Смекни!
smekni.com

Марцевич Эдуард Евгеньевич (стр. 1 из 2)

Народный артист России.

Родился 29 декабря 1936 г. в г.Тбилиси. Отец - Марцевич Евгений Михайлович (1911-1974). Мать - Крылова (урожд.Саранкина) Нина Алексеевна (1914-1980). Супруга - Марцевич (урожд.Салямова) Лилия Османовна (1952 г.рожд.), служащая в банке. Сыновья: Марцевич Кирилл Эдуардович (1974 г.рожд.), окончил училище им.М.С.Щепкина по классу Народного артиста СССР, профессора Ю.М.Соломина, работает в театре «Модерн» под руководством С.А.Враговой; Марцевич Филипп Эдуардович (1980 г.рожд.) - студент актерского факультета школы-студии МХАТ имени В.И.Немировича-Данченко.

Родители Эдуарда познакомились друг с другом в Народном театре, где Евгений Михайлович Марцевич, профессиональный артист, работающий в Бакинском драматическом театре, вел студию, а Нина Алексеевна была суфлером. Их сын, Эдуард, родился и провел первые три месяца своей жизни в Тбилиси, куда Бакинский театр выехал на гастроли. Затем семья вернулась в Баку. Воспитываясь в актерской семье, мальчик часто бывал в театре, где он жадно впитывал все происходящее на сцене, чрезвычайно эмоционально воспринимая увиденное. Как-то в спектакле «Вагиф», в сцене убийства шута, которого играл отец, он стал так громко кричать и плакать, что пришлось срочно вывести его из зала.

Когда Эдуарду исполнилось три года, родители развелись. Но он все также продолжал бывать у отца в театре. Разлучила отца с сыном лишь война. Евгений Михайлович ушел на фронт. Попал в окружение, тяжело раненым попал в немецкий плен. Чудом остался жив. После войны вернулся на Родину, но не в Баку, а в Вильнюс. Устроился на работу в Вильнюсский драматический театр. К тому времени каким-то невероятным велением судьбы вместе с мамой, отчимом и сестрой именно в Вильнюсе уже находился Эдуард. Отец и сын вновь встретились...

Евгений Михайлович совмещал работу в театре с преподаванием в драматическом кружке в Вильнюсском клубе связи. Юный Эдуард записался в этот клуб, во все кружки, какие было возможно: танцевальный, певческий, художественного чтения... Только в драматический кружок отец его не брал, боялся, вдруг у сына не окажется таланта. Но настойчивость младшего Марцевича победила опасения отца. Услышав как-то раз, как Эдуард читает стихи, Евгений Михайлович поверил в способности сына, взял его к себе в кружок, стал поручать большие, ответственные роли.

В Москву на вступительные экзамены в театральный ВУЗ юный Марцевич отправился смело, без колебаний, ведь у него за плечами был большой опыт актерской работы в спектаклях строгого профессионального отца! Но вдруг столкнулся с неожиданностью. На экзамене в ГИТИСе ему сказали: «Вы очень симпатичный молодой человек. У вас умные глаза. Но вам не стоит заниматься театральным искусством». К счастью, параллельно с экзаменами в ГИТИС, шли туры в других театральных школах. Его сразу пригласили на третий тур в школу-студию МХАТ. А в «Щепке» сказали: «Пришли к нам, нечего бегать по другим школам». Так он стал студентом театрального училища имени М.С.Щепкина при Малом театре на курсе знаменитого актера, режиссера и педагога Константина Александровича Зубова.

Курс был талантливый, яркий, запоминающийся. Вместе с Э.Марцевичем учились будущая актриса Малого театра, ныне Народная артистка России Нелли Корниенко, Народный артист России Станислав Любшин... Актерское мастерство преподавали замечательный педагог и режиссер В.И.Цыганков, Г.Н.Дмитриев, возглавивший курс после смерти К.А.Зубова, и совсем тогда еще молодой В.И.Коршунов, ныне Народный артист СССР, директор и ведущий актер Малого театра. Дипломной работой Марцевича была роль Алексея в спектакле «Оптимистическая трагедия», поставленном В.Коршуновым. Роль была сыграна с успехом. О Марцевиче заговорили. Стало известно, что его хотят принять в Малый театр.

Но незадолго до выпускных экзаменов Марцевич увидел в концертном исполнении отрывок из трагедии Шекспира «Гамлет» с Евгением Валериановичем Самойловым в заглавной роли. Образ Гамлета-Самойлова в сцене объяснения Гамлета с матерью из знаменитого спектакля 50-х годов, поставленного Н.П.Охлопковым в театре имени В.В.Маяковского, настолько потряс начинающего артиста, что он буквально заболел. Даже спать перестал, все думал о роли Гамлета. Подготовил самостоятельно отрывок из роли, показал сцену своим сокурсникам. Кто-то из «маяковцев» оказался на показе и предложил выступить в роли перед самим Охлопковым. А после выступления последовало приглашение на роль Гамлета в театр имени Маяковского!!! Более счастливого человека, чем был Эдуард Марцевич в те минуты его жизни, представить себе невозможно. Он еще студент, еще не сдал выпускных экзаменов, а тут такое неожиданное и лестное предложение! Играть сложнейшую шекспировскую роль, да еще в спектакле Охлопкова, где уже состоялись два Гамлета, созданные известными артистами Е.Самойловым и М.Казаковым... Кружилась голова, внутри все ликовало. Он прибежал в училище как безумный и стал кричать: я буду играть Гамлета, я буду играть Гамлета... Сокурсники приняли его за сумасшедшего. Роль Гамлета в 22 года?! Такого не было нигде и никогда.

После выпускных экзаменов Марцевич получил официальное приглашение в Малый театр, в школе которого он учился 4 года. Но в тот момент Гамлет оказался для Марцевича выше всего. Даже перспектива работы в великом театре не могла отвлечь его от мечты сыграть эту роль.

Именно в роли Гамлета состоялся профессиональный дебют Эдуарда Марцевича на сцене театра имени Маяковского, в труппу которого он вступил в 1959 г. В темпераментный, яростный спектакль Охлопкова, где противоположность мыслей и страстей героев, противостояние двух несовместимых миров достигало наивысшей точки, Марцевич вошел уверенно и отважно. Новый Гамлет был почти неправдоподобно юным, пронзительно искренним, пылким и ранимым и казался, на первый взгляд, совсем хрупким и беззащитным. Но этот трогательный юноша, почти мальчик, был способен явить недюжинную силу духа и бесстрашную решимость вступить в единоборство с извращенным, «вывихнутым» веком. «Это сама юность мира, перед которой отступает все грязное, низкое, вчерашнее», - писал драматург А.Штейн о Гамлете-Марцевиче. Яркий дебют принес молодому исполнителю широкую известность, успех у зрителей и интерес профессиональной критики. Не все совпадали во мнении, судя об интерпретации сложнейшей шекспировской роли молодым исполнителем. Но талант Эдуарда Марцевича, его редкое сценическое обаяние и врожденный артистизм были неоспоримыми.

Следующая работа Марцевича в пьесе А.Н.Арбузова «Иркутская история» тоже вызвала огромный общественный интерес.

Поддержанный и направляемый Охлопковым, Марцевич вскоре занял заметное положение в труппе театра. Играл большие, центральные роли в спектаклях «Нас где-то ждут» А.Арбузова, «Как поживаешь, парень?», «Проводы белых ночей» В.Пановой и других. А также ввелся в уже идущий спектакль «Царь Эдип» Софокла, сыграл заглавную роль - одну из сложнейших в мировом классическом репертуаре.

Параллельно с работой в театре молодой артист много выступал на концертных площадках, радио и телевидении с чтецкими программами, которые отличали глубокое постижение авторского замысла и стиля, тонкий вкус, мастерство исполнения. К тому же еще со студенческих времен он снимался в кино. Дебютировав на экране в роли Аркадия Кирсанова в фильме «Отцы и дети» (1958 г.), Марцевич привлек к себе внимание серьезных кинорежиссеров. Б.Барнет пригласил его в свою картину «Аннушка», С.Бондарчук доверил роль Друбецкого в «Войне и мире», М.Калатозов поручил сыграть Мальмгрена в его, ставшем впоследствии знаменитом, имевшем большой международный успех, фильме «Красная палатка», в котором партнерами Марцевича выступали К.Кардинале, П.Финч, Ш.Коннери, Ю.Соломин, Н.Михалков, Д.Банионис...

Жизнь и карьера складывались более чем удачно и благополучно, но направление творческого пути артиста вдруг резко меняется. Смерть выдающегося режиссера Н.П.Охлопкова, которого Марцевич считает своим Учителем, авторитет которого был и остается для него неоспоримым, оборвала его работу в театре имени Маяковского. Уезжая на съемки «Красной палатки», он навсегда покинул театр, принесший ему первую известность и немало сценических побед, поскольку не видел для себя перспективы в коллективе, полностью менявшем свое художественное направление с приходом новых руководителей.

С 1969 г. Эдуард Евгеньевич Марцевич - артист Малого театра, которому, прерываясь на незначительное время, он служит уже 30 лет. Его возвращение в «альма-матер» - шаг естественный, логичный и закономерный.

Первые же роли, сыгранные Марцевичем на сцене старейшего драматического театра страны: Мешем в «Стакане воды» Э.Скриба, Дон Жуан в «Каменном хозяине» Леси Украинки, Аркадий Кирсанов в «Отцах и детях» по И.Тургеневу, доказали взаимную необходимость и взаимообусловленность Малого театра и Эдуарда Марцевича. Актер удивительно тонкой нервной организации, необыкновенной внешней и внутренней пластичности, сохраняющий непосредственность, искренность создал в 70-е годы такие сложные образы русского классического репертуара, как Алеша в «Униженных и оскорбленных» по Ф.Достоевскому, Кисельников в «Пучине» А.Н.Островского на сцене Малого театра и Пети Трофимова в «Вишневом саде» А.П.Чехова, Райского в «Обрыве» по И.Гончарову, в спектаклях Л.Хейфеца, созданных для телевизионного экрана.

Марцевич упорно шел к своим главным сценическим работам. Назначенный дублером И.Смоктуновского на заглавную роль в спектакле «Царь Федор Иоаннович» А.К.Толстого, поставленном Б.И.Равенских в 1973 г., он вышел на сцену в роли Федора только в 1983 г. Десять лет артист не переставал думать о роли, вести непрестанную внутреннюю работу над образом и надеяться. Он «выстрадал» роль, сыграл ее мудро, свежо, сильно и продолжает играть до сих пор, выявляя в своем герое его генетическую связь с грозным отцом, деспотом и тираном, царем Иоанном IV, который сам Федор и старается побороть.

Почти одновременно с Федором в спектакле «Заговор Фиеско в Генуе» Марцевич создал сложный трагически раздвоенный образ шиллеровского Фиеско - человека вдохновенного, рожденного для доблести и славы, но сгорающего в огне собственного честолюбия и неуемной гордыни, губящего себя властолюбием и предательством собственных идеалов. А месяцем раньше шиллеровского героя появился импозантный, обаятельный, утонченный, но циничный, лицемерный, бессердечный, лишенный морали Иван фон Крижовец в пьесе «Агония» классика югославской литературы М.Крлежи.