Смекни!
smekni.com

Понятие и квалификация прав человека (стр. 5 из 6)

Провозглашение принципиально достижимых идеалов в качестве социально-экономических прав человека косвенно улучшает социальное положение и социальные отношения, даже если сами идеальные нормативы могут быть осуществлены только в будущем. При прочих равных условиях их присутствие в системе основополагающих прав способствует укоренению в массовом сознании более высоких представлений о нормальной стоимости рабочей силы, о нормальных условиях труда, достойном уровне жизни и тому подобное.

В более широком смысле социально-экономические права человека - и это еще один фактор их особой значимости - могут сыграть выдающуюся роль в формировании ответственной социальной идеологии. [27]

Закрепление в особых документах прав групп людей, нуждающихся в особой правовой защите, означало появление третьего поколения прав человека. В отличие от двух первых поколений, защищавших индивидуальные права, третье поколение было представлено коллективными правами, защищавшими интересы больших групп людей.

В так называемое третье или новейшее поколение входят коллективные экологические и информационные права человека такие, как:

Право на мир;

Право на разоружение;

Право на здоровую окружающую среду;

Право на развитие

Право искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом и другие.

Вопрос о признании прав третьего поколения является спорным. Большинство специалистов считает, что в рамках прав человека нельзя говорить о коллективных правах, что права человека - это не права наций, меньшинств или иных социальных групп. Это права отдельных лиц, права "единицы".

"Идеальные" (общепринятые) права человека не могут иметь национальной специфики. Права человека у всех людей одинаковые. Специфичной может быть лишь форма их реализации.

Классификация прав человека, как видно из вышеуказанного мною, условна, поскольку некоторые права с примерно равными основаниями могут быть отнесены к разным видам и даже охватывать друг друга. Разные категории прав могут быть важнее других.

Для отдельного человека важно именно его индивидуальное и подходяще под именно его конкретную ситуацию право или свобода. Например, право на пенсию, как социальное право, для пожилого человека или инвалида, намного важнее и нужнее, чем, к примеру, право быть избранным. Поэтому социальную ценность прав нельзя разделить по признаку важности. Но и нельзя забывать, что без достижения политических прав, просто утопично говорить о социальных правах. Ведь как видно из истории и предыдущей главы моей работы, без политических достижений права человека могут быть не просто оставленными без внимания, но даже, и забыты как таковые.

Заключение

Итак, подведем итоги.

Права человека одна из основополагающих ценностей цивилизации - понятие сложное и многогранное. Трудно дать одно единственное определение и однозначное толкование, так как эта категория не только юридическая, но и философская, политическая, нравственная.

Права человека - это еще и конкретные нормы. Как любые моральные нормы, права человека в применении индивидуальны - они защищают конкретного человека от конкретного произвола конкретной власти. [28] Они неотъемлемы и неотчуждаемы. Незнание прав человека может привести и приводит к негативным последствиям не только для человека, но и для всего общества.

Трудность в написании данной работы была, прежде всего, в том, что достаточно множественное количество информации необходимо было сократить до размеров курсовой работы. Много интересных сведений по этому вопросу было мною упущено, о чем следовало бы хотя бы упомянуть. Однако я постаралась заострить внимание на самой эволюции развития, как самих прав человека, так и на осознании человеком этих прав и свобод, которые необходимы ему в повседневной плодотворной жизни. Мне бы хотелось больше остановиться на проблеме защиты прав, но думаю, что это вопрос отдельной темы, требующей более пристального внимания в свете событий последних десятилетий.

Общие принципы установления и соблюдения прав и свобод человека:

Права и свободы человека принадлежат ему от рождения, а не предоставлены государством;

Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства;

Набор закрепленных прав и свобод человека и гражданина в государстве должен соответствовать международно-правовым стандартам;

В соответствии с принципом равноправия права и свободы предоставлены в равной мере всем и каждому;

Правовые нормы о правах и свободах человека должны быть непосредственно действующими, а не декларацией;

Права и свободы человека и гражданина должны определять смысл, содержание и применение законов, деятельность государственной власти и местного самоуправления;

Государство не должно издавать законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина; они могут быть ограничены только в чрезвычайных условиях (кроме базовых);

Права и свободы человека и гражданина должны быть гарантированы судебной защитой;

Осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц.

История прав человека свидетельствует о том, что сформировавшиеся в русле естественно-правовых идей представления о прирожденных и неотчуждаемых правах человека лежат в основе современных положении о правах человека и гражданина, современных концепций о правовом статусе личности, о господстве права и верховенстве закона, о гражданском обществе и правовом государстве.

Этот естественно-правовой подход (в современной модификации) нашел свое признание в новой Конституции Российской Федерации, согласно которой именно человек, его права и свободы являются высшей ценностью.

При рассмотрении вопроса о правах и свободах, нельзя не отметить, что реализация всех прав и свобод в полной мере возможна лишь при наличии настоящего демократического правового государства. В части 1 статьи 1 Конституции Российской Федерации зафиксировано, что Россия есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления, на самом деле, по моему мнению, это не совсем так. Мало провозгласить определенные права и свободы - главное материализовать их, претворить в жизнь. А это более сложная задача. В условиях возникшего в Российском государстве глубокого экономического, политического и духовного кризиса сам этот институт подвергается серьезным испытаниям. С одной стороны, общество, наконец, осознало необходимость и безусловную ценность естественных и неотъемлемых прав человека, присущих ему от рождения, с другой, - оно пока не в состоянии обеспечить их полное и гарантированное осуществление. В России всегда так: есть сила на первый вздох свободы, а если приходится бороться долго (хотя бы несколько дней), то на это ни упорства, ни настойчивости не хватает. Вот почему ни одна реформа в России не была доведена до логического завершения.

Я уверена - наступит такой момент, когда искоренится институт бюрократизма и уровень жизни начнет подниматься до такой степени, когда нашу страну можно будет по праву назвать демократическим правовым государством, и где проблема гарантии и реализации прав и свобод людей будет стоять на первом месте. Это подтвердил Президент РФ Медведев Д.А. в своей речи на научно-практической конференции, посвященной 15-летию принятия конституции России, в Москве 12.12.2008: "<…> Еще раз хотел бы напомнить, что в соответствии с Конституцией именно права и свободы человека и гражданина определяют смысл и содержание государственной деятельности <…> ". [29]

Закончить свой труд мне бы хотелось словами из послания бывшего Генерального Секретаря ООН Кофи Аннана по случаю начала празднования 50-летия Всеобщей декларации прав человека:

"Права человека являются всеобщими, неделимыми и взаимозависимыми. Именно права человека делают нас людьми. Они являются теми принципами, при помощи которых мы создаем священный дом человеческого достоинства.

Когда мы говорим о праве на жизнь или на развитие, или о разногласиях и различиях - мы говорим о терпимости. Терпимость, поддерживаемая, защищаемая и охраняемая, является гарантией всех свобод. Без нее мы не можем говорить о наших правах. <…>

Терпимость и милосердие всегда служили идеалами государственного управления и человеческого поведения. Сегодня мы называем эти идеалы правами человека. Именно универсальность прав человека придает им силу.

Борьба за всеобщие права человека всегда и везде являлась борьбой против всех форм тирании и несправедливости: против рабства, колониализма, апартеида. Ее значение не уменьшилось и не изменилось.

Юные друзья во всем мире!

Именно вы должны способствовать осуществлению этих прав, сейчас и навсегда. Их судьба и будущее в ваших руках. В ваших руках права человека. Пользуйтесь ими. Защищайте их. Поддерживайте их. Старайтесь понимать их и настаивайте на их выполнении. Заботьтесь о них и обогащайте их.

Они - то лучшее, что есть в нас. Вдохните в них жизнь". [30]

Список использованной литературы

1. Конституция Российской Федерации, 1993

2. Всеобщая декларация прав человека // Права человека: Сборник международно-правовых документов. - М., 1990, - С.1-5.

3. Международный пакт о гражданских и политических правах // Права человека: Сборник международно-правовых документов. - М., 1990, - С.13-27.

4. Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах // Права человека: Сборник международно-правовых документов. - М, 1990, - С.5-13.