Смекни!
smekni.com

Матвеев Евгений Семенович (стр. 1 из 2)

Народный артист СССР, лауреат Государственных премий

Родился 8 марта 1922г. в селе Новоукраинка Скадовского района Херсонской области. Отец - Матвеев Семен Калинович. Мать - Коваленко Надежда Федоровна. Супруга - Матвеева Лидия Алексеевна (1925г.рожд.). Дочь - Матвеева Светлана (1947г.рожд.). Сын - Матвеев Андрей (1957г.рожд.). Внуки: Алексей, Евгений, Надежда.

Евгений Матвеев рано приобщился к нелегкому крестьянскому труду, мог выполнять любую крестьянскую работу; огромное уважение к человеку, который трудится на земле, сохранил на всю жизнь. Мальчишкой Женя уходил в поле, которому не было конца и края. Уходил потому, что испытывал огромную радость, оставаясь наедине с ним, слушая пение жаворонка. Там же, в поле с печалью думал о маме, которой досталась судьба одинокой женщины. Впечатления детства нередко были горькими, поэтому Женя всегда тянулся к чему-то светлому, радостному, веселому. Любил подражать пению разных птиц, вызывая добрые улыбки односельчан, любил петь, аккомпанируя себе на балалайке. В школе все называли его Женька-артист. В раннем детстве мальчик еще не знал, что на свете существуют театры и актеры, но бессознательно уже лицедействовал.

Из второго класса мальчика перевели сразу в четвертый - учителя заметили в нем склонность к наукам и посоветовали матери переехать в город, чтобы дать сыну образование. В городе Цюрюпинске он впервые увидел любительский спектакль и понял, что его место в театре. Театр покорил его и стал его единственной мечтой. Евгений стал заниматься в самодеятельности, был фокусником, танцором, певцом.

В 9-м классе Евгений твердо решил бросить школу и отправиться в Херсон - ближайший областной центр, где была профессиональная труппа и театральная студия. Получив благословение матери, 17-летний паренек уселся на баржу с арбузами и поплыл к своей мечте.

Шел 1939 год. В херсонском театре Матвеев стал участвовать в массовых сценах, ему доверяли и небольшие роли. Одной из них была роль музыканта в спектакле "Бесталанна". Юноша, лихо, в такт музыки ударявший в бубен, даже не догадывался, что его отметил профессиональный взгляд Николая Черкасова, находившегося в зале. Черкасов похвалил бессловесного исполнителя, посоветовал ему учиться в Киеве у А.Довженко, обещая свою поддержку. И Евгений выбрал Киев.

Окончив экстерном два последних класса школы и получив аттестат, он поступил в актерскую школу при Киевской киностудии. Здесь он стал учеником Александра Петровича Довженко, который учил своих студентом чуткости, внимательности к людям, но главное, конечно, - многосложному ремеслу актера.

Внезапно начавшаяся война разрушила все планы. Под беспрерывными бомбежками Евгений копал окопы, участвовал в создании укреплений вокруг города. Навсегда в его памяти остались жуткий звук моторов немецких самолетов, свист авиабомб, панический ужас беззащитных людей. Матвеев рвался добровольцем на фронт. Но судьба распорядилась иначе. Его направили на учебу в Тюменское пехотное училище. С детства не приученный делать что-либо спустя рукава, Матвеев и в училище был отличником. И... как отличника его оставили в качестве преподавателя. Многочисленные просьбы и рапорты об отправке на фронт оставались без внимания.

Преподавая военную науку, он не забывал и о своей гражданской привязанности. Вскоре одаренного молодого офицера узнал весь город, - как одаренного актера. Пришел и первый успех - первое место на конкурсе чтецов Сибирского военного округа.

В 1946г., демобилизовавшись, Евгений Матвеев остался в Тюмени, став актером местного драматического театра, которым руководил в те годы очень интересный режиссер Д.Бархатов. Жизнь провинциальных театров всегда сложна - небольшая труппа, частые премьеры, постоянные выезды со спектаклями в отдаленные районы. Однако многие актеры, прошедшие школу периферийных театров, справедливо полагают, что нигде больше нет таких возможностей переиграть великое множество самых разных ролей, испытать себя в самых разных амплуа.

Евгений Матвеев был обречен на роли "героев". Высокий, красивый, мужественный, обаятельный, эмоциональный - все это делало игру актера заразительной. Он сыграл роли в спектаклях "Молодая Гвардия" А.Фадеева (Ваня Земнухов), "За тех, кто в море" Б.Лавренева (Боровский), "Молодой лес" Н.Погодина (Черемизов). Успех не заставил себя долго ждать. За исполнение роли Боровского в спектакле "За тех, кто в море" по пьесе Б.Лавренева он получил приз и был допущен к заключительному туру Всероссийского смотра театральной молодежи в Москве.

Успешный показ в Москве повлек за собой массу заманчивых предложений. Молодого актера приглашали и в Алма-Ату, и в Красноярск, и в Московский театр имени Ленинского комсомола. Но Евгений Матвеев остановил свой выбор на Новосибирском "Красном факеле", который не без оснований считали "сибирским МХАТом". В нем была прекрасная труппа и великолепная режиссура. В Новосибирске началась настоящая серьезная профессиональная учеба Матвеева. А учиться здесь было у кого. Во главе театра стоял человек огромной культуры В.Редлих, здесь же работали и В.К.Дени, строгий, требовательный режиссер и педагог, и Э.М.Бейбутов с его взрывным темпераментом, яркой театральностью. Здесь молодой актер впервые соприкоснулся с учением К.С.Станиславского. Наставники Матвеева серьезно заботились о творческом росте молодого актера. Именно в "Красном факеле" стремились раскрыть его внутреннюю индивидуальность.

На сцене театра Е.С.Матвеев играл много и успешно. Среди его работ тех лет: Джон Гармон ("Наш общий друг" по Ч.Диккенсу), Леонтьев ("Кандидат партии" А.Крона), Виктор Лавров ("Великая сила" Б.Ромашова), Аксанич ("Константин Заслонов" А.Мовзона), Юрий Поднебесько ("Счастье" по роману П.Павленко), барон Фитингоф и комиссар округа ("Незабываемый 1919-й" Вс.Вишневского), Нил ("Мещане" М.Горького). Самый большой успех выпал на долю молодого исполнителя в роли Улдыса в спектакле "Вей, ветерок!" поставленном Э.Бейбутовым по пьесе классика латышской литературы Я.Райниса.

Эта постановка стала важной вехой на творческом пути актера. В 1951 году "Красный факел" показал этот спектакль во время гастролей в Ленинграде. И вновь Матвеев получил приглашение сразу в несколько московских и ленинградских театров. На этот раз он принял предложение старейшего коллектива страны - Малого театра, и в 1952 году дебютировал на академической сцене в роли Незнамова в драме А.Н.Островского "Без вины виноватые".

Желание совершенствоваться приводит Евгения Матвеева в творческую лабораторию М.Н.Кедрова, ученика К.С.Станиславского, организованную при Всероссийском театральном обществе. Вместе с молодыми начинающими актерами занятия посещали многие известные актеры и режиссеры, среди которых были В.Марецкая, Р.Плятт, Н.Анненков и другие большие мастера.

Среди образов, созданных Евгением Матвеевым за 12 лет работы в Государственном академическом Малом театре, выделяются: Звонарев ("Порт-Артур" А.Степанова и И.Попова), Яровой ("Любовь Яровая" К.Тренева), Родон ("Ярмарка тщеславия" В.Теккерея), Трофимов ("Главная роль" С.Алешина), Столбов ("Осенние зори" В.Блинова), Ераст ("Сердце не камень" А.Н.Островского), Освальд ("Привидения" Г.Ибсена) и другие. В 1958 году Евгений Матвеев был удостоен своего первого почетного звания - "Заслуженный артист РСФСР".

Еще будучи актером театра Евгений Матвеев стремился к самому массовому виду искусства - кинематографу. Возможность выйти на многомиллионную аудиторию, усилить свой голос невиданным по мощность "рупором" - это было его мечтой. И в 1955 году его мечта стала осуществляться. К концу 50-х годов его послужной список в кино насчитывал уже несколько ролей: главная роль в фильме "Искатели" по роману Д.Гранина, Константин в фильме Л.Кулиджанова и Я.Сегеля "Дом, в котором я живу", Лобанов в картине "Дело "Пестрых", командарм Сорокин в фильме "Восемнадцатый год".

Конец 50-х - начало 60-х годов - очень насыщенный период в творческой биографии Е.Матвеева. Работы следовали одна за другой, и все они были отмечены талантом, вдохновением, темпераментом их создателя и потому имели заслуженный успех. За короткое время в Малом театре состоялось одиннадцать премьер с его участием. Киноленты, в которых играл Матвеев, не сходят с экранов. Появились Федотов в картине М.Ершова "Родная кровь", потрясший всех своей мужественной добротой и пронзительной искренностью, красноармеец Трофим из короткометражного фильма "Жеребенок" по рассказу М.Шолохова, Павловский в "Крахе".

С юности одним из любимых героев, которого мечтал сыграть актер, был Макар Нагульнов из шолоховской "Поднятой целины". Образ Макара в самой высокой степени отвечал тому, что можно определить словами "герой Матвеева", что составляет главную тему его творчества - любовь к Родине, людям, жизни. И в жизни, и на сцене его привлекали люди, живущие на самом пределе физических и эмоциональных сил, когда каждый миг наполнен до отказа, каждая минута проживается так, как будто она последняя.

Легко представить себе состояние актера, когда из Ленинграда пришла телеграмма с приглашением на съемки фильма "Поднятая целина". Но встреча с режиссером картины А.Ивановым подействовала на Матвеева как ушат холодной воды. Ему предлагалась роль вовсе не Нагульного, а Давыдова. Актер испытал чувство стыда, горечи, состояние невосполнимой потери близкого, родного человека, с которым прожил свои лучшие годы. И все-таки Матвеев упросил режиссера хотя бы попробовать его в роли Нагульнова. Проба произвела на всех такое сильное впечатление, что сомнений ни у кого не оставалось: Матвеев - и есть Нагульнов. Так произошла встреча артиста и роли, которая стала не только одной из самых удачных, запоминающихся и лучших работ актера, но и подлинным событием в советском кинематографе, классикой отечественного кино.