Народная артистка СССР, Герой Социалистического труда, лауреат Ленинской и Государственной премий
Родилась 7 июля 1939 года в Ленинграде. Отец - Образцов Василий Алексеевич (1905-1989). Мать - Образцова Наталия Ивановна (1913-1994). Первый супруг - Макаров Вячеслав Петрович (1938г.рожд.), физик. Второй супруг - Жюрайтис Альгис Марцелович (1928-1998), дирижер. Дочь - Макарова Елена Вячеславовна (1966г.рожд.), певица. Внук - Макаров Александр (1988г.рожд.).
Воспоминания детства для Лены навсегда связаны с войной и блокадой. С первого дня отец ушел на фронт, семья до конца зимы 1942 года оставалась в осажденном Ленинграде. Весной 1942 года Лена с матерью и бабушкой были эвакуированы по Ладожскому озеру в городок Устюжну Вологодской области, где они жили до лета 1945 года. После войны жить было тяжело, трудно. Отец вернулся только спустя год. Мама работала, а Лену отдали в детский сад. Музыкальная руководительница хора первой обратила внимание на голос девочки и сказала об этом маме, но она не придала значения этим словам.
Петь Лена начала рано, с 5 лет. Голосок был тоненьким, комариным. Пела то, что слышала вокруг, главным образом, вальсы Штрауса. Когда пошла в школу, уроки делала исключительно под музыку - пела сама или слушала пластинки. Часами сидела у репродуктора во время оперных передач. Музыка с детства была для нее не дополнением к жизни, а неотъемлемой ее частью. Навсегда запомнились ей домашние музыкальные вечера: у отца, инженера по профессии, был отличный баритон, к тому же он хорошо играл на скрипке. Из командировки в Италию он привез большую коллекцию пластинок, по которым маленькая девочка знакомилась с голосами знаменитых певцов - Джильи, Карузо, Галли-Курчи.
С 1948 по 1954 год Лена занималась в Детском хоре Ленинградского Дворца пионеров. Создателем и бессменным руководителем хора была Мария Федоровна Заринская. "Этот хор повлиял на меня очень, - признавалась певица. - В нем я собственно родилась как музыкант. Мария Федоровна была, безусловно, выдающимся человеком и педагогом. Она "влюбила" меня в пение и была первой, кто дал мне веру в то, что я смогу стать певицей". Лена была непременной участницей всех концертов школьной самодеятельности, на которых с удовольствием исполняла цыганские романсы и чрезвычайно популярные в те годы песни из репертуара Лолиты Торрес.
С 1954 по 1957 год в связи со служебным переводом отца, семья жила в Таганроге, затем год в Ростове-на-Дону. Таганрог подарил Лене знакомство с замечательным педагогом Анной Тимофеевной Куликовой, у которой в течение двух лет она занималась на вокальных курсах в Музыкальной школе имени П.И.Чайковского. На отчетном концерте в школе ее услышала директор Ростовского музыкального училища М.А.Маньковская и по ее рекомендации в 1957 году Лена была принята в училище сразу на 2-й курс, а через год, в августе 1958 года, пройдя успешное прослушивание, она поступила на подготовительное отделение Ленинградской консерватории.
Родители скептически относились к увлечению дочери пением и настояли на том, чтобы она поступала в технический вуз. Однако проучилась Елена лишь на подготовительном отделении. Из 100 человек, проходивших испытания, на вокальный факультет приняли только троих, и среди них - Елену Образцову.
Ленинградскую государственную консерваторию имени Н.А.Римского-Корсакова по классу профессора А.А.Григорьевой (оперный класс А.Н. Киреева) она окончила в 1964 году. О своем педагоге всегда вспоминает с большой теплотой: "Антонина Андреевна была очень тактична и аккуратна как человек и как педагог. Мне всегда хотелось сделать скорее, петь сразу большие арии, сложные романсы, а она убеждала, что без постижения "азов" вокала ничего не выйдет. Она разумно раведывала мои возможности, не торопилась "расковырять "бутончик". Она говорила: "Если бутончик расковырять в розочку, она сразу увянет. Бутончик должен расцветать сам" Антонина Андреевна принадлежала к числу людей, для которых служение искусству, музыке, своим ученикам составляло высший смысл каждого прожитого дня".
В оперном классе Лена занималась у Алексея Николаевича Киреева. "Киреев был выдающимся оперным режиссером, - говорит певица. - Он впервые дал мне почувствовать, что такое театр. И впервые я узнала, что такое концертмейстер, когда услышала Елизавету Митрофановну Костромину. У Киреева и Костроминой оперный класс был классом мастерства".
1962 год принес в жизнь Елены образцовой большие перемены. Две золотые медали - на Всемирном фестивале молодежи и студентов в Хельсинки и на Всесоюзном конкурсе вокалистов имени М.И.Глинки в Москве повлекли за собой приглашение в Большой театр. К сезону 1963/64 года ей предлагалось подготовить партии Марины Мнишек, Полины и Амнерис. Тогда было принято решение об окончании Еленой консерватории экстерном. 11 мая 1964 года в Малом зале имени Глазунова состоялся выпускной экзамен, на котором Софья Петровна Преображенская, председатель комиссии, поставила Елене Образцовой 5 с плюсом - оценку, которая не ставилась в Ленинградской консерватории около 40 лет.
На сцене Большого театра Е.Образцова дебютировала, еще будучи студенткой, в партии Марины Мнишек в опере М.П. Мусоргского "Борис Годунов" (17 декабря 1963 года), покорив не только Самозванца, но и эмоциональную московскую публику. Все, что последовало за этим в крупнейших городах и столицах мира - Париже, Лондоне, Вене, Милане, Мюнхене, Гамбурге, Зальцбурге, Праге, Берлине, Барселоне, Нью-Йорке, Сан-Франциско, Токио, Буэнос-Айресе, - принесло Елене Образцовой славу одной из самых блистательных звезд вокального искусства нашего времени.
Природа щедро одарила Елену Образцову. У нее голос редкой красоты тембра, бархатистости, органной сочности звучания, яркая сценическая внешность, придающая ее оперным героиням редкую художественную рельефность и выразительность, талант настоящей драматической актрисы. И все это соединено в художнике, фанатично преданном музыке. Для Образцовой пение - не просто профессия, а содержание, высший смысл жизни. Поэтому художественные трактовки певицы обладают такой огромной притягательной силой, безраздельно захватывают слушателей. Образцова - властительница душ зрителей, личность поистине магнетическая.
Принято считать, что именно северная столица стала почвой для роста ее таланта. И это справедливо. В Петербурге коренится "европейскость" Образцовой, ее способность легко находить стилевые ключи - вчера к песням Шумана, сегодня к куплетам Целлера, завтра к тонадильям Гранадоса, а послезавтра к зонгам Вайля. Графиня из "Пиковой дамы" Чайковского, хрупкая и несгибаемая, в трактовке Образцовой сама становится символом Петербурга и всей его устрашающе-утонченной красоты. В романсах Даргомыжского, исполняемых Образцовой и ее концертмейстером-единомышленником Важей Чачавой, оживают петербургские салоны, в романсах композиторов конца XIX века прорываются наружу кипящие страсти города Достоевского и Блока. Петербург часто называют итальянским городом - в голосе Образцовой итальянские страсти обретают естественное пристанище, достаточно вспомнить ее Амнерис, Азучену, Ульрику, Сантуццу. Иные петербургские дворцы вступают в прямое соперничество с французскими - Образцовой не занимать французской утонченности, французского шика, в ее Кармен слышна прежде всего французская интонация, ее Шарлотта вникает в суть французского лиризма.
Но Образцова живет в Москве и "театром своей жизни" выбрала Большой театр. Здесь родилась и коронная роль Образцовой - вещунья и страстотерпица Марфа из "Хованщины" Мусорского, чьи зовы и пророчества стали эмблемой русской оперы последних лет. Здесь проживает свои горести мятущаяся Любаша из "Царской невесты", черпая в московской эмоциональности силы для борьбы за любовь. Здесь, в Москве, свела Образцову судьба с Георгием Свиридовым, чтобы сделать из нее страстную проповедницу творчества одного из самых своеобразных русских композиторов XX века. Исполнение Еленой Образцовой музыки Г.Свиридова принадлежит к числу выдающихся творческих достижений певицы. Эти концерты становились событиями художественной и общественной жизни. Особенно в этом ряду следует отметить исполнение Е.Образцовой вокального цикла "Десять песен на стихи Александра Блока" (1980), посвященных автором певице и поэмы на стихи Сергея Есенина "Отчалившая Русь" (1983) в редакции для меццо-сопрано, созданной Свиридовым специально для Елены Образцовой.
Подлинная стихия певицы - музыка высоких романтических чувств, исполненная глубокой, страстной экспрессии, порывистости, лирической проникновенности и одухотворенности. Многие ее роли стали живой классикой современной оперной сцены. Всего в репертуаре певицы 85 партий в операх русского и зарубежного классического репертуара, а также в операх композиторов XX века: Марина Мнишек ("Борис Годунов", 1963), Гувернантка, Полина, Миловзор (1964), Графиня (1965, "Пиковая дама"), Любаша ("Царская невеста", 1967), Кончаковна ("Князь Игорь", 1968), Марфа ("Хованщина", 1968). Любава ("Садко", 1979), Амнерис ("Аида", 1965), Азучена ("Трубадур", 1972), Эболи ("Дон Карлос",1973), Сантуцца ("Сельская честь",1977), Ульрика ("Бал-маскарад", 1977),Принцесса де Буйон ("Адриенна Лекуврер", 1977), Адальжиза ("Норма", 1979), Джованна Сеймур ("Анна Болейн", 1982), Орфей ("Орфей и Эвридика", 1984), Нерис ("Медея", 1989), Леонора ("Фаворитка", 1992), Герцогиня ("Сестра Анжелика", 1992), Кармен ("Кармен", 1972), Шарлотта ("Вертер",1974), Далила ("Самсон и Далила",1974), Иродиада ("Иродиада", 1990), Оберон ("Сон в летнюю ночь" Б.Бриттена, 1965), Женя Комелькова, ("Зори здесь тихие" К. Молчанова, 1975), Юдит ("Замок герцога Синяя Борода" Б.Бартока, 1978), Иокаста ("Царь Эдип" И.Стравинского, 1980), Сильвана ("Пламя" О.Респиги, 1990); С.Прокофьева: Фрося ("Семен Котко", 1970), Княжна Марья (1964), Элен Безухова (1971), Ахросимова (2000, "Война и мир"), Бабуленька ("Игрок", 1996) и другие.