Смекни!
smekni.com

Баталов Алексей Владимирович (стр. 1 из 2)

Народный артист СССР, Герой Социалистического труда, лауреат Государственных премий.

Родился 20 ноября 1928 г. в г.Владимире в семье актеров Московского Художественного академического театра. Отец - Баталов Владимир Петрович (1906 г.рожд.). Мать - Ольшевская Нина Антоновна (1908 г.рожд.). Ближайшие родственники родителей также выходцы из актерской среды. Среди них великие актерские имена: О.Андровская, Н.Баталов, В.Станицын. Супруга - Баталова Гитана Аркадьевна (урожденная Леонтенко) - в прошлом цирковая актриса. Дочери - Баталова Мария Алексеевна (1968 г.рожд.), Баталова Надежда Алексеевна (1955 г.рожд.).

Семья Баталовых проживала в производственном дворе МХАТа, в маленькой комнате. Вокруг все было пропитано театром: сцена, кулисы, костюмы, зрители, аплодисменты... Весь мир маленького Алеши был театр - Московский Художественный академический.

Впоследствии мама вышла замуж за писателя В.Е.Ардова, а с этим расширилась среда обитания будущего актера Алексея Баталова. В ней появились знаменитые писатели, композиторы, - цвет русской интеллигенции. В дом Ардова-Ольшевской приходили М.Булгаков, О.Мандельштам, М.Зощенко, И.Ильф, Е.Петров, М.Залка, Ю.Олеша, М.Светлов, Ф.Раневская, Л.Чуковская, Л.Русланова, Б.Пастернак, Д.Шостакович и многие другие. Начальное образование Алексея собственно и складывалось в общении с этими людьми.

Фамилия Баталовых прочно вошла в историю театрального и киноискусства России XX века. Его отец, мать, дядя, их друзья-актеры в немалой степени определили нравственную атмосферу первой половины столетия русской жизни. Они передали актерскую эстафетную палочку Алексею Баталову, профессиональному актеру, режиссеру, имя которого на долгие десятилетия стало символом духовности русского интеллигента.

Когда Алексею было 7 лет, в дом к ним впервые приехала А.Ахматова. Общение с Анной Андреевной стало одним из самых ярких человеческих и художественных впечатлений детства и юности, и, может быть, всей жизни. Вошедшая в жизнь семьи как подруга мамы, Анна Ахматова своими стихами, драматической судьбой, самой личностью стала навсегда духовным критерием, примером жизнестойкости и мужества. Кисти А.В.Баталова принадлежит портрет А.А.Ахматовой, написанный им в последний период жизни великой поэтессы, когда, отвергая просьбы многих художников, она смогла довериться только близкому человеку. Таким человеком стал Алексей Баталов.

Первое детство, по словам Алексея Владимировича, закончилось в 1941 году. Второе - началось в эвакуации в Бугульме (Татария). С этим временем связаны особые впечатления: нескончаемая череда военных дней, работа в качестве рабочего сцены, первая зарплата, первый выход на сцену... Впечатления театрального детства в мхатовском дворике нашли неожиданное преломление в театральных впечатлениях военного времени, выступлениях труппы, созданной матерью, - перед ранеными в госпиталях, в промерзших залах, которые фантастическим образом каждый день заполнялись зрителями.

Семья вернулась в Москву в 1945 году. Учась в школе, Алексей сыграл свою первую кинороль в фильме Л.Арнштама "Зоя". До сих пор в памяти остались первый опыт существования перед кинокамерой, неожиданно возникшее ощущение скованности, чужеродности рук, ног, голоса.

Начало профессии, а в ее выборе в семье Баталовых сомнений не было, положила Школа-студия им.Немировича-Данченко при МХАТе. Учеба в мхатовской студии не стала для Алексея легкой прогулкой - напряженный ритм послевоенного времени, высокая требовательность педагогов, без ссылки на авторитет фамилии. По сей день Алексей Владимирович с благодарностью вспоминает своих учителей: С.К.Блинникова, В.Я.Станицына, - всех тех, кто учил его сценическому искусству, помог овладеть системой К.С.Станиславского. Он и ныне остается верен духу творческих исканий великих мастеров Художественного театра.

После окончания училища А.Баталов поступил на работу во МХАТ. Однако подошло время службы в армии, и в 1950 г. среди других талантливых молодых актеров Москвы он был командирован в труппу Театра Советской армии, прослужив там несколько лет. В 1953 году Алексей Баталов вернулся в родной МХАТ.

Жизнь распорядилась таким образом, что снявшись в 1954 году в своем первом "взрослом" фильме, он навсегда связал свою жизнь с кинематографом. Роль Алексея Журбина в кинокартине "Большая семья" И.Хейфица положила начало одной из самых ярких и значительных биографий в российском киноискусстве.

Встреча с И.Хейфицем стала поистине судьбоносной для молодого актера. В его манере работы с актерами не было ничего общего с потребительской эксплуатацией актерской индивидуальности. Напротив, он стремился терпеливо и тонко раскрывать максимальные возможности актера. Это роднило его со МХАТовской школой. Опытный мастер, тонкий психолог, И.Хейфиц увидел в молодом актере тип героя, настоятельно заявивший о себе в реальной жизни. Появилась потребность в актерах не "играющих", а "живущих". Это было самое начало перемен, произошедших в нашем кинематографе в середине 60-х годов. В лице А.Баталова в середине 50-х годов кинематограф приобрел героя узнаваемого, умного и тонкого собеседника, обсуждающего на равных со зрителями волнующие всех проблемы: любви, долга, чести, самоутверждения в жизни.

У И.Хейфица А.Баталов снялся в 5 картинах: "Большая семья" (1954 г.), "Дело Румянцева" (1955 г.), "Дорогой мой человек", "Дама с собачкой" (1960 г.), "День счастья" (1964 г.). Особое место среди этих работ принадлежит, безусловно, фильму "Дама с собачкой" по одноименному рассказу А.П.Чехова. Во-первых, потому, что это встреча с классическим материалом и именно с Чеховым, во-вторых, потому, что роль Гурова была возрастной и, что самое главное, требовала преодоления привычного восприятия актера как близкого всем современника, того, что называлось в ту пору образом положительного героя. Риск И.Хейфица оказался оправдан. Фильм был признан одним из самых точных приближений к литературному первоисточнику. Образ, созданный А.Баталовым, отличался глубиной, психологической насыщенностью, эмоциональностью, был близок чеховскому замыслу.

Судьба дарила актеру встречи с лучшими режиссерами отечественного кинематографа в период его расцвета. В его лице - профессионального, умного единомышленника - они получали благодатную возможность выражения своих замыслов. В 1956 г. М.Донской приглашает Алексея Баталова на роль Павла Власова в картину "Мать" по одноименной повести А.М.Горького. Эта роль была тем более ответственна, что в классическом фильме В.Пудовкина роль Павла Власова исполнял дядя Алексея - Николай Баталов - талантливейший обаятельный актер. И эта роль принесла успех актеру, режиссеру, фильму.

"Летят журавли" режиссера М.Калатозова (1957 г.) - фильм-легенда, который вошел в золотой фонд отечественного и, без преувеличения, мирового кинематографа. Свидетельство тому - Золотая пальмовая ветвь на Международном кинофестивале в Каннах (1958 г.), множество призов на других престижных фестивалях, любовь и признание миллионов зрителей.

В 1962 году режиссер М.Ромм снимает фильм "9 дней одного года". А.Баталов играет в нем главную роль физика Гусева, который воплотил на экране образ героя своего времени, отнюдь не плакатного, умного, преданного своей идее, своей Родине ученого. Эта картина была справедливо признана критиками и общественностью самой новаторской картиной того времени.

Среди ролей А.Баталова не было проходных - "Живой труп" В.Венгерова по одноименной пьесе Л.Толстого (1969 г.); "Бег" А.Алова и В.Наумова по мотивам произведений М.Булгакова (1971 г.); "Чисто английское убийство" С.Самсонова (1974 г.); "Звезда пленительного счастья" В.Мотыля (1975 г.); "Сгореть, чтобы светить" Н.Чернева (Болгария, 1975 г.); "Москва слезам не верит" В.Меньшова (1979 г.); "Скорость" В.Светозарова (1983 г.), "Зонтик для новобрачных" (1986 г.), - простой перечень этих картин воскрешает личные ассоциации, воспоминания у зрителей разных поколений, убеждает в значительности, неординарности творческой биографии актера.

Однако две киноленты, две роли все-таки стоят особняком. Классика - пьеса "Бег" М.Булгакова, которую блистательно экранизировали А.Алов и В.Наумов, где воссоздана подлинная драма гражданской войны и русской эмиграции; роль приват-доцента Голубкова, которую исполнил А.Баталов - точное и тонкое воплощение замысла авторов пьесы и кинокартины. Современная мелодрама - "Москва слезам не верит", - фильм, которому уготована счастливая судьба. Он получил высшее признание в мировом киноискусстве - премию Оскар. А.Баталову, как одному из главных героев кинокартины, пришлось вкусить безмерную любовь зрителей. Эти роли несопоставимы по эпохам, по характерам персонажей, краскам, которые использует актер. Роднит их глубина души, человеческая чистота, внутреннее мужество, - качества, которыми наделил Алексей Баталов своих персонажей.

Одной из форм творческого самовыражения А.Баталова стала, безусловно, режиссерская работа. В качестве режиссера-постановщика он снял три картины. Это экранизации классических произведений: "Шинель" по Н.Гоголю (1960 г.), "Три толстяка" по Ю.Олеше (1966 г., совместно с И.Шапиро), "Игрок" по Ф.Достоевскому (1973 г.), - все они являются примером своеобразного, интересного, в то же время бережного, перенесения образного литературного решения в экранное; все отмечены вниманием критики, неформальным интересом зрителей.

Особое место занимает в творчестве А.В.Баталова работа на радио. Профессиональный интерес и желание постичь, какими средствами создается радиообраз, появилось в период вынужденного бездействия, когда радио стало для него единственным средством общения с миром. Его радиотеатр - это театр живого актера, живого многогранного образа, бережного внимания к слову. Среди радиопостановок А.Баталова: "Казаки" Л.Н.Толстого, "Белые ночи" Ф.М.Достоевского, "Поединок" А.В.Куприна, "Герой нашего времени" М.Ю.Лермонтова, "Ромео и Джульетта" В.Шекспира.