню любили и пели, любят и поют до сих пор.
Позже была написана песня совершенно из другого музыкального ряда - на стихи В. Войновича "Комсомольцы двадцатого года". Премьера ее состоялась на городской партконференции, проходившей в зале имени П.И. Чайковского. Фельцману предложили в перерыве выступить и показать свои последние песенные работы. Песня имела огромный успех. Вскоре к запуску первого в мире искусственного спутника Земли появилась песня "Я верю, друзья" ставшая любимой песней не только будущих космонавтов, но и всей большой страны. Композитор подружился с нашими первыми космонавтами - Юрием Гагариным, Андрианом Николаевым, особенно - с Павлом Поповичем.
Так получилось, что первые шаги на эстраде композитор делал очень быстро. Особенно он благодарен мастерам эстрады старшего поколения, которые почувствовали его перспективность: знаменитые конферансье М.Гаркави и А.Алексеев, выпуская Фельцмана на сцену, создавали в зале такую доброжелательную атмосферу, что, выходя к публике, он чувствовал заинтересованное к себе отношение. Со временем Фельцман стал сотрудничать со многими знаменитыми артистами - Клавдией Шульженко, А.Менакером, И.Набатовым. Позже работал с известными поэтами - М.Матусовским, Е.Долматовским, Р.Рождественским, Р.Гамзатовым, Н.Доризо. Но вначале на композитора обратили внимание чистые "песенники", среди них - Ольга Фадеева, в те годы писавшая слова для песен многим известным композиторам. С ней он написал много песен. Среди них, помимо "Ландышей", - "Песенка почтальона", которую исполнил обаятельный Олега Анофриев. Из песен периода "Ландышей" композитор выделяет песню на слова Г.Ходосова "Мой Вася". Она очень быстро стала популярной в исполнении Нины Дорды, но столь же часто критиковалась "глашатаями" культуры.