Смекни!
smekni.com

Лепешинская Ольга Васильевна (стр. 2 из 2)

За эту роль она вновь была удостоена Сталинской премии.

В самом конце 1949 года Большой театр выпустил в обновленной редакции балет "Красный мак". Центральная партия Тао Хоа была поручена О.В. Лепешинской. Результатом стала Сталинская премия, уже четвертая, которой была удостоена О.В. Лепешинская. В 1951 году О.В. Лепешинской и Г.С. Улановой было присвоено звание "Народный артист СССР".

Вспоминается такой эпизод. 7 ноября 1953 года, танцуя в "Красном маке", по ходу первого акта спектакля она сломала ногу. Дотанцевала его до конца и уже за кулисами потеряла сознание. Врачи констатировали перелом аж в четырех местах. Но уже через три месяца, на удивление, всем она танцевала главную партию в балете "Фадетта". Ее выход на сцену зрительный зал встретил овациями стоя. Так было еще только на спектакле "Три толстяка" в марте 1941 года после присуждения ей первой Сталинской премии.

В 1956 году после одного из приемов в Кремле Ольга Васильевна вышла на улицу. Моросил дождь, а машины за ней почему-то не прислали. Вышедший следом человек в военной форме, увидев ее растерянность, предложил подвезти. Ольга Васильевна понятия не имела, что рядом с ней крупный военачальник, генерал армии Алексей Иннокентьевич Антонов, а ее спутник и не думал, что едет с известной артисткой Ольгой Лепешинской. Короткий разговор в пути положил начало большому чувству. Вскоре они стали мужем и женой.

Это была удивительная пара. Стройный, благородной внешности генерал и невысокая, хрупкая балерина. Они очень любили и берегли друг друга. Друзья по-доброму завидовали, наблюдая, как Антонов и Лепешинская, словно два голубка, общаются на французском, а по вечерам частенько собирались в их гостеприимном доме.

О.В. Лепешинская много и успешно выступала на сцене, даже исполнила главную партию в фильме-балете "Граф Нулин". Задумка перенести балет на телевизионный экран родилась еще накануне войны, но только в 1959 году ее удалось воплотить в жизнь. Это был первый в истории фильм-балет.

18 июня 1962 года Алексей Иннокентьевич Антонов скоропостижно скончался. Хоронили его на Красной площади, в Кремлевской стене. Ольга Васильевна, с трудом шла за урной с прахом самого дорогого ей человека. Шок был таким сильным, что она потеряла зрение. В 1963 году правительство отправило Ольгу Васильевну для лечения в Италию. Зрение ей восстановили, но еще некоторое время ей требовалось постоянное наблюдение врачей. Однако кипучая энергия Лепешинской не могла оставаться без дела. Поэтому когда Римская академия танца "Санта Чечилия" через наше посольство обратилась к балерине с просьбой провести с ученицами несколько показательных уроков, она согласилась, взяла класс и стала работать. Так началась ее педагогическая жизнь в искусстве.

Возвратясь в Москву, О.В. Лепешинская пыталась вернуться на сцену. "Форма не потеряна", - убеждала ее Г.С. Уланова. Но возвращение не состоялось. После смерти мужа из танца Лепешинской ушла радость, заставлявшая зрителей плакать и смеяться во время ее выступлений. Знания и опыт ее оказались не востребованы ни в родном театре, ни в хореографическом училище. И в это время руководители немецкой Комише опер Вальтер Фельзенштейн и Том Шиллинг пригласили Ольгу Васильевну помочь им в создании балетной труппы. Так она стала представителем советского балета на немецкой земле.

Десять лет отдала она коллективу Комише опер. Потом были другие города, другие страны. За Римом и Берлином последовали Дрезден, Штутгарт, Мюнхен, Будапешт, Вена, Белград, Стокгольм, Нью-Йорк, Токио и многие другие города. "Я объездила весь мир, - говорит она, - не была только в Австралии". О.В. Лепешинская стала почетным гражданином и Западного, и Восточного Берлина, Белграда и Стокгольма, многих других городов. Ольга Васильевна - первый представитель советского балета, награжденный в Швеции почетной медалью имени Карины Ари, известной шведской балерины.

Много лет О.В. Лепешинская была заместителем председателя Комитета советских женщин, заместителем председателя правления общества "СССР - Япония", членом правления общества "СССР - США". Уже 30 лет Ольга Васильевна - председатель оргкомитета международных конкурсов артистов балета в Москве. Она - обозреватель Центрального телевидения и член редколлегии "Энциклопедии балета".

Более 50 лет, еще с довоенных времен, Ольга Васильевна являлась заместителем председателя Центрального Дома работников искусств. В этом доме она получила свой первый выговор за организацию выставки никому не известного тогда художника И. Глазунова. Теперь признанный мэтр, Илья Сергеевич считает О.В. Лепешинскую своей крестной матерью в искусстве.

Ольга Васильевна Лепешинская - президент Российской хореографической ассоциации (1992), академик Международной академии творчества, действительный член четырех иностранных академий, член-корреспондент Академии искусств Германии, доктор гуманитарных наук Филиппин, профессор. Уже более 50 лет возглавляет государственную экзаменационную комиссию на кафедре хореографии ГИТИСа. С 1996 года она - председатель правления и генеральный директор Центрального Дома работников искусств.

Народная артистка СССР, четырежды лауреат Государственных премий О.В. Лепешинскаяя награждена орденами Ленина, Октябрьской Революции, двумя орденами Трудового Красного Знамени, орденами "Знак Почета", "За заслуги перед Отечеством" III степени, медалями "За оборону Москвы", "За доблестный труд в Великой Отечественной войне", орденами и медалями Албании, Германии, Венгрии, Румынии, Швеции, Югославии. Она - единственный в бывшем Советском Союзе кавалер высшего ордена Филиппин. Она отмечена Большим янтарным крестом Русской академии искусствоведения и музыкального исполнительства ("За Талант, Труд, Честь и Постоянство").

2001 год - год юбилея Ольги Васильевны. В мае 2001 года она вновь избрана председателем правления Центрального Дома работников искусств. Она по-прежнему излучает искрящийся юмор и неуемный интерес ко всему новому и непознанному.