Всегда волновал Анненкова и уровень актерского мастерства сценической речи. Недостаточное владение техникой слова, неправильное произношение, невнятная дикция, упрощенная, скучная, замусоренная речь, с его точки зрения, - большая беда, с которой необходимо бороться, не жалея времени и усилий. Для Анненкова, в совершенстве владеющего и сценической, и разговорной речью, навсегда восхищенного богатством и красотой великого русского языка, отдавшего слову, произносимому со сцены всю свою творческую жизнь, слышать в жизни, с экрана ТВ, и со сцены дурную дикцию, убогие современные тексты, вульгарный молодежный сленг, искаженную, бедную, неграмотную речь - мука и невыносимое наказание. Считая, что слове заключается наша национальная сущность, Анненков уверен, что все мы обязаны дорожить этим великим богатством, дарованным Богом. Но особая ответственность в сохранении грамотной, красивой, образной речи лежит на людях, выступающих перед большой аудиторией, в частности на артистах сцены.
Крайнее беспокойство актера вызывает также невзыскательность многих коллективов, которые приспосабливаются к падающим запросам, и в своей работе ориентируются на определенную, отнюдь не лучшую часть публики. Его возмущают театры, возглавляемые людьми, не зовущими зрителей к прекрасному, доброму, светлому, вечному, но идущими на поводу у толпы, строящими свою репертуарную политику на основе конъюнктурных и коммерческих расчетов, забывая о высоком предназначении художника сцены.
Умевший в молодости восторгаться, как никто другой, с годами Анненков стал требовательнее относиться и различным проявлениям искусства, и к жизни, и к людям. Теперь он глубже и острее осознает человеческую неоднозначность, строже судит о нравственной и профессиональной несостоятельности многих. Но при этом не потерял веру в значительность миссии человека на земле, не усомнился в величии его духа и нравственной силе, в неисчерпаемом богатстве его возможностей влиять на окружающий мир.
С течением времени искусство Анненкова обретало новый масштаб и особую содержательность, стало мудрее, значительнее. Изменился, стал строже исполнительский стиль актера, иной стала форма выражения и тональность звучания создаваемых им образов. Но осталось неизменным его желание познать прежде непознанное, открыть еще неоткрытое, сказать еще невысказанное о жизни, о творчестве, о судьбе. И все чаще одолевают мысли о том, что остается после человека на земле, о смысле бытия, о вечности, о Боге.
В 1992 году в спектакле “Царь Иудейский” - первом сценическом воплощении стихотворной философской притчи К.Р. (великого князя Константина Романова) Анненков сыграл Иосифа Аримафейского, в страстных, вдохновенных монологах которого выразил и свою веру в Христа, и свою веру в человека, в его высокоземное предназначение.
Верой в разум, силу духа и нравственное величие человека, способного к раскаянию, духовному возрождению и самосовершенствованию пронизан и образ другого сценического героя Анненкова последнего десятилетия. В трагедии А.К.Толстого “Царь Борис”, поставленной режиссером В.М.Бейлисом в 1993 году, он играет монаха брата Левкия, бывшего когда-то в миру всесильным боярином Луп-Клешниным, дядькой покойного царя Федора Иоанновича. Причастный к страшному деянию детоубийства, герой Анненкова, осознав величину и тяжесть смертного своего греха, принимает схиму, дни и ночи проводит в молитвах, искренне раскаиваясь в преступлении, которого сам себе не прощает. Но не прощает он его и Годунову, пришедшему к брату Левкию с просьбой снять с его души тяжесть, отпустить ужасный грех. Зная, что очиститься можно только чистосердечно раскаявшись, герой Анненкова долго уговаривает грешного царя Бориса искупить свою вину, покаяться перед Богом и испросить прощение за содеянное у своего народа.
В суровом одеянии схимника, с веригами на шее, стоя на коленях, взывает Левикй-Анненков к совести Бориса. Но не столько молит, сколько властно требует он у грешного Годунова покаяния, оставаясь непреклонным к преступившему нравственные нормы царю. И такую неуступчивость к преступлениям власти, такую силу воли и стойкость проявляет этот одряхлевший телом, но не духом старик, что нам открывается настоящее величие, достоинство и подлинная слава Человека. И кажется, будто великий Творец устами Левкия-Анненкова призывает и нас очиститься от всего наносного, суетного, раскаяться, пока не поздно в грехах, ошибках, заблуждениях, возвысить свой разум и душу, укрепить, укрепить Величие и силу человека, обладающего чистой совестью, честно исполняющего свой долг, верного своему жизненному призванию, Анненков проявляет нам и в роли все на свете видавшего и все понимающего преданного слуги Фирса, которого играет теперь в спектакле “Вишневый сад”, вместо прежнего своего чеховского героя Леонида Гаева. И ту душевную теплоту, то искренне участие и беспредельную любовь, которые проявлял когда-то Фирс-Ильинский к нему, бывшему тогда барином Гаевым, он, став теперь Фирсом, дарит сам, ухаживая с трогательной заботой и любовью, на знающей границ, за новым Гаевым - В.К.Бабятинским.
Чеховский Фирс в исполнении Анненкова совсем не похож на его Веденея из “Холопов”. Тот тоже был предан госпоже и стремился исполнить свой долг до конца, но во всем его поведении было больше лакейской услужливости и холопского преклонения перед сильными мира, нежели искренней любви к княжне. Фирс же ходит за своим барином, как за малым ребенком вовсе не из страха перед ним или рабского желания угодить, но потому, что считает себя ответственным за все, что происходит с человеком, которого он нянчил и растил с самого рождения и которого любит, как только может любить отец своего родного сына. В Фирсе Анненкова - спокойное, тихое, несуетное достоинство человека, никогда не нарушавшего своего долга, верного самому себе, ни разу в жизни не изменившего нравственному закону. Фирс Анненкова - это воплощенная совесть народная. Это олицетворение великой мудрости человека высокой души и чистого сердца, человека, способного сострадать и сочувствовать, готового прощать и любить. Эту роль артист играет с таким потаенным знанием человеческой психологии, с такой горькой мудростью и пронзительной печалью, что, глядя на него, начинает щемить сердце.
Когда-то актер Анненков, чрезвычайно плотно занятый в репертуаре, играл кроме текущих спектаклей по 2-3, а в ранний период своей творческой карьеры даже по 4-5 премьер за сезон. Сегодня народный артист СССР, Герой Социалистического Труда, трижды лауреат Государственных премий, профессор Николай Александрович Анненков выходит на сцену Малого театра в двух спектаклях - “Вишневый сад” и “Царь Борис” в ролях мудрого, всепрощающего Фирса и не менее мудрого, но непреклонного брата Левкия. Весь свой талант и мастерство, свой, почти вековой жизненный опыт, свои знания и свою веру вкладывает артист в эти классические образы.
Анненков выходит сегодня на сцену не для того, чтобы в очередной раз поразить нас своим высочайшим профессионализмом, подтвердить артистизмом своего исполнения классических ролей триумф школы Малого театра. Но чтобы открыть зрителю нечто такое о Мире, о Жизни, о Человеке, что известно только ему, художнику, философу, артисту, человеку, обладающему особой зрелостью души и мудростью сердца.
Основные даты жизни и творческой деятельности
Родился в с. Инжавино Инжавинского района Тамбовской области 21 сентября 1899 г.
1899-1910 гг.
Жил в доме родителей в Инжавино. Проходил начальное обучение у местной учительницы.
1910 г.
Поступил в реальное училище в г. Тамбове. В первый раз вместе с отцом приехал в Москву.
1917 г.
Окончил реальное училище в г. Тамбове. Все лето готовился к поступлению в институт. Поступил в Московский институт путей сообщения. В сентябре взял академический отпуск и вернулся домой. Впервые выступил в любительском спектакле в народном доме в Инжавино.
1918 г.
С апреля по декабрь работает агентом уездного продовольственного комитета. В декабре вступает в ряды Красной Армии. Зачислен в 1-й Ртищевский полк (г. Кирсанов) на должность заведующего оперативным столом.
1920 г.
Служит культработником в кавалерийском полку (г. Кирсанов). Участвует в полковой самодеятельности.
1921 г.
Служит культработником в пехотном полку в Москве. Выступал в спектаклях на сцене клуба ГВУ.
1922 г.
Продолжал служить в армии и выступать на сцене клуба ГВУ под псевдонимом Хатунский.
Демобилизовался.
Поступил в Высшие театральные мастерские при Малом театре.
15 сентября. Зачислен в Малый театр на должность артиста подготовительного кадра.
1922 г.
13 сентября. (ввод) Выход. “Ревизор Н.В. Гоголя.
16 ноября. (ввод) Выход. “Воевода” (“Сон на Волге” А.Н. Островского).
21 декабря (премьера) Роль с танцами. “Снегурочка” А.Н. Островского.
Выход. “Мария Стюарт” ф. Шиллера.
1923 г.
17 октября. (премьера) Офицер “Железная стена”Б.К. Рынды-Алексеева.