В зависимости от того, возлагаются ли на лицо, освобожденное от наказания, какие-либо обязанности и может ли освобождение быть впоследствии отменено, оно может быть условным или безусловным. Условными являются условно-досрочное освобождение от отбывания наказания и отсрочка отбывания наказания беременным женщинам и женщинам, имеющим малолетних детей. Остальные виды освобождения от наказания являются безусловными и окончательными (кроме освобождения по болезни, которое имеет специфическую юридическую природу).
По своей природе одной из разновидностей условного освобождения от реального отбывания назначенного наказания является и условное осуждение (ст.73 УК).
Освобождения от уголовной ответственности. По общему правилу лицо, совершившее преступление, должно быть привлечено к уголовной ответственности и подвергнуто наказанию. Однако опыт применения уголовного закона свидетельствует о том, что не во всех случаях совершения преступлений целесообразно привлекать виновного к уголовной ответственности и подвергать наказанию. Более того, применение наказания к лицу, случайно нарушившему уголовно-правовой запрет и не причинившему серьезного вреда обществу, может в ряде случаев принести больше вреда, чем пользы. Поэтому уголовное законодательство, руководствуясь принципами гуманизма и справедливости, предусматривает возможность освобождения от уголовной ответственности лиц, совершивших преступление.
Институт освобождения от уголовной ответственности нельзя путать с ситуациями, когда лицо не может быть привлечено к уголовной ответственности из-за отсутствия в его деянии состава преступления, или из-за недоказанности его участия в преступлении, или из-за малозначительности совершенного деяния (ч.2 ст.14 УК), или из-за добровольного отказа от доведения преступления до конца (ст.31 УК), а также по иным причинам.
Социальное значение института освобождения от уголовной ответственности состоит в том, что государство прощает лицо, совершившее преступление, тем самым, оказывая ему доверие и рассчитывая на его законопослушное поведение в будущем.
Таким образом, освобождение от уголовной ответственности означает выраженное в официальном акте компетентного государственного органа решение освободить лицо, совершившее преступление, от обязанности подвергнуться судебному осуждению и претерпеть меры государственно-принудительного воздействия. В этом случае уголовная ответственность не находит реализации ни в публичном осуждении виновного, ни в наказании или иных мерах уголовно-правового характера.
Общим основанием освобождения лица, совершившего преступление, от уголовной ответственности является нецелесообразность привлечения его к судебной ответственности и применения к нему принудительных мер уголовно-правового характера. Это общее основание конкретизируется применительно к отдельным видам освобождения от уголовной ответственности.
Процессуальной формой освобождения от уголовной ответственности является согласованное с прокурором постановление органа дознания или следователя, а также прокурора или судьи либо определение суда о прекращении уголовного дела (ст.25, 28 УПК).
Действующий УК предусматривает следующие виды освобождения от уголовной ответственности:
· освобождение от уголовной ответственности в связи с деятельным раскаянием (ст.75 УК);
· освобождение от уголовной ответственности в связи с примирением с потерпевшим (ст.76 УК);
· освобождение от уголовной ответственности в связи с истечением сроков давности (ст.78 УК).
Закон предусматривает и возможность освобождения от уголовной ответственности по амнистии (ст.84 УК). Однако актом амнистии лицо, совершившее преступление, может быть освобождено как от уголовной ответственности, так и от наказания, а с лица, отбывшего наказание, может быть снята судимость. Амнистия как уголовно-правовой институт предусмотрена в специальной главе УК, поэтому она в настоящей главе учебника не рассматривается.
Действующий Кодекс предусматривает только безусловные виды освобождения от уголовной ответственности, они не могут впоследствии отменяться ни по каким основаниям.
Преступлением признается завершенное, выразившееся в полной реализации преступного намерения общественно опасное деяние независимо от того, предшествовали или нет наступившим общественно опасным последствиям (в преступлениях с материальным составом) или выполненным общественно опасным действиям (в преступлениях с формальным составом) какие-либо этапы общественно опасного поведения. В Особенной части УК ответственность за умышленное преступление устанавливается при условии выполнения виновным всех действий (бездействия), образующих его объективную сторону, или наступления указанных в уголовном законе общественно опасных последствий, если они включены законодателем в объективную сторону. При этом уголовно-правовая оценка содеянного как преступления не зависит от его протяженности во времени и пространстве. Однако в реальной действительности нередко бывает так, что при совершении умышленного преступления между возникновением преступного намерения и его практической реализацией проходит более или менее значительный период времени, в течение которого сформировавшаяся в сознании виновного преступная цель достигается поэтапно. В этом случае выполнению объективней стороны преступления обычно предшествует сознательно-волевой процесс моделирования лицом будущего преступного поведения, который именуется формированием умысла и включает в себя постановку цели и определение средств ее достижения, выбор способов совершения и сокрытия преступления., обдумывание возможностей привлечения к преступлению соучастников и т.п. . Нередко формирование преступного намерения сопровождается информированием окружающих (родственников, друзей и других лиц) о желании совершить преступное деяние, т.е. обнаружением умысла.
Сформировавшееся преступное намерение и решимость достичь желаемого результата воплощаются в действиях (бездействии), направленных на создание условий, облегчающих выполнение задуманного. Скажем, для совершения кражи из жилища такие условия могут быть созданы путем предварительного изготовления орудий взлома; для совершения фальшивомонетничества - путем приобретения специального оборудования и т.п. За этими и другими подобными действиями следует этап совершения конкретного преступления, выполнения его объективной стороны и причинения желаемого вреда охраняемым уголовным законом общественным отношениям.
Преступление в своем развитии далеко не всегда проходит указанные этапы и доводится до конца. Например, сформировавшийся умысел на убийство может быть не реализован по причине тяжкого увечья, полученного лицом уже после сообщения о своем желании другим лицам. Виновный может быть задержан после приобретения оружия, предназначавшегося для использования в процессе разбойного нападения. Наконец, преступление, скажем, убийство, может быть не доведено до конца по причине неисправности приобретенного для этой цели пистолета, обнаруженной при попытке его применения. В перечисленных и других сходных ситуациях преступление не совершается либо не доводиться, но конца по не зависящим от лица обстоятельствам. Уголовно-правовая оценка содеянного зависит от точного установления этапа, на котором общественно опасное деяние было прервано.
В уголовном праве этапы преступной деятельности именуются стадиями совершения преступления, к которым относятся приготовление к преступлению, покушение на преступление и оконченное преступление. Действующее уголовное законодательство не признает уголовно-наказуемой стадией совершения преступления формирование и обнаружение умысла, хотя в истории российского уголовного законодательства имеются и противоположные примеры.
Возникновение преступного намерения и его волевое опосредование в виде принятого решения совершить конкретное посягательство - это процесс, протекающий в сознательно-волевой сфере и предшествующий целенаправленным действиям. Поэтому формирование умысла не может быть этапом преступной деятельности, с помощью которой объективируются, воплощаются в реальную действительность преступные намерения. В свою очередь, обнаружение умысла хотя и выражается вовне в словесной или иной форме, но также не может быть отнесено к стадиям совершения преступления, ибо внешние формы его проявления еще не образуют общественно опасного деяния, посягающего на общественные отношения и причиняющего им вред. На этапе обнаружения умысла происходит информирование других лиц о желании совершить преступление, но субъект еще не приступает к осуществлению действий по практическому осуществлению своего намерения.
Обнаружение умысла внешне сходно с характеризующими некоторые преступления информационными действиями, заключающимися в таком общественно опасном поведении, которое направлено на передачу соответствующей информации другим лицам, и выражается как в словесной, так и в иной смысловой форме. Путем информационных действий совершаются клевета, заведомо ложное сообщение об акте терроризма, заведомо ложный донос и некоторые другие подобные преступления. Но если при обнаружении умысла сообщаемая другим лицам информация выступает лишь способом выражения вовне преступного намерения лица и в этом смысле не является общественно опасным и противоправным поведением, то информационное действие, будучи самостоятельным преступлением, представляет собой акт общественно опасного поведения, нарушающего охраняемые уголовным законом общественные отношения.