Смекни!
smekni.com

Менглет Георгий Павлович (стр. 2 из 2)

Г.П. Менглет всегда стремился проникнуть в суть внутренних импульсов человека, которого он воплощал, понять его правду, увидеть мир его глазами, оправдать каждый шаг убежденностью в правоте того или иного поступка. Клинком сатирика всегда двигала благородная ненависть к пошлости и подлости всех сортов и оттенков, честь и совесть гражданина, не желавшего мириться с тем, что мешает людям жить.

Таланту Г.П. Менглета были подвластны и реалистические образы, и водевильно-лирические, легкие в своем непринужденном юморе, и выпукло-сатирические, фантастично заостроенные на каких-то определенных отрицательных явлениях или пороках, и трагикомические образы, в которых отчетливо проявлялось мастерство актера, владевшего таинствами и трагического и комического.

Хрестоматийными стали образы, созданные Г.П. Менглетом в сатирах В. Маяковского "Клоп", "Баня". Несколько сотен раз сыграл он Победоносикова ("Баня") и Баяна ("Клоп"). За долгую сценическую жизнь образ бюрократа Победоносикова претерпел заметные изменения, став несколько тише, респектабельнее, мягче, но в сути своей не изменился. Глашатаем мещанства, проповедником пошлости, хамства, "изячной жизни" накопительства предстает и нэпмановский прихлебатель Баян.

Незабываемы и другие образы, созданные Г.П. Менглетом: блестящий, жестокий, удачливый и пустой обольститель и карьерист Жорж Дюруа ("Милый друг" Ги де Мопассана); лицемер в сутане, ревнующий свою любовницу к ее собственному мужу, "нравственный" отец Диего ("Дон Жуан, или Любовь к геометрии" М. Фриша); подхалим, недалекий, но себе на уме судья Бридуазон ("Безумный день, или Женитьба Фигаро" Бомарше); волевой, деятельный, душевный, рачительный хозяин и внимательный к людям человек, заботливый председатель колхоза Каравай ("Таблетку под язык" А. Макаенка); одержимый страстью к наживе, холодно расчетливый полковник Фредамбе ("Интервенция" Л. Славина); мягкий, деликатный и наивный профессор Щеглов, сумевший дать пощечину взяточнику и понявший, что в жизни ни от чего нельзя отстраняться, нельзя жить только ради науки, что человек за все в ответе ("Пощечина" С. Михалкова); делец, красавец и циник, ренегат Глумов ("На всякого мудреца довольно простоты")...

Вместе с Ниной Архиповой, Татьяной Пельтцер, Ниной Корниенко Георгий Павлович участвовал в одном из первых мюзиклов Театра сатиры по пьесе венгерского драматурга Л.Дьярфаша - "Проснись и пой!" (режиссеры М.Захаров и А.Ширвиндт), создав обаятельный образ неунывающего, по-детски простодушного Пишты.

Комедийный дар Менглета так же редок, как и трагедийный. Пример этого - работа артиста в спектакле "Бег" М. Булгакова. "У Корзухина нет счастья, - говорил Менглет. - Его единственный идеал - личное благополучие. Бесцельность существования, бездуховность этого картежника, алчного прожигателя жизни ужасны. Но все же мне хотелось, чтобы в Корзухине увидели человека пусть ничтожного, но человека. Хотелось бы найти и вскрыть его субъективную правду, показать, что отречение человека от всего святого - родины, любви, чести - ведет к моральной гибели, деградации, уничтожению личности".

Среди других работ Г.П. Менглета выделяются: "Комедия ошибок" У. Шекспира (Антифол Сиракузский и Антифол Эфесский), "Их было трое" В. Масса (Чарльз Олбрайт), "Жорж де Валера" Ж.П. Сартра (Жорж де Валера), "Ложь на длинных ногах" Э. Де Филиппо (Либеро), "Дом, где разбиваются сердца" Б. Шоу (Гектор Хешебай и капитан Шотовер), "200 тысяч на мелкие расходы" В. Дыховичного и М. Слободского (дядя Гриша), "Бидерман и поджигатели" М. Фриша (Готлиб Бидерман), "Банкет" А. Арканова и Гр. Горина (Брюкин), "Доходное место" А. Н. Островского (Вышневский), "Ревизор" Н.В. Гоголя (Земляника), "Ее превосходительство" С. Алешина (Карл), "Чудак" Н. Хикмета (Реджеб Бей), "Бешеные деньги" А.Н. Островского (Кучумов), "Страсти Черноморья" Ф. Искандера (Первый пенсионер), "Самоубийца" Н. Эрдмана (Гранд-Скубик), "Вишневый сад" А.П. Чехова (Фирс), "Скупой рыцарь" А.С. Пушкина (Барон).

Георгий Павлович не любил сниматься в кино. Он считал, что актер рожден театром и для театра: "Даже один актер на сцене (без декораций и режиссуры) - это все равно театр, в то время как талантливый монтаж кадров, два часа музыкального, яркого рассказа на экране, где нет ни одного актера, - все равно кино". К тому же для Менглета всегда важна была живая реакция зрителей. Несмотря на это, Г.П. Менглет снялся в ряде кино- и телефильмов. Среди них выделяются роли князя Васильчикова в кинофильме "Лермонтов" (1942), Черчилля в художественном фильме "Победа" и Евгения Евгеньевича Воронцова в телеспектакле "Следствие ведут знатоки" (1975).

Г.П. Менглет - Народный артист СССР, лауреат Государственной премии РФ. Награжден орденами "За заслуги перед Отечеством" IV степени, "Знак Почета". В 2000 году удостоен первой премии за лучшую мужскую роль в спектакле "Скупой рыцарь" А.С. Пушкина (роль Барона) в театре "Вернисаж на Беговой".

Георгий Павлович был страстным любителем футбола и поклонником ЦСКА. По трагическому стечению обстоятельств он умер 1 мая 2001 года, на рассвете того самого дня, когда коллектив театра готовился торжественно отметить 80-летний юбилей любимой партнерши и супруги Георгия Павловича, Народной артистки России Нины Архиповой и 50-летие ее творческой деятельности.