Смекни!
smekni.com

Захаров Марк Анатольевич (стр. 1 из 3)

Народный артист СССР, лауреат Государственных премий СССР и РФ, художественный руководитель Московского театра "Ленком"

Родился 13 октября 1933 года в Москве, в семье педагогов. Супруга - Лапшинова Нина Тихоновна (1932 г. рожд.), актриса. Дочь - Захарова Александра Марковна (1962 г. рожд.), актриса Московского театра "Ленком", Народная артистка России, лауреат Государственной премии РФ.

В своей книге "Суперпрофессия" один из ведущих театральных и кинорежиссеров страны Марк Анатольевич Захаров пишет: "Чтобы стать профессиональным поэтом, балетмейстером, художником, режиссером и вообще творцом новых идей, необходимо иметь ярко выраженную генетическую склонность, а потом дополнить ее прохождением хорошей школы, при наличии обязательной и редкой работоспособности". Эти слова прекрасно характеризуют и его собственный путь к вершинам творчества.

Детство и юность М.А. Захарова прошли на Красной Пресне, в коммунальной квартире на тихой улице Заморенова. Его дед по отцовской линии занимался журналистикой, частым гостем у него в доме бывал Гиляровский. За свои революционные идеи сидел в Петропавловской крепости. В 1914 году ушел на фронт, где погиб вместе со своими старшими сыновьями.

Революция застала отца М.А. Захарова в Воронежском кадетском корпусе. Вступив в Красную Армию, он прошел дорогами гражданской войны от Воронежа до Варшавы. После демобилизации работал в военно-физкультурной сфере. Мать Марка с детства мечтала стать актрисой, училась в театральной студии Ю.А. Завадского. Через год после рождения сына, в 1934 году, отец был арестован, судим ОГПУ по 58-й статье и приговорен к трем годам заключения с последующей высылкой. Мать, оставив театральную студию, поехала за ним. Впоследствии отцу долго не разрешали жить в Москве, матери приходилось работать с утра до ночи. Поэтому были периоды, когда Марк подолгу не видел своих родителей. Основную заботу о нем брала на себя бабушка по материнской линии - Софья Николаевна Бардина. Работая в системе просвещения заведующей образцовым детским домом, благодаря своему энергичному характеру и высокому авторитету она сумела обеспечить достойный жизненный уровень семьи. "Ее усилиями с 1933 по 1941 год моя жизнь в довоенной стране до сих пор представляется мне сплошным раем, - вспоминает Марк Анатольевич. - У меня было несметное количество игрушек, веселых книг с картинками, подростковый велосипед, узкопленочный кинопроектор, высококалорийное, витаминизированное питание..." Но началась война...

Позднее в своих мемуарах М.А. Захаров напишет: "После начала войны и смерти моей всемогущей бабушки для нас, вернувшихся из эвакуации в 1943 году в холодную и голодную Москву, в полученные с огромным трудом обратно две комнаты в коммунальной квартире, началась жизнь тяжелая, полуголодная, бесперспективная". Отец, прошедший всю войну, служил после фронта в охранных частях Московского гарнизона, однако его довольно скоро снова выслали из Москвы как судимого по 58-й статье. Мать в одиночестве тащила семейную ношу, работая преподавателем в детских драмкружках. Впоследствии она много лет отдала детской художественной самодеятельности.

Вскоре после возвращения в Москву М.А. Захаров увлекся кукольным Театром Образцова, спектакли которого приводили его в восторг. А его первое знакомство с настоящим театром состоялось еще до войны, когда в 7-летнем возрасте его привели во МХАТ на "Синюю птицу" - спектакль, который, по его собственным словам, "мощным образом стимулировал в человеке фантазию вовсе не сказочным сюжетом, а какой-то особой энергетикой пробуждая в детском сознании стимулы для эмоционального, интеллектуального и духовного развития".

Будучи подростком, Марк, как и многие его сверстники - будущие актеры и режиссеры, прошел через различные драмкружки. Сначала посещал драмкружок своей матери, потом вместе с Андреем Тарковским занимался в театральных коллективах Москворецкого дома пионеров на Большой Полянке.

В 1951 году, оканчивая десятилетку, М.А. Захаров не мог определиться с выбором профессии между Военно-инженерной академией, Архитектурным институтом и МИСИ имени Куйбышева. Однако судьба распорядилась иначе. В Военно-инженерной академии сразу обратили внимание на анкету с отцовской 58-й статьей и не посоветовали даже сдавать экзамены. В МИСИ не прошел по конкурсу на выбранный им факультет... И тогда в жизнь вмешалось провидение. Мать Марка Анатольевича, Галина Сергеевна Захарова, которая сначала была категорически против того, чтобы сын пошел по актерской стезе, после этих неудач поведала ему, что видела вещий сон. "От судьбы не уйдешь, и путь у тебя один - в актеры", - сообщила она. Обрадованный материнским решением, М.А. Захаров сразу же отправился на предварительное прослушивание в Школу-студию МХАТ. На консультации для абитуриентов он громким голосом начал читать свое любимое произведение - "Вересковый мед" Р. Бернса в переводе Маршака. Однако экзаменатор решительно посоветовал ему подумать о другой профессии. Узнав об этом, мать велела не падать духом и выучить наизусть "Песню о купце Калашникове", которую они стали разучивать вдвоем, будто по нотам, с ее голоса. Она также научила сына читать прозаический отрывок из Гоголя. После этого Марк Анатольевич подал документы в ГИТИС, где сразу же был допущен к экзаменам, успешно сдал их и был зачислен на 1-й курс актерского факультета. Его однокурсниками стали Л. Овчинникова, Ю. Горобец, В. Васильев, Ф. Мокеев, В. Бескова...

М.А. Захаров по сей день хранит светлую память о своих учителях - преподавателях актерского мастерства ГИТИСа И.М. Раевском, Г.Г. Конском, П.В. Лесли... Огромное влияние на начинающего актера оказал А.М. Лобанов, художественный руководитель Театра имени Ермоловой - одного из лучших московских театров той поры. Об этом человеке Марк Анатольевич позднее скажет так: "Этот педагог, преподававший нам актерское мастерство всего один семестр на 2-м курсе, потряс, перевернул во мне все вверх дном... Лобанов на всю жизнь подарил мне уверенность в себе, на его репетициях я впервые и как бы изнутри, всеми клетками мозга, внутренним слухом, кожей ощутил, что такое театр и что такое наша древняя лицедейская профессия... Он создал на нашем курсе никогда прежде и никогда после не встречавшуюся атмосферу глубинного режиссерского исследования, терпкую питательную среду для наших молодых мозгов, зону всеобщей и повышенной творческой интенсивности".

Уже со 2-го курса Марк Анатольевич начал играть небольшие роли на сцене московских театров имени Маяковского и имени Ермоловой, а осенью 1955 года он получил распределение в Пермский областной драматический театр. Три года, проведенные в Перми, по мнению самого Марка Анатольевича, были крайне необходимым, стимулирующим фактором. Помимо актерской работы, он стал писать детские стихи для местного издательства, рисовать и печатать карикатуры для молодежной и областной газет, сотрудничать на радио, организовывать в театре "капустники" и выпуски юмористической стенной газеты. Вскоре ведущий актер Пермского театра В.А. Чекмарев, руководивший университетским театральным коллективом, пригласил М.А. Захарова своим помощником. Спектакль "Аристократы" по пьесе Погодина стал его режиссерским дебютом. "Именно здесь, в Пермском самодеятельном драмколлективе, - вспоминал впоследствии Марк Анатольевич, - я почувствовал, помимо режиссерских склонностей, неожиданные резервы нервного, волевого характера, почувствовал, что ребятам со мной интересно и я продолжительное время могу держать внимание большого коллектива людей и могу руководить постановочным процессом".

В 1959 году, возвратившись вместе с супругой актрисой Ниной Лапшиновой из Перми в Москву, М.А. Захаров устраивается в Московский театр имени Гоголя. Вскоре он переходит в Эстрадный театр миниатюр, которым в то время руководил писатель В. Поляков и где играла Н. Лапшинова. Самым главным импульсом, полученным от В. Полякова, по мнению Марка Анатольевича, было упрямое желание взяться за перо. Под его непосредственным воздействием он приобрел очень ценный и необходимый режиссеру литературный навык. В Театре миниатюр долгое время шла написанная им миниатюра "Кто виноват" и поставленный им самим спектакль "Неужели вы не замечали?" по В. Полякову. Его увлечение юмористическими рассказами, которые он начал сочинять, работая в театре Полякова, очень помогло в дальнейшем. Для некоторых своих театральных постановок, таких, как "Варвар и еретик" по Достоевскому, "Мистификация" по пьесе Н. Садур, М.А. Захаров написал ряд сцен и диалогов.

В Театре миниатюр Марк Анатольевич проработал до 1964 года. К этому времени он пережил определенный режиссерский успех в Студенческом театре МГУ и почувствовал, что не может больше существовать в качестве актера. Его режиссерским дебютом на сцене этого театра стал спектакль по пьесе Е. Шварца "Дракон" (1966). Затем в 1964 году совместно с главным режиссером Студенческого театра МГУ С.И. Юткевичем он поставил спектакль "Карьера Артура Уи, которой могло и не быть" Б. Брехта. Спектакль долго шел на сцене театра, с успехом выезжал за рубеж. По признанию самого Марка Анатольевича, после А.М. Лобанова С.И. Юткевич стал вторым человеком, оказавшим на него серьезное личное воздействие. Юткевич необычайно расширил его представление об эстетической стороне режиссерского дела. В 1966 году на сцене Студенческого театра МГУ состоялась премьера его спектакля "Хочу быть честным" В. Войновича.

Студенческий театр МГУ стал той стартовой площадкой, с которой М.А. Захаров вошел в профессиональную режиссуру. "Режиссером я все-таки стал не случайно, - признается он. - Просто никогда не мечтал о режиссерской профессии, но когда соприкоснулся с ней, понял и ощутил себя человеком, имеющим к этой профессии некоторую генетическую и психическую предрасположенность". В последующие годы это ощущение окрепло.