Смекни!
smekni.com

Максимова Екатерина Сергеевна (стр. 1 из 2)

Народная артистка СССР, лауреат Государственной премии СССР, Государственной премии РСФСР, Государственной премии России, премии имени Ленинского комсомола, лауреат Всесоюзных и международных конкурсов и фестивалей, академик Международной академии творчества и Академии российского искусства, профессор

Родилась 1 февраля 1939 года в Москве. Отец - Максимов Сергей Александрович (1912 - 1961), инженер. Мать - Максимова Татьяна Густавовна (1914 г. рожд.), журналист, редактор издательства, в настоящее время - на пенсии. Супруг - Васильев Владимир Викторович, артист балета, балетмейстер, режиссер, педагог, Народный артист СССР, лауреат Ленинской и Государственных премий.

Катя Максимова с детства мечтала танцевать. В 1949 году она упросила маму отвести ее в Московское хореографическое училище (МХУ) и была сразу принята. Первым ее педагогом стала Л.И. Рафаилова. Старейшина московского балета В.Д. Тихимиров, видевший Катю еще перед вступительными экзаменами, предсказал ей большое театральное будущее и оказался прав. Максимова очень рано стала знаменитой - ученицей уже 2-го класса, она так ярко выступила в маленькой роли Белочки в детской опере "Морозко", шедшей на сцене Большого театра, что привлекла внимание зрителей и критиков - ее игру даже отмечали в рецензиях на премьеру. Еще в училище балетмейстеры ставили специально для Максимовой: в 7-м классе она исполнила номер В.А. Варковицкого "Соловей" на музыку А.А. Алябьева; сам великий К.Я. Голейзовский поставил для нее и И. Хмельницкого "Романс" на музыку С.В. Рахманинова. В 1960 году Касьян Ярославович создал для Максимовой "Мазурку" на музыку А.Н. Скрябина и "Фантазию" на музыку С.Н. Василенко, которые она танцевала вместе с Володей Васильевым. Уже в седьмом классе Максимовой доверили настоящую балеринскую партию - роль Маши в балете П.И. Чайковского "Щелкунчик" в постановке В.И. Вайнонена. Именно с этой ролью она завоевала свою первую золотую медаль на Всесоюзном конкурсе артистов балета в 1957 году. Максимова танцевала в школьном концерте в честь посещения училища королевой Бельгии Елизаветой, а когда в Москве проходили первые гастроли французского "Гранд-опера", именно ее Харальд Ландер выбрал для показа своих принципов построения классического урока.

В 1958 году Максимова окончила МХУ по классу Елизаветы Павловны Гердт (замечательная балерина Петербургского Мариинского театра, которая привила своей ученице не только безупречный классический стиль, но и артистизм, тонкую культуру интонирования, научила личностному переживанию музыки) и сразу стала солисткой балета Большого театра. С первого же сезона ей поручают сольные партии в классических спектаклях, а новый балетмейстер Юрий Николаевич Григорович предлагает главную роль Катерины в московской премьере балета С.С. Прокофьева "Каменный цветок" - самой новаторской для советского балетного театра того времени постановке. С первого своего появления - и навсегда - Максимова становится настоящей любимицей публики. В этом же году она выезжает вместе с театром на гастроли в Америку, где сразу очаровывает зрителей, а восхищенная пресса называет ее "чудесным маленьким эльфом", "бэби Большого балета".

В 1960 году Екатерина Максимова становится первой ученицей великой Галины Улановой, в которой она, по словам самой Максимовой, нашла "...не только педагога, но и прекрасного человека, многому научившего в жизни и искусстве. Сила ее художественного и человеческого влияния - беспредельна". Уланова репетирует с ней партию Жизели; Максимова - самая юная исполнительница этой сложной и в техническом, и в актерском отношении роли, но ее исполнение безоговорочно признают даже самые строгие критики. Редкая красота, идеальные пропорции фигуры, природный дар грации и безграничное обаяние, легкость и элегантная непринужденность самых сложнейших па в сочетании с истинным артистизмом - слагаемые сценического облика Екатерины Максимовой.

Ее репертуар первых лет в театре обширен и разнообразен, каждый сезон пополняется новыми партиями в классических и современных спектаклях: 1960 - Сильфида ("Шопениана"), Водяница ("Конек-Горбунок"), Лиззи ("Тропою грома"), Коломбина ("Медный всадник"); 1961 - Жанна ("Пламя Парижа"), Мавка ("Лесная песня"); 1962 - Мария ("Бахчисарайский фонтан"), Муза ("Паганини"), Маша ("Щелкунчик"), Нимфа ("Спартак" - постановка Л.В. Якобсона), Вакханка (хореографическая сцена "Вальпургиева ночь"); 1963 -Солистка - первая исполнительница ("Класс-концерт" - постановка А.М. Мессерера), принцесса Флорина - первая исполнительница в новой редакции Ю.Н. Григоровича балета "Спящая красавица"; 1964 - Золушка ("Золушка" - постановка Р.В. Захарова), принцесса Аврора ("Спящая красавица"), Балерина - первая исполнительница редакции ("Петрушка", постановка М.М. Фокина, редакция К.Ф. Боярского).

В 1965 году Максимова - идеальная лирическая балерина - неожиданно для всех блистательно выступает в бравурной партии Китри в балете Л.Ф. Минкуса "Дон Кихот". Это становится настоящим событием - виртуозное мастерство Максимовой, яркая комедийность до сих пор остаются непревзойденным эталоном исполнения этой роли. Критика пишет: "Что бы ни танцевала Максимова - музыка, солнце, жизнь дышат в каждом ее движении" (Е. Луцкая). Екатерина Максимова постоянно опровергает сложившиеся стереотипы - за искрометной Китри следует ее удивительная, ни на кого из предшественниц не похожая Одетта-Одиллия ("Лебединое озеро", 1968), а затем трагическая, истинно шекспировская юная Джульетта ("Ромео и Джульетта" - постановка Л.М. Лавровского, 1973).

Глубиной постижения замысла хореографа, чуткой, отзывчивой пластикой и естественной уверенной техникой, уникальным актерским мастерством Максимова привлекает самых разных балетмейстеров, которые ставят спектакли и создают партии в расчете на ее неповторимую индивидуальность. Это уже упомянутый выше К.Я. Голейзовский. Это Ю.Н. Григорович, в балетах которого Екатерина Максимова была первой исполнительницей партий Маши ("Щелкунчик", 1966), Фригии ("Спартак", 1968), принцессы Авроры ("Спящая красавица", 1973). Это Д.А. Брянцев, создавший для Максимовой необычную хореографию в телебалетах "Галатея" (1977) и "Старое танго" (1979), и в постановке которого "Гусарская баллада" Т.Н. Хренникова она исполнила роль Шурочки Азаровой (1980). Это французский балетмейстер Пьер Лакотт, пригласивший Максимову на главную роль в московской премьере возобновления старинного балета "Натали, или Швейцарская молочница" (театр "Классический балет" под руководством Н.В. Касаткиной и В.В. Василева, 1980). Позднее она исполнит центральные партии в постановках Касаткиной и Василева - Джульетту в балете "Повесть о Ромео и Джульетте" (1981) и Еву в балете "Сотворение мира" (1984). Екатерина Максимова - прекрасная героиня балетов и хореографических миниатюр, поставленных специально для нее Владимиром Васильевым, - Девушка в балете "Икар" (1971) и Эола (2-я редакция балета, 1976); Анюта ("Анюта", 1986); Золушка ("Золушка", 1991); героиня спектаклей "Эти чарующие звуки..." (1978), "Ностальгия" и "Фрагменты одной биографии" (1983); миниатюр "Элегия", "Ария", "Менуэт", "Вальс", "Увертюра на еврейские темы", "Русская" и др.

Партнерами Максимовой были многие выдающиеся артисты, всемирно признанные мастера: Ю.Т. Жданов, Н.Б. Фадеечев, М.Э. Лиепа, Л.М. Лавровский, А.Ю. Богатырев, Х. Донн и др., но ее "принцем" всегда был Владимир Васильев. Их дуэт, безоговорочно признанный профессионалами "лучшим дуэтом мира", "легендой XX века", начал складываться еще в хореографическом училище (первое совместное выступление - па-де-труа из балета "Щелкунчик" во 2-м классе). Жизнь личная и жизнь сценическая оказались связаны нераздельно - даже их совместная поездка в Париж в 1961 году на премьеру советско-французского фильма "СССР с открытым сердцем" (где они играли главные роли) состоялась на следующий день после свадьбы и была естественно воспринята французами как свадебное путешествие. То особое чувство, которое вызывает их танец, и которое больше чем просто восхищение совершенством пластического и духовного единства, наверное, лучше всех выражено в словах театроведа В.М. Таевского: "В наше время, когда рвутся узы и рушатся связи между людьми, дуэт Е. Максимовой и В. Васильева являет собой тот образ устойчивости, по которому тоскует мир и в реальность которого почти утрачена вера. Поэтому-то ими так любуются зрители всех стран".

Максимова всегда считала, что "неважно, где танцевать, - важно танцевать". Поэтому не ждала самых выгодных предложений и не требовала наилучших условий - когда возникли проблемы с главным балетмейстером Большого театра Ю.Н. Григоровичем и Максимовой перестали давать спектакли, она с большим интересом стала работать в московском театре "Классический балет", сниматься в фильмах, выступать в концертах, гастролировать. Всегда работала там, где предлагали, главное - чтобы роли, спектакли увлекали ее.

С триумфальным успехом танцевала Екатерина Максимова на лучших сценах мира. Ей рукоплескали "Ла Скала" и "Метрополитен-опера", "Гранд-опера", "Ковент-Гарден" и "Колон". Необычайно интересными оказались ее выступления в спектаклях таких знаменитых мастеров, как М. Бежар (Юлия - "Ромео и Юлия", труппа "Балет XX века", 1978); Р. Пети (Роза - "Голубой ангел", "Марсельский балет", 1987); Л. Мясин (Продавщица перчаток - "Парижское веселье", Театр "Сан-Карло", 1988); Дж. Кранко (Татьяна - "Онегин", Английский национальный балет, 1989); Б. Менегатти (Ромола - "Нижинский", театр "Сан-Карло", 1989). Изысканным изяществом, точным чувством стиля отмечено ее воплощение хореографии Ф. Аштона (па-де-де из балета "Сильвия", 1979); Т. Шиллинга ("Матч", 1973); Дж. Арпино ("В кругу ангелов" - хореографическая композиция, преподнесенная балетмейстером в дар Екатерине Максимовой на ее юбилее, 1994); М. Кларк ("Сады Вилландри", 1999).