Смекни!
smekni.com

Лобановский Валерий Васильевич (стр. 1 из 2)

(1939-2002)

Заслуженный тренер СССР, обладатель Кубка европейских стран и Суперкубка

Никто, разумеется, не предполагал, что из пытливого мальчугана, увлекшегося в послевоенном детстве игрой, больше похожей на забаву, нежели на серьезное занятие, получится классный футболист и выдающийся тренер современности. Валерий очень хорошо учился в школе, много читал, но все свободное время проводил на футбольной площадке. Обувь на нем горела, мячи он разбивал в клочья, доски на заборе, превращавшемся в импровизированные "ворота", после его ударов отлетали. Старший брат Валерия Лобановского, Евгений, оторванные доски прибивал, а мама, Александра Максимовна, занимавшаяся семьей домохозяйка, грозила, что футбольный мяч порежет на мелкие кусочки, а превращенные в бутсы ботинки сожжет в печке. Ясно, что угрозы так угрозами и остались: в семье Лобановских видели, что футбол стал неотъемлемой составной частью жизни Валерия и способствовал его гармоничному развитию. Отец, Василий Михайлович, работавший на мельзаводе, и Евгений, прошедший затем путь от инженера-теплоэнергетика до директора института, занятия Валерия футболом поощряли и на матчах с его участием бывали.

Школу Валерий Лобановский окончил с серебряной медалью, а затем столь же успешно - Политехнический институт. Вузы такого профиля для футболистов были редкостью во все времена. Однажды в Советском Союзе в период очередной околофутбольной "реформы", граничившей, что неудивительно, с глупостью, спортивные власти страны приняли решение, запрещавшее работать с командами высшей и первой лиг чемпионата СССР тренерам, у которых не было физкультурного образования. Единственным специалистом, не имевшим такого образования, оказался ставший к тому времени тренером "номер один" в советском футболе Валерий Лобановский. О решении тут же "забыли".

В 1952 году Валерий Лобановский стал заниматься в футбольной школе №1, куда его привел детский тренер Николай Чайка, выделивший способного игрока в мальчишеских сраженьях. Спустя три года Валерий оказался в киевской футбольной школе молодежи, а еще через два года его пригласили в киевское "Динамо". Для начала, разумеется, в дублирующий состав лучшего украинского клуба.

Лобановский привлекал на трибуны зрителей дриблингом, умением запутать соперника, проходами по левому флангу и угловыми. Корнеры в исполнении киевлянина приводили в восторг публику в Москве, Тбилиси, Ленинграде, Донецке и Ереване. И конечно же в Киеве. Трибуны поначалу замирали, а потом ревели, когда Лобановский подходил с мячом к угловому флажку, устанавливал мяч на точку, разбегался с математически точно выверенного им расстояния и так посылал мяч с угла поля, что он либо внезапно "нырял" в ближний угол ворот, либо летел в дальний. Часто из скопления игроков в штрафной площадке вылетал прыгучий Олег Базилевич и забивал с передач Лобановского красивые голы.

"Фирменными" угловые Валерия Лобановского, сыгравшие свою роль на пути киевского "Динамо" к первому чемпионству немосковского клуба в 1961 году, стали не сразу. Сначала были выполненные 22-летним студентом политеха на бумаге расчеты. Затем - сотни поданных в день угловых: в жару, грязь, на киевской тренировочной базе, в других городах. К корнерам, как, впрочем, абсолютно ко всему, что он в жизни делал и делает, Лобановский относился исключительно основательно, тщательно рассчитывая каждый шаг.

Лобановскому повезло на тренеров, которые работали с ним как с игроком, - это были Вячеслав Соловьев и Виктор Маслов в киевском "Динамо", Олег Ошенков в донецком "Шахтере". В середине 60-х чемпионский успех Соловьева, включившего Валерия Лобановского в основной состав, развил выдающийся советский тренер Виктор Маслов, тренер, как говорит Лобановский, от Бога. "Его чутье на футбольные новшества, - считает Лобановский, - было поразительным. Он предвосхищал многие тактические находки, а также новинки в тренировочном процессе, которые мы потом с восторгом перенимали из-за рубежа, забывая, что они появлялись и у нас, но не были поняты и должным образом оценены. Так случилось, к примеру, с тактическим построением в четыре полузащитника. Маслов в киевском "Динамо" апробировал эту систему еще до того, как она "прозвучала" на чемпионате мира 1966 года в исполнении англичан".

Лобановский дискутировал с Масловым, пытавшимся определить футболисту иные, нежели те, которые он выполнял, функции на поле. Киевский форвард, без которого, казалось, игру "Динамо" представить было невозможно, был убежден в своей правоте, но с годами понял, что тренерская правота Маслова оказалась намного выше его игроцкой правоты.

В качестве футболиста Лобановский сыграл в чемпионатах Советского Союза 253 матча, забив в них 71 гол. С 1957 по 1964 год он выступал за команду киевского "Динамо" (144 матча, 42 гола), с 1965-го по март 1967-го за одесский "Черноморец" (59 и 15), с марта 1967-го по июль 1968-го за донецкий "Шахтер" (50 и 14). Чемпион СССР 1961 года - киевское "Динамо" прервало тогда многолетнюю монополию московских клубов. Серебряный призер чемпионата страны 1960 года. Дважды Лобановского включали в список "33-х лучших футболистов" страны (1960, 1962). По два матча он сыграл в составе первой сборной Советского Союза и олимпийской команды СССР, принял участие в отборочных встречах к Олимпиаде-64.

В 29-летнем возрасте Валерий Лобановский стал тренировать команду первой лиги "Днепр" (Днепропетровск), вывел ее в высшую лигу и сразу же занял с ней шестое место. Невероятный качественный скачок молодого тренера не прошел мимо внимания ответственных руководителей в Киеве, отвечавших за лучший украинский клуб - "Динамо". В октябре 1973 года Лобановского вызвали в Киев. Он полагал, что на какое-то очередное совещание, и радовался возможности побродить по родному осеннему городу, в котором бывал изредка, наездами, и по которому скучал, где бы ни находился. "Мы давно следим за вашей работой в Днепропетровске и предлагаем вам возглавить киевское "Динамо", - сказали Лобановскому. Он позвонил работавшему тогда в донецком "Шахтере" бывшем партнеру по "Динамо", единомышленнику в тренерском деле Олегу Базилевичу и пригласил его поработать вместе.

От киевского "Динамо" всегда ждали и требовали только побед. Тандем "Лобановский - Базилевич", просуществовавший два с половиной года, начал выдавать их сразу. Тренеры строго следовали специально разработанной методике тренировочного процесса, кардинально изменили характер ведения игровых действий, возглавили в футболе новое направление.

В 1975 году киевское "Динамо" стало первой советской командой, выигравшей престижный европейский приз - Кубок обладателей кубков, а затем - и Суперкубок, победив в обеих встречах за него мюнхенскую "Баварию". Международная ассоциация спортивной прессы назвала динамовский клуб лучшей спортивной командой мира. Киевские игроки вместе со своими тренерами составили и основу сборной СССР. Не привыкшей к поражениям команде так и не простили относительные неудачи 1976 года: выход "всего лишь" в четвертьфинал Кубка европейских чемпионов, проигрыш на этой же стадии в чемпионате Европы для сборных будущим победителям турнира - чехословацким футболистам и "только" третье место на Олимпиаде-76 в Монреале.

"Принципам не изменяют, принципы совершенствуют", - говорит Валерий Лобановский, который вот уже несколько десятилетий входит в число лучших тренеров мира. Футбольная Италия зовет его "полковником", Германия - "генералом". Военная терминология лишь подчеркивает уважение к командам, которые под водительством Лобановского участвуют в крупнейших континентальных турнирах. За его работой тщательно следят коллеги. Многие итальянские тренеры вполне могут сказать, что они выросли из "шинели Лобановского". Они об этом и говорят. Поздней осенью 1997 года большая группа российских тренеров побывала с ознакомительными целями в ряде клубов Италии. В Милане, Риме и Турине они наблюдали за работой "Милана", "Ромы", "Ювентуса", задавали вопросы. Возглавлявший "Ювентус" Марчелло Липпи заметил тогда: "Ваш интерес к направлению в нашей тренировочной работе понятен, но в свое время мы многому научились там, откуда вы приехали, обратив серьезное внимание на то, что делал в киевском "Динамо" и в сборной СССР Валерий Лобановский".

Переворот в сознании итальянских специалистов произвели две команды - "Динамо" (Киев) образца 1986 года, выигравшее второй Кубок обладателей кубков, и советская сборная, предложившая футбольному миру два года спустя на чемпионате Европы совершенно новый качественный виток тотального футбола. После полуфинального матча СССР - Италия, убедительно выигранного советскими футболистами, применившими прессинг по всему полю и очень высокие скорости, Энцо Беарзот, приводивший сборную Италии к титулу чемпиона мира в 1982 году, сказал в раздевалке сборной СССР: "Я еще раз убедился в том, что вы великая команда. Вы играете в современный футбол на скорости 100 километров в час. Прессинг, который я сегодня увидел, - проявление высшего мастерства. Физическая форма советских игроков - это плод исключительной, отличной работы". Один из самых успешных сегодня тренеров европейского футбола, Фабио Капелло, не скрывает, что в свое время, когда работал с молодежными командами клуба, проводил немало времени за конспектированием тренировочного процесса приезжавшей на сборы в Италию сборной СССР во главе с Валерием Лобановским.

"Семь раз отмерь, один - отрежь" - эта пословица с юношеских лет трансформировалась у Лобановского в простейшую формулу, которой он следует по сей день: "Надо думать". Его решения всегда выглядят на удивление точными. Они пропитаны логикой, и неизвестно, что за ними: многочасовые размышления или моментальное озарение. Одно, правда, часто тесно связано с другим. Всего, что связано с "авось", мышление Лобановского, ежедневно переосмысливающего "информационные Монбланы" - пресса, беседы, телевидение, визуальные наблюдения, - не допускает категорически.