Народная артистка СССР.
Родилась 4 апреля 1928 года в Киеве. Отец - Быстрицкий Авраам Петрович (1901 г.рожд.), Заслуженный врач, в качестве военного врача участвовал в Гражданской и Великой Отечественной войнах, похоронен в Вильнюсе. Мать - Быстрицкая Эсфирь Исааковна. Сестра - Быстрицкая Софья Авраамовна, живет за рубежом.
Детство и юность провела на Украине. Элина, одно из двух "л" потеряла паспортистка, означает "мудрая". Родители взяли это имя у писателя Кнута Гамсуна, не зная, насколько пророчески верным оно будет на всем жизненном пути их дочери.
Элине Быстрицкой пришлось одолеть немало крутых поворотов, прежде чем зрители узнали и полюбили ее. Глядя на Быстрицкую, невозможно представить ее вне актерской профессии. Прекрасные внешние данные, красивый голос, изящество движений - все в ней кажется созданным для сцены и экрана. А ведь в юности она готовилась к иному жизненному пути: отец, военный врач, считал, что дочь должна унаследовать его профессию. Элина долгие годы и сама думала, что она должна пойти по этой стезе. Перед войной отец получил назначение в Нежин. Здесь и застала их война. Отец и мать работали в госпитале, который очень скоро стал фронтовым. Совсем еще девочка, Элина решила, что тоже должна что-то делать для фронта,, для победы. Она попросилась работать в госпиталь, где работали ее родители. Жизнь на колесах, броски вслед за частями действующей армии, бомбежки, обстрелы - все это составляло ее быт в те годы. Элина поступает на курсы медицинских сестер, становится сначала санитаркой, а вскоре осваивает работу лаборантки клинической лаборатории госпиталя. Война закалила ее. Человек многое может - это впервые с особой ясностью поняла Элина еще тогда. И на всю жизнь усвоила жизненное кредо отца: как военный, он считал, что принятые решения надо выполнять, препятствия - преодолевать, к цели идти уверенно. Это стало и ее жизненными принципами.
Среди многих наград, увенчавших заслуги Элины Быстрицкой, есть дорогое для нее звание "Сын полка", которым она была удостоена. 40-летие Победы актриса встретила работой, которой отдала дань высокого уважения защитникам Отечества. "Случайный вальс" - так назывался спектакль по книге С.Алексиевич "У войны не женское лицо", поставленный в театре Эстрады. Быстрицкая сыграла в нем восемь ролей, слившихся в единый портрет женщин на войне.
Осенью 1944 года она возвращается в Нежин (их дом в Киеве был разрушен) и поступает в медицинский техникум. В 1947 году заканчивает его, получив диплом с отличием, дававшим ей право продолжать учебу в медицинском институте. В техникуме она впервые принимает участие в художественной самодеятельности. И, познав успех у зрителей, серьезно начинает задумываться об актерской профессии. Проснувшийся в ней ген театра не дает покоя. Понимая, что актерская профессия требует серьезной подготовки, она поступает в балетный класс музыкальной школы. В 19 лет быть балериной уже поздно. Но Элина уверена в том, что необходимо приобрести пластическую свободу, чтобы легче ощущать себя на сцене. Первый выход на профессиональную сцену нежинского драмтеатра в спектакле "Маруся Богуславка", где она танцевала восточный танец, еще больше утвердил ее в решении стать актрисой. Родители были против ее поступления в театральный. Военный человек, отец привык и действовать по-военному. Приехав в Киев и встретившись с директором театрального института, он обратился с единственной просьбой - объяснить его дочери, что театральном институте ей делать нечего. Элина принимает компромиссное решение и поступает в Нежинский педагогический институт. Но через год покидает его ради театрального.
Потом был Киевский театральный институт им.И.К.Карпенко-Карого, встреча с замечательными педагогами И.И.Чабаненко и Л.А.Олейником. После успешного его окончания в 1953 году - три сезона в Вильнюсском русском драматическом театре. Здесь она имела первый успех в ролях: Таня в одноименной пьесе и Ольга ("Годы странствий") А.Арбузова, Варя Белая ("Порт-Артур" И.Попова и А.Степанова), Клавдия ("Повесть о настоящем человеке" по Б.Полевому) и другие.
Вдумчивость, четкость в работе, стремление к законченности формы - эти качества уже тогда проявились в молодой актрисе. Театр был на гастролях в Ленинграде, когда Быстрицкую пригласили сразу на две роли в кино. Выбор ее был неожиданным: шекспировской Виоле и Себастьяну ("Двенадцатая ночь") актриса предпочла свою современницу - врача Елизавету Максимовну в фильме "Неоконченная повесть". И в "Тане" и в "Годах странствий" она тоже играла врачей, хорошо зная людей этой профессии по фронтовому эвакогоспиталю. Актрису привлекла возможность работать под руководством выдающегося режиссера Фридриха Эрмлера, который был и талантливым воспитателем, рядом с такими актерами-мастерами, как: Эраст Гарин, Евгений Самойлов, Софья Гиацинтова, Сергей Бондарчук. Именно тогда она по-настоящему поняла, что такое профессия. Фильм "Неоконченная повесть" (1955 г.) вышел на экраны вскоре после войны. Не зарубцевались раны, еще не оттаяли сердца от испытаний военного времени, тем сильнее была в людях жажда доброты и красоты. Поняв и прочувствовав это, актриса наделила свою героиню удивительным светом и личным обаянием. Быстрицкой в роли Елизаветы Максимовны хотелось подражать. И подражали... Скольких новорожденных назвали тогда Элиной, сколько девчонок тогда пошло поступать в медицинские вузы. По опросу газеты "Советская культура" Элина Быстрицкая признана была лучшей актрисой года.
Эта роль принесла ей и международную известность. В 1955 году в составе делегации кинематографистов она едет на первую Неделю советского фильма в Париж. Многое почерпнула она для себя из встреч с легендами мирового экрана: Ивом Монтаном и Симоной Синьоре, Мишель Морган и Жераром Филипом, писателями Эльзой Триоле и Луи Арагоном, художницей Надеждой Леже. Эта поездка стала плодом для многих размышлений. И хотя французский зритель принял ее хорошо, она понимала, какой трудный путь к совершенству надо пройти, чтобы завоевать титул "звезды".
В те дни судьба подарила ей встречу с Ф.Г.Раневской. Для спектакля "Белый лотос", где главную роль должна была играть Раневская, не могли найти молодую героиню. Случайная встреча двух актрис в Доме кино - и Раневская предлагает дирекции взять на эту роль Элину Быстрицкую. Так она оказалась в театре им.А.С.Пушкина. Но эта работа не состоялась. Начались съемки "Тихого Дона" и после их окончания, числясь в театре полгода, Быстрицкая туда не вернулась.
О том, что Сергей Герасимов приступает к съемкам шолоховского "Тихого Дона", Быстрицкая узнает в Париже. О роли Аксиньи она мечтала давно, с театрального училища. Вернувшись в Москву, к Герасимову, начавшему актерские пробы, пришла сама, будучи уже известной, даже знаменитой, и наивно, дерзко и бесстрашно сказала: "Я хочу эту роль. Я смогу ее сыграть". Пробы шли полгода. Наконец сам Шолохов признал Аксинью Быстрицкой. После утверждения на роль Аксиньи началась, по словам Элины Авраамовны, самая главная ее дорога в искусстве.
На съемках "Тихого Дона" она прошла курс мастерства у Герасимова. Он требовал абсолютного внешнего и внутреннего перевоплощения, помог ей лучше разобраться в собственных возможностях. С.А.Герасимов требовал максимальной правды даже в мелочах. Специфический говор, повадки словно были переданы Аксинье-Быстрицкой многими поколениями казаков. Когда фильм вышел на экраны, тридцать старейшин донских казаков предложили актрисе зваться Аксиньей Донской! Она ответила, что оставит фамилию родителей, но сохранит преданность казачеству. За эту роль Элина Быстрицкая удостоена звания Почетной казачки.
Роль в "Тихом Доне" (1957-1958 гг.) стала подлинной победой актрисы, ее звездным часом. Но каждую новую свою работу она еще долго примеривала к "герасимовским" критериям и оценкам: понравилось бы ему, одобрил бы Сергей Аполлинариевич?
В начале 60-х годов вместе с Черкасовым, Меркурьевым и Бондарчуком Быстрицкая была приглашена в США в Белый Дом, удостоена вниманием супруги президента Эйзенхауэра. Американский дом моделей предложил ей туалет, в котором она должна была сфотографироваться для журнала "Америка". Но Быстрицкая была "бдительна" и как истинно советская отказалась, о чем с юмором вспоминает сегодня.
Из-за рубежа ей приходили предложения сниматься в кино. Но все они оседали в Союзе кинематографистов.
Не будь успеха в кино, Элина Авраамовна так и не решилась бы прийти в Малый театр. В 1958 году осуществилась ее давняя мечта - она была принята в труппу знаменитого Малого театра. Ее дебютом была роль леди Уиндермиер ("Веер леди Уиндермиер" О.Уайльда, 1959 г.), позже в 1965 году она сыграла в этой пьесе и миссис Эрлин. Она была "уайльдовской", точно почувствовав его горьковатую иронию, сумев раскрыть искренность чувств своей героини. Лишь много лет спустя пришло понимание того, какая высокая похвала содержалась в скромных словах старейшей актрисы театра А.А.Яблочкиной о ней, дебютантке: "Я все поняла, что она говорит и делает". Слава киноактрисы осталась за порогом. Предстояло опять - уже на новом этапе - держать экзамен на артистическую зрелость. Еще здравствовали и работали "старики" Малого театра, перед которыми она благоговела. С великой Верой Николаевной Пашенной и Еленой Николаевной Гоголевой молодая актриса играла в спектакле "Остров Афродиты" А.Парниса. Помогало общение с такими выдающимися партнерами, как: Михаил Царев, Елена Гоголева, Николай Анненков, Михаил Жаров, Елена Шатрова и многими другими. Ей довелось работать с замечательными режиссерами: Борисом Бабочкиным, Леонидом Варпаховским, Петром Фоменко, Виктором Комиссаржевским, Борисом Львовым-Анохиным и другими. Она никогда не считала зазорным учиться у них. И в этом ее счастливый дар, совпавший с природным актерским дарованием.
Работы Быстрицкой в театре всегда отличают пластическая точность, завершенность формы, умение в совершенстве владеть словом, а присущая ей артистическая воля позволяет быть бесспорно и неувядаемо красивой на сцене. Она обладает особым даром - даром сценической красоты, при этом наделяя героинь своим умом, своим интеллектом. Какие бы роли в русском и западном репертуаре ни играла Быстрицкая, ее героини - яркие, незаурядные личности. Среди них: Лидия ("Бешенные деньги") и Глафира ("Волки и овцы") А.Н.Островского, горьковские Юлия Филипповна ("Дачники"), Софья Марковна ("Старик"), Пелагея ("Фома Гордеев"), баронесса Штраль ("Маскарад" М.Ю.Лермонтова), Анна Петровна ("Иванов" А.П.Чехова), герцогиня Мальборо ("Стакан воды" Э.Скриба), Паула Клотильда Клаузен ("Перед заходом солнца" Г.Гауптмана), Ксения Ивановна ("Палата") и Мартынова ("Главная роль") в пьесах С.Алешина, Панова ("Любовь Яровая" К.Тренева), Мария ("Выбор" Ю.Бондарева), Мэри ("Долгий день уходит в ночь" Ю.О'Нила), Отрадина и Кручинина ("Без вины виноватые" А.Н.Островского), Москалева ("Дядюшкин сон" Ф.М.Достоевского) и другие.