Драматизм Вышневской - Васильевой в "Доходном месте" А.Н. Островского (1967) заключался именно в том, что естественное существо, созданное для самого естественного счастья, оказывалось в противоестественной ситуации. Категорически не умеющая, не способная торговать собой женщина оказывалась купленной жестоко, почти цинично.
Простодушие, наивность придают своеобразное обаяние и таким вульгарным героиням Васильевой, как городничиха Анна Андреевна в "Ревизоре" Н.В. Гоголя (1972) и маменька Мелипольская в "Тенях" М.Е. Салтыкова-Щедрина (1987).
Раневская в "Вишневом саде" А.П. Чехова (1984) у Васильевой не полупарижанка. Она русская барыня, русская женщина, бесконечно привязанная к родной земле, к родному дому и силой обстоятельств трагически оторванная от всего этого. И рассуждения брата о ее порочности кажутся нелепыми. Не порочность, а любовь в извечном русском понятии "любить-жалеть" тянет ее к больному и одинокому человеку, который "камень на ее шее". Спектакль был показан во многих городах России, Греции, Германии, и В.К. Васильева была приглашена на роль Раневской в польский город Щецин.
Именно редкое и драгоценное "простодушие" Васильевой убедило режиссера Б. Львова-Анохина в том, что она идеально подходит к образу Домны Павловны в "Воительнице" Н.С. Лескова (1988).
Лесков рисует колоритнейшую картину ушедшего времени, но колоритность, жанр - только первый слой восприятия "Воительницы". Когда копнешь глубже, открывается удивительный смысл: как под влиянием "петербургских обстоятельств" в простой, живой человеческой душе искажаются, извращаются все нравственные понятия и как чудовищное извращение это становится искренним убеждением, признаётся за самый естественный и непреложный закон жизни. Затем резкий поворот финала - боль, раскаяние, искупление, очищение через страдание.
И на этом фоне язык живописно-причудливый, красочно-парадоксальный, неожиданный - просто дух захватывает от речений словоохотливой кружевницы Домны Платоновны. Она является в облачении пышных юбок, многочисленных тальм и старинных шалей, а в финале предстает вдруг аскетической, тонкой, в сером не то больничном, не то арестантском халате, в по-монашески повязанном платке. Печальное церковное пение сопровождает ее исступленные монологи. Свет свечи выхватывает из темноты уже не круглое, сдобное лицо с улыбчатыми ямочками, а суровый, измученный лик.
С удивительной трагикомической ясностью прозвучал у Васильевой главный парадокс: Домна Платоновна хитра, расчетлива, убеждена, что все люди мошенники, полна неиссякаемой энергии, но выходит так, что в конце концов обманывают, обкрадывают, проводят, оскорбляют именно ее, что она то и дело попадает впросак, подвергается даже прямым надругательствам. Простодушие. Гомерическое, "вселенское", российское простодушие. Недаром она заканчивает свою "прекратительную" жизнь совсем нищей.
Васильева работала над ролью Домны Платоновны одержимо, самоотверженно и доверчиво. Упорно овладевала она труднейшим, огромным текстом. В этом помогало ей блестящие владение русским языком - а это одно из условий исполнения этой роли.
Всего на сцене Театра сатиры В.К. Васильева сыграла свыше 40 ролей. Среди них: Лиза - "Лев Гурыч Синичкин" А. Бонди по Д. Ленскому (1948), Ольга - "Свадьба с приданым" Н. Дьяконова (1950), Сафи - "Женихи" А. Токарева и В. Шкваркина (1951), Таня Сыромятова - "Женитьба Белугина" А. Островского и Н. Соловьева (1951), Ин-Ин - "Пролитая чаша" Ван Ши Фу (1952), Катя - "Личная жизнь" К. Финна (1952), Маша Ракитина - "Подруги" А. Симукова (1952), Галочка - "Где эта улица, где этот дом" В. Дыховичного и М. Слободского (1953), Иларетта - "Судья в ловушке" Г. Филдинга (1954), Магда - "Последняя сенсация" М. Себастьяна (1955), Маша - "Чужой ребенок" В. Шкваркина (1955), Зина - "Поцелуй феи" 3. Гердта и М. Львовского (1955), Виви - "Профессия миссис Уоррен" Б. Шоу (1956), Шура - "Дело было в Конске" (Домик) В. Катаева (1956), Аннунциата - "Тень" Е. Шварца (1958), Дочь бензинщика - "Дамоклов меч" Н. Хикмета (1959), Королева - "Волшебные кольца Альманзора" Т. Габбе (1959), Эллочка Щукина - "12 стульев" И. Ильфа и Е. Петрова (1960), Лика - "Слепое счастье" А. Кузнецова и Г. Штайна (1960), Джоан - "Четвертый позвонок" М. Ларни (1961), Ганна Николаевна - "Яблоко раздора" М. Бирюкова (1961), Вера Горовая - "24 часа в сутки" О. Стукалова (1962), Клавдия Бояринова - "Ложь для узкого круга" А. Салынского (1964), Вера Эдуардовна - "Женский монастырь" В. Дыховичного и М. Слободского (1964), Надежда Кленова - "Белый телефон" М. Гиндина и Г. Рябкина (1964), Жанна Барбье - "Интервенция" Л. Славина (1967), Поля - "Баня" В. Маяковского (1967), Соня - "У времени в плену" А. Штейна (1970), Придворная дама - "Обыкновенное чудо" Е. Шварца (1971), Лидия Семеновна - "Таблетку под язык" А. Макаенка (1972), Ольга Ильинична - "Пощечина" С. Михалкова (1974), Баба-одноглазка - "Клеменс" К. Сая (1976), Посол Объединенной Державы - "Ее превосходительство" С. Алешина (1979), Агнесса Павловна - "Восемнадцатый верблюд" С. Алешина (1983), "Молчи, грусть, молчи..." А. Ширвиндта (1985), госпожа Соколова - "Последние" М. Горького (1987), Анна Австрийская - "Молодость Людовика XIV" А. Дюма (1992), Эстер - "Священные чудовища" Ж. Кокто (1996). В 2001 году Вера Кузьминична сыграла роль Графини в премьерном спектакле "Орнифль" Ж. Ануя в постановке Сергея Арцибашева.
"Состав таланта" во многом определяется составом человеческим. Васильеву любят зрители. К ней с нежностью относятся и люди в театре - гримеры, парикмахеры, костюмеры. Она уважительна к людям, проста, горячо благодарна за малейшее внимание и помощь.
В.К. Васильева - Народная артистка СССР (1986), лауреат Государственных премий СССР. Она награждена орденами Трудового Красного Знамени и "За заслуги перед Отечеством" IV степени. Удостоена театральной премии "Хрустальная Турандот" и премии имени Яблочкиной.
В.В. Васильева - секретарь Союза театральных деятелей (уже 20 лет), председатель Социально-бытовой комиссии. За этими казенными словами стоит очень много добрых дел из рода тех, что в старину назывались "благотворительными". В меру сил Вера Кузьминична помогает нуждающимся, больным, обиженным.
В 2000 году в издательстве "Белые альвы" вышла книга мемуаров В.К. Васильевой "Продолжение души. Монолог актрисы" (изд. 2-е).
Живет и работает в Москве.