Смекни!
smekni.com

Ростоцкий Андрей Станиславович (стр. 1 из 2)

(1957-2002)

Заслуженный артист России

Родился 25 января 1957 года. Отец - Ростоцкий Станислав Иосифович (1922 г. рожд.), кинорежиссер, Народный артист СССР, лауреат Ленинской и Государственных премий. Мать - Меньшикова Нина Евгеньевна (1928 г. рожд.), актриса, Народная артистка России, лауреат Государственной премии СССР. Супруга - Ростоцкая Марианна Альбертовна (1963 г. рожд.), педагог, киновед, кандидат искусствоведения, член Союза кинематографистов России. Дочь - Ольга (1989 г. рожд.).

"Сын знаменитых кинематографистов" - с этого начинается едва ли не каждая публикация о нем. Что это значит? Сколько их, детей знаменитостей, погибших в дебрях престижных тусовок. Талантливых, но блеснувших на миг, не выдержав соперничества с именами своих родителей. Талант у многих, а вот способность и желание идти в той же области собственным путем, зачастую целенаправленно подчеркнуто "не отцовским", и воля сделать это - не у всех. И не всегда известный и популярный родитель может похвастаться тем, что однажды ему сказали: "А! так вы его отец?"

Андрей Ростоцкий не рос в "звездной" среде, купаясь в родительской славе. О детстве и юности шутит: "У меня ситуация была, как в одном школьном сочинении: "Пушкин родился у бабушки в деревне, в то время как его родители были в Петербурге". Считает, что очень многим обязан бабушке Татьяне Григорьевне - маминой маме, которая забрала мальчика к себе. Любила она Андрюшу до самозабвения, рада бы баловать барчука, да где там: надо содержать в порядке деревянный дом в Богородском. У самой сын-подросток. И Андрюша помогал бабушке: колол дрова, носил воду, чинил, ремонтировал, строил, в общем вся мужская работа на нем да на дяде чуть постарше его. А в свободное время бабушка читала ему Пушкина, своего кумира, биографию которого она знала по дням, по минутам. Она и воспитала внука так, что XIX век для него навсегда стал милее и ближе XX-го. Романтизм, благородство, достоинство, представления о чести - это не только дворянские гены отца (прадед Андрея был действительным статским советником, юристом, за отказ участвовать в процессах политзаключенных был сослан из Петербурга в город Алапаевск; дед окончил медицинский факультет Московского университета, участвовал в первой мировой войне), это еще и духовная атмосфера, созданная этой тихой, скромной, трудолюбивой, доброй, интеллигентной женщиной из рабочего поселка.

Андрей окончил английскую спецшколу. Забота родителей о школьных успехах юнца кончилась неудачной попыткой мамы доказать, что два плюс три пять. Больше в уроки никто не вникал, и можно было учиться тому, что интересно. Прежде всего английскому - способности делали это занятие приятным, а также истории и литературе. Правда, учительница литературы не всегда была довольна его успехами. Как же! Имеет свое мнение, которое к тому же не совсем совпадает с тем, что писалось в учебниках. На отметки Андрей обращал мало внимания, рано почувствовав, что "многознание уму не научает". Он получил хорошее гуманитарное образование именно потому, что учился осмысленно, не зубрил в школе все подряд, а впитывал нужное. Самостоятельность и здесь сыграла свою роль, его кумиром стал Лермонтов - поэт демонический, жесткий и, может быть, трагический. Ему был близок лермонтовский романтизм, его отношение к женщине.

Родители считали, что благодаря своим человеческим качествам Андрей может стать дипломатом или прекрасным хирургом: в семье была сильная медицинская традиция. С его "мыслящими руками" были и другие - стабильные и надежные - перспективы. О карьере в кино думать опасались: даже если талантлив, результат может быть самым плачевным. Но... Первый раз Андрей попал на съемочную площадку с мамой - она играла главную роль в фильме "Хуторок в степи" Б. Бунеева и тогда была удивлена, какие точные подсказки делает ее 10-летний сын мальчику, снимавшемуся в фильме. Потом, в 14 лет, поехал с отцом на съемки фильма "А зори здесь тихие" и там увлеченно участвовал в процессе, помогая постановщикам, реквизиторам, пиротехникам. Тогда-то и решил: будет работать кем угодно, но только в кино. Он понял, что это ЕГО образ жизни.

На режиссерский факультет в свои 16 лет Андрей пойти не осмелился. Заканчивая 9-й класс, узнал, что во ВГИКе С.Ф. Бондарчук объявляет дополнительный набор мальчиков в актерскую мастерскую. Для показа выбрал "Зодчих" Кедрина, "Егорушку" Цветаевой и прозу Виктора Конецкого. Когда Бондарчук позвонил Ростоцкому-старшему сообщить, что сын ему понравился, тот отрезал: "Если ты будешь сомневаться в нем, то лучше не порти жизнь ребенку!" Андрей был зачислен вольным слушателем и, продолжая учиться в школе, мог посещать занятия по специальности и в институте. Судьба должна была решиться после 1-го курса. И она решилась. В это время его пригласили к Илье Фрэзу в фильм "Это мы не проходили", а Бондарчук утвердил на роль ефрейтора Кочетыгова в картине "Они сражались за Родину" (1975).

Его первая роль в кино стала и его первым трюком. Это запоминающийся эпизод в фильме: танк наезжает на окоп, в котором находится боец, и разворачивается на месте, сровняв окоп с землей: герой Андрея бросает в него бутылку с зажигательной смесью и погибает. После боя Лопахин (актер В. Шукшин) оплакивает его смерть. Спустя ровно четверть века Андрей встретится с такими героями в телефильме "Моя война" (120 серий, режиссер А. Аравин, 2000, демонстрировался на канале ТВЦ), в котором фронтовики будут рассказывать о реалиях войны, а актер выступит в качестве ведущего.

Первая главная роль Андрея также не прошла незамеченной - в фильме И. Фрэза он сыграл старшеклассника, отстаивающего независимость собственного мнения, борющегося за свою любовь. Известный историк детского кино К.К. Парамонова говорила тогда, что несомненной удачей фильма стал именно живой индивидуальный характер молодого человека на фоне стандартизированных, лакированных учеников и учителей юношеского кино тех лет.

Современные герои Ростоцкого в дальнейшем появились в фильмах "На край света" (Владимир Пальчиков, режиссер Р. Нахапетов, 1975), "Запасной аэродром" (Митя Соловьев, режиссер И. Гурин, 1976), "Василий и Василиса" (Петр, режиссер И. Поплавская, 1981), "Правда лейтенанта Климова" (Павел Климов, режиссер А. Дашкевич, 1981), "Свадебный подарок" (Андрей, режиссер А. Игишев, 1982), "Внимание! Всем постам" (Виктор Кольцов, режиссер И. Вознесенский, 1985), "Прорыв" (Дмитрий Мартынов, режиссер Д. Светозаров, 1986), "Где ваш сын?" (Виктор Кольцов, режиссер И. Вознесенский, 1986), "Перехват" (мичман Бахтеев, режиссер С. Тарасов, 1986), "Черный океан" (Галактионов, режиссер И. Соловов, 1997) и других. Его герои - это личности, волевые, независимые, целеустремленные, пытающиеся жить высокими идеалами и духовными ценностями. Зачастую они задумывались в советском кино как примеры для подражания, образцы, к которым должна стремиться молодежь. И все же актеру удавалось избежать схематичности, поверхностной положительности. Зритель любил его целеустремленных голубоглазых красавцев, мысли которых не расходились с делом. Ему же дороже были более сложные характеры. Лермонтовский дух почувствовал он в сценарии замечательного драматурга Е. Григорьева "Серебряные озера" (режиссер Б. Бунеев, 1989), хотя сюжет этого современного произведения повторял пушкинского "Евгения Онегина" и сценарий первоначально назывался "Татьяна". Но Андрей нашел в характере героя печоринский драматизм: внутренняя неудовлетворенность действительностью рождала нетерпимость, юношескую жестокость, замкнутость, герой создавал себя через страдания других.

В пространстве исторического масштаба более всего реализуется актерское дарование А.С. Ростоцкого. Роль Николки Турбина в телефильме В. Басова "Дни Турбиных" (1976) открыла галерею персонажей, посвятивших свою жизнь служению Отечеству, возвышенных и благородных, считающих свободу главной ценностью и готовых отдать за нее жизнь. Андрей сыграл поручика Губенко в фильме Ю. Борецкого "Господин гимназист" (1985), поручика Карельцова в картине В. Новака "В Крыму не всегда лето" (1987), князя в "Очарованном страннике" (режиссер И. Поплавская, 1990), графа Николая Шереметева в "Графине Шереметевой" (режиссер Т. Павлюченко, 1993). Его героями стали: Аркадий Гайдар в фильмах "Конец императора тайги" (режиссер В. Саруханов, 1977), "Остаюсь с вами" (режиссер И. Вознесенский, 1981) и "Лето на память" (режиссер Ю. Кузьменко, 1987), Иван Каляев - "Особых примет нет" (режиссер Б. Бобровский, 1978) и "Николай Подвойский" (режиссер Ю. Борецкий, 1987), Всеволод Сибирцев - "Владивосток, год 1918-й" (режиссер Э. Гаврилов, 1982), Олеко Дундич - "Первая Конная" (режиссер В. Любомудров, 1983). В 1983 году вышел фильм "Непобедимый" (режиссер Ю. Борецкий) об основателе борьбы самбо Анатолии Харлампиеве, вызвавший волну увлечений этим видом единоборства.

Звездной ролью актера стал Денис Давыдов в фильме "Эскадрон гусар летучих" (режиссеры Н. Хубов, С. Степанов, 1980). И с тех пор для многих зрителей этот образ ассоциируется именно с Андреем Ростоцким.

Ростоцкий был приглашен в эту картину как актер, типологически соответствующий облику офицера того времени. Андрей уже и тогда прекрасно ездил верхом и умел обращаться с холодным оружием. Но он пришел в съемочную группу с твердой уверенностью играть главную роль. Его настойчивость произвела впечатление на Н. Хубова. Кроме того, Андрей оказался "быстро обучаемой системой". Французский язык, танцы, основы игры на гитаре - все это помимо дополнительных уроков по фехтованию и верховой езде входило в его работу над ролью. Последнюю точку поставил замечательный художник-гример Владимир Гражданкин. После просмотра фильма "Эскадрон гусар летучих" французский кинорежиссер Кристиан Жак - постановщик "Фанфан-тюльпана" назвал его русским Жераром Филиппом. Польская пресса писала: "Андрей Ростоцкий в русском кинематографе то же, что Даниэль Ольбрыхский в польском". Киновед Ю. Тюрин отмечал, что Ростоцкий "играет с каким-то веселым темпераментом, азартно... Личность Давыдова, обаятельная и мужественная, раскрывается в сабельном бою, в конной гонке, в дружеском застолье, в декламации стихов, даже черной меланхолии, припадках хандры. Это характер с необрезанными крыльями, справедливый и чувствительный, буйный и гордый".