Смекни!
smekni.com

Гундарева Наталья Георгиевна (стр. 1 из 2)

Народная артистка России, лауреат Государственных премий СССР и РСФСР, лауреат премий "Ника", "Хрустальная Турандот", "Кумир", лауреат Международной премии имени К.С. Станиславского, лауреат Всероссийских и международных фестивалей

Родилась 28 августа 1948 года в Москве. Отец - Гундарев Георгий Макарович. Мать - Гундарева Елена Михайловна. Супруг - Филиппов Михаил Иванович, актер театра имени Вл. Маяковского.

Наталья Гундарева родилась и выросла в московской коммуналке на Таганке, в семье, где помнили лишения войны и преодолевали трудности послевоенных лет, где ценились труд и знания. Отец - Георгий Макарович, в юности батрачил, впоследствии многие годы работал на заводе малолитражных автомобилей, пройдя путь от рабочего до инженера. Мать - Елена Михайловна, многие годы работала в проектно-конструкторском бюро ЦНИИ строительства торговых и промышленных зданий инженером-проектировщиком - руководителем группы. Совершенно особое место в их жизни принадлежало театру. Родители были горячими поклонниками МХАТа, особенно любили Хмелева и Ливанова. Елена Михайловна участвовала в театральной самодеятельности своего института, играла в постановках, читала, пела. Нередко на репетиции и на спектакли она приводила и дочку. А первое посещение профессионального театра (спектакль МХАТа "Синяя птица") запомнился Наташе как нечто волшебное, праздничное: "Я не знала - ступать ли мне по полу в театре или летать".

Интерес к театру подогревала и школа. Особенно девочке нравилось читать пьесы "по ролям" на уроках литературы, а после занятий заниматься в различных кружках в районном Доме пионеров - драматическом, чтецком, пения. В 8-м классе Наталья Гундарева записалась в Театр юных москвичей при городском Доме пионеров, где впервые вышла на сцену в роли мамы в спектакле "Дикая собака Динго".

Несмотря на увлечение театром, Гундарева не собиралась быть актрисой. Тогда ей казалось, что это обычное детское увлечение. По примеру матери она готовилась стать инженером-строителем. В 1964 году после 10-го класса перешла в вечернюю школу и поступила чертежницей в конструкторское бюро. За два года работы стала помощником главного инженера проекта. Потом поступила на подготовительные курсы Московского инженерно-строительного института, начала успешно сдавать вступительные экзамены. "Вдруг забегает приятель, - вспоминает Наталья Гундарева, - и с ходу кричит: "Ты что, с ума сошла! Быстрее неси документы к нам в Щукинское!" Я почему-то послушалась".

Воспользовавшись тем, что мама уехала в отпуск, Наталья подала заявление в театральное училище и после сдачи экзаменов была зачислена на курс, которым предстояло руководить Юрию Васильевичу Катину-Ярцеву. Его помощниками, преподавателями актерского мастерства, стали ведущая артистка Театра имени Евг. Вахтангова, Народная артистка РСФСР Дина Андреевна Андреева и опытный педагог Александр Исаакович Биненбойм (Сабинин). Товарищами Гундаревой по курсу были Юрий Богатырев, Константин Райкин, Наталья Варлей - в будущем знаменитые актеры.

Наблюдательность, цепкая длительная память и целенаправленная фантазия с первых студенческих проб стали важным профессиональным качеством Гундаревой. Тогда же проявилось и еще одно ее свойство - трезвое, даже критическое отношение к самой себе, стремление преодолеть собственные слабости и недостатки. Памятуя о том, что еще во время вступительных экзаменов некоторые члены экзаменационной комиссии отмечали у нее отсутствие пластичности, Наташа по нескольку часов в день занималась танцем, сценическим движением, пластическими этюдами. Обладая врожденным чувством ритма и музыкальностью, она благодаря каждодневному труду обрела выразительную пластику, легкость, подвижность, что сделало ее одной из интереснейших исполнительниц ролей в мюзиклах и шоу-буфф.

Чтобы развить творческую индивидуальность Гундаревой Ю.В. Катин-Ярцев поручал ей самые разнообразные роли: это и комедийная роль Анджолетты в пьесе К. Гольдони "Бабьи сплетни", и трагикомическая роль Маттеи в спектакле итальянского драматурга А. Николаи "Зерно риса", и сдержанно сыгранная Елена Андреевна в "Дяде Ване" А.П. Чехова, и хозяйка великосветского салона Анна Павловна Шерер из "Войны и мира" Л.Н. Толстого. Уже в этих студенческих работах Катин-Ярцев отметил важную особенность творческой индивидуальности Гундаревой - ее высокую аналитическую способность, умение не только прочувствовать, но и осознать и обдумать нюансы характера своих героинь.

В годы учебы Наталья Гундарева не ограничивалась только профессиональными интересами. Как и другие студенты, она с удовольствием ходила в цирк и кино, посещала выставки и поэтические вечера в Политехническом музее, старалась не пропускать ни одной театральной премьеры. Особенно ей нравились постановки "Современника", Театра на Таганке, Театра имени Ленинского комсомола. Из всех академических театров она сразу выделила Театр имени Маяковского, где посмотрела охлопковских "Аристократов", "Смерть Тарелкина" в постановке П. Фоменко, "Разгром" в режиссуре М. Захарова и ошеломившие ее спектакли А. Гончарова "Дети Ванюшина" и "Трамвай желания". Поэтому в 1971 году после окончания Щукинского училища из всех предложений она выбрала именно этот театр. Театру имени Маяковского актриса остается верна и по сей день.

Первые дни и недели пребывания в театре были тем периодом адаптации, который обычно предстоит проходить начинающим актерам - участие в массовых сценах, эпизодические роли, вводы в уже идущие спектакли. Гундаревой удалось сравнительно легко и безболезненно пройти этот путь. Она понимала, что ей необходимо еще многому научиться у знаменитых артистов охлопковской школы, составлявших тогда основной костяк труппы театра. Художественный руководитель театра великий Гончаров еще только присматривался к молодой актрисе, признавая, впрочем, что ее ждет интересная творческая перспектива.

Первые ответственные работы Гундаревой - вводы в спектаклях "Мария" А. Салынского (Василиса), "Конец книги шестой" Е. Брошкевича (Жена вора Каспара) и "Дети Ванюшина" С. Найденова (Катя) - показали, что новая исполнительница сумела органически войти в сложившийся творческий ансамбль. Несмотря на небольшой объем этих работ, маститые актеры благожелательно отнеслись к дебютантке, и А.А. Гончаров поручил ей одну из главных ролей в ближайшей новой работе театра - Варку в пьесе Ю. Яновского "Дума о Британке" (1972). Зрители тепло встретили спектакль. Образ Варки, созданный Гундаревой, привлек психологической достоверностью, убедительностью и обаянием молодости. Имя актрисы не раз упоминалось в рецензиях, а на Московском городском смотре творческой молодежи ее роль была отмечена премией - первой наградой Гундаревой на ее большом творческом пути.

Незадолго перед премьерой спектакля "Дума о Британке" произошли два значительных события в творческой биографии актрисы: она сыграла роль Марфеньки в телевизионном спектакле Леонида Хейфеца "Обрыв" по роману И. Гончарова и роль Надежки в кинофильме "Здравствуй и прощай", снятом режиссером В. Мельниковым по сценарию Виктора Мережко. Однако, несмотря на первые успехи в театре, кино и на телевидении, своим дебютом сама Наталья Гундарева считает роль Олимпиады Самсоновны (Липочки) в спектакле "Банкрот, или Свои люди - сочтемся" по пьесе А.Н. Островского.

Приступая к постановке, А.А. Гончаров назначил на все роли ведущих артистов, а некоторых молодых включил во второй состав. В этом дублирующем составе на роль Липочки и была названа Гундарева. За несколько дней до премьеры произошло непредвиденное: актриса, репетировавшая роль, срочно уехала в зарубежную поездку, и Гончаров поручил Гундаревой приступить к репетициям.

В многолетней практике режиссера не часто встречались ситуации, когда молодая актриса, не проведшая ни одной репетиции, всего лишь скромно сидевшая в стороне и наблюдавшая, как репетирует другая, досконально знает текст, все мизансцены, помнит все замечания режиссера, точно понимает предложенную им трактовку роли. Такой чудесный случай выпал на долю режиссера и актрисы. Гундарева не только исправно посещала все репетиции, но и внимательно вникала во все, что происходит на сцене, не отрывая глаз следила за режиссером и актерами. Ведь, как говорил еще К.С. Станиславский, заниматься своей работой не только в репетиционные часы, а все время, каждую минуту - одно из первейших условий успеха в актерской профессии.

В назначенный день премьера состоялась. "Это был, пожалуй, самый счастливый момент в моей жизни, - говорит Наталья Георгиевна, - когда все задуманное сбылось. Я выходила на сцену и ощущала, что мне все удается. Так бывает очень редко, но зато после я могу жить этим счастьем".

Спектакль имел шумный успех не только в Москве, но и в Ленинграде, Киеве, Новосибирске, в других городах страны, у зрителей Польши и Югославии, куда театр выезжал на гастроли. В многочисленных рецензиях, в зрительских отзывах первым среди других имен актеров называлось имя Гундаревой. Как говорил после спектакля знаменитый драматург Александр Володин, "при всем уродстве наглой, упоенной собой, хищной и жадной натуры, которую представила Наталья Гундарева, на сцене торжествовала игра, искусство, а в этой хамке и дуроломке Липочке колотилось счастливое необузданное сердце актрисы".

После "Банкрота" Гундарева приобретает известность и признание. На театральной сцене она играет Зою в пьесе Р. Ибрагимбекова "Неопубликованный репортаж" (1974), Клару Фастос в спектакле "Венсеремос!" ("Интервью в Буэнос-Айресе") Г. Боровика (1976), снимается в десятке телефильмов, среди которых зрителям особенно запомнились Мирандолина в "Трактирщице" по пьесе К. Гольдони "Хозяйка гостиницы" (1975) и Дунька в "Любови Яровой" по пьесе К.Тренева (1977), а также в художественном фильме "Осень" режиссера А. Смирнова (1975), вызвавшем доброжелательный отклик критики.