Смекни!
smekni.com

Павлов Виктор Павлович (стр. 2 из 2)

За последние несколько лет возникла всегда горькая для актера пауза между ролями. И вот Аркашка Счастливцев в «Лесе» А.Островского, роль, ставшая долгожданной встречей со зрителем. Герой В.Павлова смешон и одновременно трагичен, но отнюдь не жалок. А маска шута - это своего рода самозащита, и как его давний шекспировский Шут - он также талантлив и мудр, той наджитейской мудростью, которая бывает у людей, битых жизнью. А главное, Аркашка Павлова - действительно актер по призванию, а не по необходимости добывания хлеба насущного. Демонстрируя потенциальные артистические возможности своего героя, «проигрывая» каждую из своих «баек», как законченный спектакль, сам артист Павлов увлечен азартом игры - это его стихия, его призвание. «Это диплом моей любви к актерам», - признался Виктор Павлов, принимая приз «Московская премьера», учрежденный Международным фондом К.С.Станиславского, за роль Счастливцева в «Лесе». Это самая дорогая для артиста награда, так как присуждают ее коллеги-профессионалы.

Театральное творчество Павлов сочетает с работой в кино и на телевидении. Он создал более 150 самых разнообразных экранных образов, принесших актеру широкую известность. Творческое сотрудничество и дружеские отношения с такими талантливыми режиссерами, как Е.Ташков, В.Венгеров, В.Трегубович дали возможность актеру создать ряд интересных образов в кино и на телевидении.

Е.Ташков серьезно рисковал, когда приглашал тогда еще юного актера, игравшего комедийные эпизоды на роль в телевизионном фильме «Майор Вихрь» (1967 г.). Роль Гришанчикова - это роль в роли. Создать образ кадрового офицера-разведчика было непросто: приходилось отрабатывать каждую деталь, чтобы профессионалы приняли за «своего». Следующая встреча с режиссером Е.Ташковым состоялась на съемках телевизионного фильма «Адъютант его превосходительства» (1970 г.). В творческой биографии Павлова Мирон Осадчий - роль одна из самых ярких, фигура сложная и противоречивая, человек, душа у которого изъедена злобой и страхом, но сохранивший удивительное чувство испепеляющей любви. Перекликается с этой ролью и образ Демьяна Штычкова в телефильме режиссера В.Венгерова «Строговы» (1976 г.). В фильме снималась и жена Виктора Павлова Татьяна Говорова в роли Ксюши. Герой Павлова и на этот раз «злодей» и тоже безнадежно влюблен. Но поскольку роль более масштабна и сложна, актер создает и более значительный в художественном отношении образ.

Неожиданными красками, новизной характера поразила зрителей работа актера в фильме режиссера В.Трегубовича «На войне, как на войне» (1969 г.) в роли Гриши Щербака, мужественного, обаятельного, открытого, характера, сдобренного юмором и смекалкой. С именем этого же режиссера связана и другая серьезная удача актера в фильме «Уходя - уходи» (1980 г.). Главная роль бухгалтера Сулина написана драматургом В.Мережко специально для Виктора Павлова.

Сейчас трудно представить себе другого Левченко - еще одного героя Павлова в телефильме С.Говорухина «Место встречи изменить нельзя» (1979 г.), запутавшегося, сломанного войной и недобрыми людьми и все еще сильного и волевого человека. В детстве актер знал, видел таких людей. Рядом с их школой строился комплекс гостиницы «Пекин», где работали такие штрафники, когда-то оступившиеся в жизни, но не забывающие, что есть добро, справедливость, и свой грех готовые искупить. Военная тема для актера - одна из главных. В воспоминаниях военного детства, рассказах отца-фронтовика и коллег-профессионалов, прошедших всю войну, по ролям, сыгранным в кино артистом - эта тема живет в нем всегда.

Среди наиболее известных киноработ Павлова: Васька-сеньор («Здравствуй и прощай», 1973 г.), Игнатенко («Схватка в пурге», 1978 г.), Митька Лысов («Емельян Пугачев», 1979 г.), Иван Карнавин («След на земле», 1979 г.), Ватутин («Контрудар», 1985 г.), Красавин («Дети Ванюшина»), Бегемот («Мастер и Маргарита», 1993 г.) и др. Артист снимался в фильмах: «Расскажи мне о себе», «Одиноким предоставляется общежитие», «Даурия», «Проверка на дорогах», «Не будите спящую собаку», «Дети понедельника», «Любовь поэта», «Святой и грешный» и др.

Виктор Павлов редко находится в творческом «простое», что свидетельствует о постоянном интересе к нему режиссеров, об огромной работоспособности актера. В свободное время, а это редкость, он страстный рыбак и охотник. Занимался стендовой стрельбой. Любит активный отдых на даче: с работой в саду и огороде.

Но главное увлечение его жизни - рисование. Это не хобби, а подспорье в работе. На третьем курсе училища у Павлова неожиданно пропал голос, стоял вопрос о его отчислении. Ему посоветовали овладеть профессией гримера. Экзамен был сдан на отлично, и с тех пор артист может профессионально гримировать и рисовать. На репетициях, на съемах, на гастролях - всюду с ним бумага, краски, карандаши. Каждый раз, приступая к роли, он создает «портрет» своего героя. Это развивает у актера фантазию, самостоятельное мышление. Такой эскиз - только первый шаг к постижению образа, а продолжает создавать его артист из своих нервов, из своей фактуры, пластики, что-то меняя, заново придумывая, дорисовывая своего героя, но уже актерскими средствами. Есть у него картины и для души: пейзажи, портреты, но в основном, лица друзей, жены Татьяны.

Виктор Павлович Павлов - Народный артист России (1994 г.), член Союза театральных деятелей и Союза кинематографистов. Он награжден медалью «Ветеран труда» (1989 г.) и «В память 850-летия Москвы» (1997 г.).