Председатель Союза театральных деятелей России, Народный артист России, лауреат Государственной премии
Родился 25 мая 1942 года в городе Малмыж Кировской области. Отец - Калягин Александр Георгиевич (1895-1943). Мать - Зайдеман Юлия Мироновна (1901г.рожд.). Женат вторым браком, супруга - Глушенко Евгения Константиновна (г.рожд.), народная артистка России (см.оглавл). Дочь (от первого брака) - Ксения (г.рожд.). Ее наклонности обнаружились еще в детстве: она много читала, прекрасно справлялась с математикой и физикой. Владеет языками, много переводит, по специальности - программист. Живет и работает в США. Сын (от второго брака) - Денис (г.рожд.). Натура творческая, хорошо разбирается в музыке и кино.
Александр Калягин был единственным и поздним ребенком в семье. Его отец, декан исторического факультета, умер буквально через месяц после рождения сына, успев лишь дать ему "победоносное" имя. Мама, преподаватель французского (всего она владела пятью языками), после смерти мужа поднимала свое единственное чадо одна. Неудивительно, что все пожелания, все капризы маленького Саши всегда выполнялись. Уже с 5 лет Калягин знал, что будет артистом. Когда семилетнему Саше захотелось иметь домашний театр, мама привела столяра, который "по указаниям" юного режиссера сделал настоящий маленький театрик - с кулисами, порталом и сценой. Кулис было несколько, разного цвета, и их можно было развешивать в соответствии с "художественным замыслом". Саша приглашал детей-соседей по коммунальной квартире, и представление начиналось. Мамино ожерелье превращалось в змею, флакончик духов - во дворец, вырезанные из бумаги человечки - в героев. По ходу спектакля юный автор сам комментировал происходящее на сцене. Когда через много лет Александр Калягин увидит настоящий театральный макет, у него возникнет ощущение чего-то давно пережитого, словно он снова вернется в свое детство.
Школьником Саша читал стихи во Дворце пионеров, был одним из тех хорошо знакомых по старым временам симпатичных пухлых мальчуганов, которые звонкими голосами поздравляли взрослых дядей и теть на торжественных собраниях. Стал постарше - начал выступать с чтением серьезной литературы, любовь к которой привили ему мать и первая его наставница, учитель Н.А.Буйван. Это было уже в Народном театре чтеца. Мама сына обожала. Порой Саше даже хотелось вырваться, убежать от опеки, ощутить себя независимым. На этой почве возникало немало конфликтов. Проблемы были и в школе, где царила муштра (так во всяком случае казалось будущему актеру). Математика и физика давались Александру с трудом, немецкий он просто ненавидел. Неудачи переживал очень тяжело. Если получал двойку - уходил с уроков, и мама вечером забирала из школы его портфель. До 4-го класса он учился только с мальчиками; позднее, когда школы объединили и в классе появились девочки, внутренние конфликты стали еще острее.
Карьера актера представлялась Калягину единственной возможной для него жизненной стезей. В 13 лет он написал Аркадию Исааковичу Райкину письмо, в котором задал вопрос: "как вы достигли такого таланта?". И великий артист ответил совершенно незнакомому мальчику очень серьезно: "Талант не достигается. Это то, что дано или не дано природой. Но я верю в жизни только в одно: в труд". И до сих пор Александр Калягин бережно хранит это письмо как "охранную грамоту".
Обучиться актерскому делу он намеревался исключительно в Щукинском училище. Подал документы, прошел первый тур. Но тут его попросили принести медицинскую справку о состоянии связок. Голос у него был, как говорится, "с песочком" - результат старательный подражаний Аркадию Райкину. Медицинской комиссии он испугался и на следующие туры не пошел. По настоянию мамы поступил в медучилище, через два года оказался фельдшером на Скорой помощи. Эта профессия заставила его лицом к лицу столкнуться с реальной жизнью, с человеческими драмами. В разные передряги приходилось попадать, видеть инфаркты, самоубийц, пьяниц, покалеченных в драках... Не из книг, не от Гоголя узнал Александр Калягин, что такое на Руси Русь. Впоследствии это пригодилось ему в работе над ролями.
В 1962 году Калягин все-таки поступил в высшее театральное училище имени Б.В.Щукина при Государственном академическом театре имени Евг.Вахтангова. После его окончания (1965) его принимают в Московский театр драмы и комедии на Таганке. Несмотря на то, что на этой сцене ему удалось сыграть несколько достойных ролей (в том числе Галилея в спектакле по одноименной пьесе Б.Брехта), Калягин чувствовал, что не вписывается в театральную эстетику Юрия Любимова. И вскоре, в 1967 году, он неожиданно уходит из сверхпопулярной "Таганки" в театр имени М.Н.Ермоловой, билеты в который в то время продавались почти исключительно "в нагрузку". Решительный шаг принес победу: именно в этом театре Александр Калягин сыграл Поприщина в спектакле по "Запискам сумасшедшего" Н.В.Гоголя - роль, которую сам считает началом своей артистической карьеры. Она распахнула перед актером не только сердца зрителей, но и двери кинопавильонов и телестудий. В 1970 году А.Роом приглашает его на роль Никона Букеева в фильме "Преждевременный человек" (по М.Горькому).
С 1971 года Александр Калягин - актер МХАТ имени Горького: Олег Ефремов, переходя из "Современника" во МХАТ, пригласил многообещающего артиста во вновь создаваемую им труппу. Калягин принял это приглашение с радостью, не только потому, что Московский Художественный считался "первой сценой страны", но и потому, что сам Ефремов, как человек и как режиссер-новатор, был ему глубоко симпатичен. Калягин-актер верил в Ефремова-режиссера и с этой верой отыграл во МХАТе четверть века. За это время им были созданы замечательные сценические образы, среди которых Тригорин ("Чайка" А.П.Чехова, реж.О.Ефремов), Полуорлов ("Старый новый год" М.Рощина, реж.О.Ефремов), Фроловский ("Заседание парткома" А.Гельмана, реж.О.Ефремов), Симон ("Тамада" А.Галина, реж.К.Гинкас) и др.
Особое место в театральной биографии А.Калягина занимают две постановки О.Ефремова. Это спектакли "Мы, нижеподписавшиеся" (по пьесе А.Гельмана), где он сыграл "нового Остапа Бендера", афериста Леню Шиндина, и "Так победим!" (пьеса М.Шатрова), где он воплотил на сцене образ В.И.Ленина.
Спектакль "Мы, нижеподписавшиеся" стал событием Москвы и театральной, и общественной, заметным явлением культурной жизни страны. Через несколько лет с благословения Олега Ефремова Калягин осуществил самостоятельную постановку этой пьесы в Анкаре, которая была удостоена высшей театральной награды Турции - премии имени Анни Диллигиля.
Работая над образом вождя революции в спектакле "Так победим!", А.Калягин и О.Ефремов меньше всего руководствовались конъюнктурными соображениями. Они стремились показать драму человека, перед смертью анализирующего, что он сделать успел и что не успеет уже никогда, трагедию одинокой личности, идеалы которой готовы рухнуть, показав свою несостоятельность. За эту работу Александр Калягин был удостоен Государственной премии СССР в 1983 году. В том же году ему было присвоено звание Народного артиста РСФСР.
Одним из самых значительных людей в своей жизни А.Калягин считает А.В.Эфроса, которому он обязан двумя блистательными ролями на сцене МХАТа: это Оргон в "Тартюфе" Ж.Б.Мольера и Федя Протасов в "Живом трупе" Л.Н.Толстого. Мечта поработать с одним из самых талантливых и удивительных режиссеров российского театра появилась у Калягина еще в студенческие годы, когда он ходил на открытые репетиции Эфроса в Центральный детский театр. И позднее, работая с Ю.Любимовым, Е.Гротовским, О.Ефремовым, Калягин время от времени ловил себя на мысли попытать счастья и показаться Эфросу. Первая встреча состоялась неожиданно, когда Анатолий Эфрос пригласил его на роль Гамлета в телеверсии пьесы Шекспира. Несмотря на то, что работу эту так и не удалось завершить, она оставила неизгладимый след в душах обоих художников. Встретившись через несколько лет во МХАТе, они убедились, что не ошиблись друг в друге. А.В.Эфрос посвятил Калягину несколько очень теплых и эмоциональных страниц в своих книгах "Продолжение театрального романа" и "Книга четвертая", называя его "эталоном актерской профессии" и пытаясь проанализировать природу этого дарования. "Он актер содержательный, с острым, тонким умом профессионала", - отмечает А.Эфрос. Для Калягина же Анатолий Эфрос оказался тем человеком и режиссером, о котором он смог сказать: "Я ждал его всю жизнь".
В последние годы своего пребывания во МХАТе А.Калягин сыграл еще несколько заметных ролей, но в 1991 году, почувствовав, по его собственному выражению, "надвигающийся кризис" театра, ушел из труппы в "АРТель АРТистов" Сергея Юрского, где великолепно сыграл Утешительного в "Игроках - XXI" по Н.В.Гоголю - спектакле, всколыхнувшем сонную театральную жизнь Москвы того периода.
Блестяще сложилась карьера артиста и в кино. В 1974 году на экраны вышел один из первых фильмов Никиты Михалкова - "Свой среди чужих, чужой среди своих", где Александр Калягин сыграл начальника железнодорожной станции Ванюкина. Творческое сотрудничество с Н.Михалковым успешно продолжилось в картинах "Раба любви" (1975 г, Режиссер) и "Неоконченная пьеса для механического пианино" (1976г., Михаил Платонов). Эти роли, как и сами ленты, стали заметными явлениями отечественного кинематографа. Роль чеховского Платонова принесла Александру Калягину славу и признание не только в СССР, но и за рубежом: фильму был присужден главный приз Международного фестиваля в Сан-Себастьано (Испания), а исполнителю главной роли - премия за лучшую мужскую роль Международного фестиваля в Колумбии. Кроме того, в 1979 году А.Калягин был признан лучшим актером года (по итогам опроса журнала "Советский экран").
В биографии киноартиста А.Калягина особняком стоят две роли, которые сделали его, без преувеличения, всенародно любимым. Это буффонадная, искрометная, дурашливая и бесконечно обаятельная тетка Чарлея в фильме "Здравствуйте, я ваша тетя" режиссера В.Титова и невероятный Павел Иванович Чичиков в пятисерийной телевизионной версии "Мертвых душ" Н.В.Гоголя режиссера Михаила Швейцера.