Герой Социалистического Труда, Народный артист СССР
Родился 19 марта 1924 года в городе Тбилиси. Отец - Кулиджанов Александр Николаевич. Мать - Кулиджанова Екатерина Дмитриевна. Супруга - Фокина Наталья Анатольевна, кинодраматург, доцент кафедры кинодраматургии ВГИКа. Дети: Кулиджанов Александр Львович (1950г.рожд.), кинооператор; Кулиджанов Сергей Львович (1957г.рожд.), кандидат исторических наук.
Юность Льва Кулиджанова прошла в Тбилиси. Это было трудное военное время. Молодой Кулиджанов рано увлекся искусством и, прежде всего, театром. В школьных самодеятельных спектаклях он выступал сразу в трех лицах - драматург, актер, режиссер. Все это определило дальнейший профессиональный и жизненный выбор - Москва, ВГИК, мастерская С.А.Герасимова.
"Фирменный знак" герасимовской мастерской во многом накладывал свой отпечаток на творческую судьбу тогдашних молодых режиссеров. "Работа с Сергеем Герасимовым, вспоминал он впоследствии, дала нам, его ученикам, очень многое. Дело не только в чисто практических навыках, которые, как правило, учитель прививает своим ученикам... Герасимов стремился разбудить в нас чувство ответственности за свои дела и поступки... Он учил нас, что основной язык кинематографа - это монтаж по мысли, а не по замысловатым выкрутасам, что порой принимают за новое слово в искусстве. Самое трудное - быть простым. Такое дается лишь большим художникам. Но стремиться к этому должен каждый".
В творчестве Кулиджанова нашло свое отражение преклонение перед русской литературой. Влюбленность в классику, в Чехова, определила выбор курсовой работы - короткометражный фильм "Дама", снятый вместе с Г.Оганесяном. В этой ленте молодого режиссера уже тогда обозначились его будущие художественные пристрастия - внимание к психологизму, детализации, точности бытописания. Этому предшествовал поставленный Кулиджановым во ВГИКе спектакль "Хаджи Мурат" по повести Л.Толстого. Чехов и Толстой - иронические зарисовки российского быта и драматическая история мятежного Кавказа. Преклонение перед русской литературой соединилось с любовью к родному Тбилиси, краю, где прошли юношеские годы, остались друзья, извечные и незыблемые воспоминания, которые сопутствуют на протяжении всей жизни.
После окончания ВГИКа в 1955 году Л.А.Кулиджанов пришел работать режиссером на киностудию им. Горького. Первые две картины "Это начиналось так..." и "Дом, в котором я живу" Кулиджанов поставил в соавторстве с Яковом Сегелем. Такое творческое содружество было обычным явлением для середины 1950-х годов, когда начинающие режиссеры нередко тандемами "врывались" в большой кинематограф - Кулиджанов и Сегель, Миронер и Хуциев, Алов и Наумов, Абуладзе и Чхеидзе, Данелия и Таланкин, Салтыков и Митта. Очевидно, что на определенном этапе творческого пути режиссеров такое соавторство было плодотворно и необходимо. Работа над фильмами "Это начиналось так..." и "Дом, в котором я живу" стала для молодых режиссеров хорошей школой гражданственности и кинематографического мастерства. Заинтересовавшись сначала достоверностью факта, сиюминутностью происходящего, типическими чертами характера молодого современника, режиссеры в своей следующей картине пришли к правде эпохи, познаваемой через правду конкретных характеров и бытовой вещественности, обнаружили стремление не только показать жизнь в ее развитии, но и попытку диалектически проанализировать ее сложности.
Это стремление станет еще более очевидным в следующих фильмах Кулижданова, продолжавших творческие принципы, которые молодые режиссеры утверждали в своих первых работах.
Еще через два года, в 1959г., на экраны выходит картина "Отчий дом", подписанная только именем Кулиджанова. Фильм получил широкую прессу - доброжелательную и серьезную, его достоинствам было воздано должное. Создатели "Отчего дома" сумели в простом раскрыть значительное и продолжили этой работой лучшие реалистические традиции русского советского кинематографа, которые утверждали человека из народа натурой яркой, талантливой, благородной и внутренне интеллигентной.
"Отчий дом", "Потерянная фотография", "Когда деревья были большими" - именно в такой последовательности появлялись на экране фильмы Кулиджанова в период 1959-1962гг. И если "Потерянная фотография" оказалась для режиссера "проходной" лентой и со временем потерялась в истории кино, то фильм "Когда деревья были большими" остался и в истории кинематографа, и в памяти любителей киноискусства. Сам Кулиджанов из всех своих картин больше всего любит именно этот фильм, работа над которым шла споро, увлеченно, с полной творческой отдачей. "Деревья" - фильм о цене человеческого доверия, о доброте, ставшей искусным воспитателем, о высоких нравственных принципах и хороших людях, которые помогают главному герою Кузьме Кузьмичу Иорданову, блестяще сыгранному Юрием Никулиным - человеку "выломавшемуся" из жизни - воскресить все лучшее, что еще теплилось в его душе. Кулиджанов, утверждавший себя в кино как мастер тонкого психологического рисунка, остался верен своей манере и в этой картине, характеры которой очерчены тонко, на подтексте, полутонах, неуловимых психологических нюансах. Хороший вкус, остро развитое чувство меры оберегли режиссера от опасности сорваться на сентиментальность или впасть в фарс.
В своем следующем фильме "Синяя тетрадь", ставшем важным этапом в творческой биографии Кулиджанова, он одним из первых открыл путь к интеллектуальному решению ленинской темы. Вслед за "Синей тетрадью" появился "Ленин в Польше" С.Юткевича с талантливым М.Штраухом в главной роли.
За "Синей тетрадью" последовала экранизация романа Ф.Достоевского "Преступление и наказание", в которой Кулиджанов обнажил его конфликтную коллизию и несколько приглушил чувственные эмоциональные краски, сопутствующие всем перипетиям сюжета.
Фильм "Звездная минута" о космическом подвиге Юрия Гагарина может быть воспринят как послесловие к нравственным исканиям героя "Преступления и наказания". Но это лирическое отступление в документалистику явилось своеобразным прологом в новую работу, одну из самых значительных в творчестве режиссера - телевизионную многосерийную картину "Карл Маркс. Молодые годы". Она стала не просто попыткой биографического исследования исторического лица, но попыткой воссоздания духовной биографии человека, занявшего особое положение в новейшей истории мира.
Всего за годы работы режиссером Л.А.Кулиджанов снял фильмы: "Это начиналось так..." (1956), "Дом, в котором я живу" (1957), "Отчий дом" (1959), "Потерянная фотография" (1960), "Когда деревья были большими" (1962), "Синяя тетрадь" (1964), "Преступление и наказание" (1971), "Звездная минута" (1975), "Карл Маркс. Молодые годы" (1980), "Умирать не страшно" (1991), "Незабудки" (1994).
Творческая деятельность Л.А.Кулиджанова на протяжении всей его жизни активно сочетается с большой административной и общественной работой. С 1963 по 1964 годы он возглавлял главное управление художественной кинематографии Госкино СССР. В 1964г. стал председателем Оргкомитета Союза кинематографистов СССР. В 1965г. на 1-м Съезде кинематографистов был избран первым секретарем правления Союза и проработал на этом посту до 1986 года. В 1986г. после 5-го Съезда Союза кинематографистов вышел из его состава. До 1989 года работал художественным руководителем киноэпопеи "ХХ век".
Л.А.Кулиджанов - Народный артист СССР (1976), Герой Социалистического Труда (1984г.), профессор, член-корреспондент Академии искусств ГДР. Избирался членом Центральной ревизионной комиссии (1966-1967), кандидатом в члены ЦК КПСС, депутатом Верховного Совета СССР. Был президентом Общества культурных связей СССР - Мексика.
Награжден двумя орденами Ленина, орденом Октябрьской Революции, а также орденами Венгрии и Болгарии. В 1999 году в связи с 75-летием был удостоен ордена "За заслуги перед Отечеством" III степени.
Любит поэзию и серьезную классическую музыку. Любимые поэты - А.С.Пушкин, М.Ю.Лермонтов, О.Мандельштам, Б.Пастернак, Заболоцкий, Н.Гумилев . Любимые актеры по жизни и с которыми довелось работать - М.Ульянов, Е.Матвеев, И.Смоктуновский, Е.Копелян, Н.Мордюкова, Г.Тараторкин, Ю.Никулин, В.Зубков, Л.Овчинникова, В.Кузнецова, Л.Марченко, И.Гулая, Ю.Беляев, М.Булгакова, Т.Бедова, В.Теличкина, В.Телегина и др.
Живет и работает в Москве.