Смекни!
smekni.com

Стеблов Евгений Юрьевич (стр. 1 из 2)

Народный артист России, лауреат Государственной премии РФ

Родился 8 декабря 1945 года в Москве. Отец - Стеблов Юрий Викторович (1924-2000). Мать - Стеблова Марта Борисовна (1924 г. рожд.). Супруга - Осипова Татьяна Ивановна (1945 г. рожд.). Сын - Стеблов Сергей Евгеньевич (1973 г. рожд.).

Детство Евгения прошло в коммунальной квартире на проспекте Мира рядом с Рижским вокзалом и Марьиной Рощей, которая имела дурную славу, а проще говоря была бандитским районом. Соседи по квартире звали Стебловых "антилигентами". Как вспоминает сам артист - "очевидно из-за деда, который даже на коммунальную кухню не выходил без галстука". Отец - Стеблов Юрий Викторович был радиоинженером, мама - Стеблова Марта Борисовна работала учительницей. А маленький Женя не хотел быть ни инженером, ни учителем, он хотел стать артистом, чтобы изображать и инженера, и учителя, и еще много всяких разных людей.

Актерская биография началась с театра кукол. Папа сделал ему складную ширму, научил вырезать из картона кукольные головы. Сам Женя придумал делать куклы из резиновых клизм - вставлял стеклянные глаза, пробки вместо носа и вырезал рот. Становился за ширму, и начиналось представление. Со своим "театром" выступал в школе, в Доме пионеров - везде, где находились зрители.

Родители не препятствовали увлечению сына, но в будущем хотели видеть его филологом. Они наняли частного педагога по литературе, оказавшегося страстным любителем театра. Он и привел Женю в молодежную студию при Драматическом театре имени К.С. Станиславского. В числе студийцев были Инна Чурикова, Никита Михалков, Виктор Павлов, Александр Пашутин, Елизавета Никищихина, Яков Пакрас, Александр Кобозев. Этой блестящей молодой командой руководили режиссер Александр Борисович Аронов и актер Лев Яковлевич Елагин. "Мы чувствовали себя на седьмом небе" - так напишет о днях, проведенных в студии, Евгений Стеблов.

Судьба была решена. В 1962 году Стеблов поступает в Театральное училище имени Б.В. Щукина. И уже в 1963 году он становится знаменитым. На экраны с его участием вышел фильм Г. Данелия "Я шагаю по Москве" - фильм, как принято сейчас говорить, культовый для нескольких поколений. Успех был грандиозный. Героя Стеблова - смешного и трогательного подростка - полюбила и запомнила вся страна. Его узнают на улицах, у него выпрашивают автографы. В его жизни потом было много ролей и в кино, и в театре, он сыграл множество разных характеров, но из каждого выглядывал чудаковатый, трепетный, наголо остриженный жених из фильма Данелия. Это его первая главная роль в кино стала главным успехом в жизни. Многие зрители очень долго воспринимали артиста Стеблова прежде всего как исполнителя этой роли. Даже появился штамп зрительского восприятия Стеблова, и артист подыгрывал своим зрителям, сочувствующим его нескладным, неловким персонажам, которые вдруг неожиданно проявляли неслыханную мощь и силу характера.

Испытание славой - самое трудное, да еще в столь юном возрасте, но Евгений Стеблов его выдержал. И не только благодаря актерскому таланту, но и благодаря таланту человеческому. "Творчество не замыкается сценическим действием, творчество - это и любовь, и семья... Не знаю, где больше реальности - в моем существовании на сцене, на экране или в моей жизни, - это единый поток". Конечно, так говорить в 18 лет он не мог, но понимание, что его занятия искусством - это судьба, это образ жизни, данные ему свыше, у него было всегда. "Творчество имеет божественное начало. Я рассматриваю искусство как форму целительства. Актер, режиссер проецируют свой мир, создавая пространство, в которым людям, созвучным им, легче жить" - это скажет 50-летний актер, но такое знание не возникает вдруг, оно копится годами, чтобы обрести столь четкую форму.

В 1964 году режиссер Михаил Калик предложил Стеблову роль Володи Белова в фильме "До свиданья, мальчики". "Вот он - мой Володя Белов" - сказал про молодого артиста автор нашумевшей повести Борис Балтер. К сожалению, у этого, наверное, самого лучшего фильма Калика не было счастливой судьбы. Его запретили, широкого экрана он не увидел. После фильма "Я шагаю по Москве" Михалкова и Стеблова стали приглашать на роли молодых героев. Так они вместе снялись в фильме "Перекличка" Д. Храбровицкого. На съемках этой картины началась по-настоящему их дружба. Свой первый фильм "А я уезжаю домой", сделанный им еще во ВГИКе, Никита Михалков снял по его рассказу. Уже став знаменитым режиссером, он приглашал Стеблова в свои фильмы. В "Рабе любви" он сыграл Канина - звезду немого кино. Это была небольшая роль, но блистательно сыгранная, и она запоминалась. Стеблов наделил своего героя неестественно тонким голосом, подчеркивая несоответствие внешности и поведения героя-любовника на экране и его немужской сути в жизни. Отношение артиста к герою было ироничным, но не лишенным нежности. Образ получился объемным, смешным и трагичным одновременно. Стеблов должен был сыграть роль Трилецкого и в знаменитой "Неоконченной пьесе для механического пианино" . Но не случилось - из Праги, где снимался в совместном фильме, стремясь на съемки в Москву, артист попал в автомобильную катастрофу. Сыграл он у Михалкова в фильме "Несколько дней из жизни Обломова", снялся и в его картине "Сибирский цирюльник".

Вообще на счету Евгения Стеблова более 40 картин. Многие фильмы с его участием имели огромный зрительский успех, среди них - "Урок литературы", "Вас вызывает Таймыр", "Егор Булычев и другие", "По семейным обстоятельствам". За роль Димы в фильме "Не хочу быть взрослым" он получил Государственную премию РФ.

В 1966 году Стеблов окончил Щукинское училище. К этому времени он был уже популярным киноартистом, снялся в нескольких фильмах. Стеблов поступил в Театр имени Ленинского комсомола, потому что здесь работал один из "главных театральных лидеров 1960-х годов" Анатолий Васильевич Эфрос. Но проработал он здесь меньше сезона - театр разогнали. Успел сыграть Зубного врача в "Похождениях зубного врача" А. Володина, Витьку Аникина в "До свидания, мальчики" и яркий эпизод в "Судебной хронике" Волчека. Эфроса перевели в Театр на Малой Бронной, а Стеблова через военкомат мобилизовали в Театр Советской Армии. Его первый и единственный спектакль, сыгранный в этом театре, был "Часовщик и курица, или Мастера времени" И. Кочерги в постановке Л. Хейфеца. Стеблов играл Юркевича, роль была сложна технически - за время сценического действия артисту было необходимо сыграть четыре возраста героя. Для него взяли пьесу Г. Шпаликова "Поручик Каховский", он начал репетировать, но вскоре из-за творческих разногласий ушел из театра.

С 1969 года и по сей день Евгений Стеблов работает в Театре имени Моссовета. Дебютировал он в роли Павла в "Старике" М. Горького. Играл ярко, размашисто, свободно, даже вольно. Как говорят в театре, он "прошел", его здесь приняли. Стеблов выбрал Театр имени Моссовета, потому что хотел поработать с легендарными "стариками" - Раневской, Марецкой, Пляттом, Бирман, Орловой. "Это люди, у которых я чему-то научился, хотя специально они меня ничему не учили". Долгие годы шел с неизменным успехом спектакль "Миллион за улыбку" по пьесе А. Софронова. Стеблова ввели в этот спектакль, в котором с блеском импровизировали старейшие артисты театра. С удовольствием он включился в их игру, легко и свободно обращаясь с текстом этой незатейливой пьесы.

Стеблов - из тех артистов, которые не терпят режиссерского диктата, ему необходимо иметь свое свободное пространство. У Стеблова, выпускника Вахтанговской школы, сильно развито игровое начало. "Я всегда искал характер", - признаётся он. Обладая важнейшим и редким свойством - внутренней пластикой, он легко перевоплощается, сохраняя неизменной мягкость интонации и жеста. "Он все время примеряет на себя маску современного Пьеро, невольника духовности" - написала о Стеблове театральный критик М. Седых в рецензии на спектакль "Пять углов", в котором артист играл кавторанга Мишу. Действительно, в его облике есть что-то от Пьеро - в больших и немного грустных глазах, в полуулыбке, смахивающей на гримасу боли, но это маска, которая предъявляется, чтобы затем обнаружить неповторимость лица. Не случайно, что режиссер спектакля "Братья Карамазовы" П. Хомский предложил ему на выбор две роли: Смердякова и Алеши Карамазова - двух антиподов. Стеблов выбрал Алешу. Произошло то редкое совпадение психофизических данных артиста и роли, в результате которого рождается правда театра. Его Алеша брал на себя всю боль, все страдания мира. Он сочувствовал и жалел...

В одном из интервью Стеблов сказал, что мог бы сыграть из Достоевского еще и Мышкина. Судьба не подарила ему эту работу, но в его репертуаре через много лет появился Ростанев. "Алеша Карамазов, Мышкин, Ростанев - это три разных характера, но принадлежащих к одной тенденции, к одной авторской идее" - так скажет он позднее. Спектакль "Фома Опискин" по повести Ф.М. Достоевского "Село Степанчиково и его обитатели" П. Хомский выстраивал как сатирический памфлет, скорее в духе Салтыкова-Щедрина. Один Стеблов играл Ростанева по Достоевскому. В его герое было доверие и любовь к людям, но появлялись стойкость и мужество, когда за любовь приходилось бороться.

У Юрского он сыграл Платона в спектакле "Правда хорошо, а счастье лучше" А. Островского, с К. Гинкасом сделал Бракка в "Гедде Габлер" Г. Ибсена, с М. Вайлем - Мальволио в "Двенадцатой ночи" У. Шекспира. Обычно Мальволио играют шаржировано, сочными, яркими красками, что называется, на публику. Стеблов же предложил свою, несколько иную трактовку этого комедийного персонажа - он играл предельно серьезно, тонко, даже с какой-то проникновенностью рисуя этого жалкого, самовлюбленного глупца. Образ получался необыкновенно смешной, но и трогательный.

У М. Козакова артист сыграл Баха в "Возможной встрече". Играть гения - задача не из легких. Стеблов играл прежде всего человека со своими слабостями, ранимого, подавленного непривычной для себя роскошью, чувствующего себя некомфортно рядом с импозантным и важным Генделем. В этой его человечности, в отрешенности от суеты, тщеславных устремлений, в его простоте и естественности угадывалась мощь таланта. Верилось, что этот внешне слабый человек - подлинный гений и потому он вызывает зависть у сильного и властного Генделя - М. Козакова.