Виньола (Il Vignola) (наст. имя и фамилия Якопо да Бароцци) (01.10.1507 / Виньола, Эмилия-Романья, Италия –07.07.1573 / Рим, Италия), итальянский архитектор и теоретик искусства, мастер маньеристического направления в ренессансном зодчестве.
Первоначально получал художественное образование и работал как живописец в Болонье. В 1534 приехал в Рим, где изучал архитектуру у Б.Перуцци и А.да Сангалло Младшего, а также зарисовывал античные древности для иллюстраций к предполагавшемуся изданию трактата Витрувия. В 1541–1543 работал в Париже и Фонтенбло, в 1543–1546 в Болонье, затем снова в Риме, где состоял на службе папы Юлия III, а после смерти папы (1555) – преимущественно на службе семейства Фарнезе. Был секретарем Витрувианской академии в Риме.
Среди важнейших его произведений – вилла Джулия (совместно с Б.Амманати и Дж.Вазари; 1550–1555), церковь Сант Андреа на виа Фламиниа (1554), два малых купола на соборе св. Петра, где Виньола был помощником Микеланджело, а после его смерти (1564) руководил постройкой, внешний фасад Порта дель Пополо (1561; все в Риме), достройка грандиозного пятиугольного дворца Фарнезе в Капрароле близ Витербо (1558–1573). Руководил также сооружением Палаццо Фарнезе в Пьяченце (по проекту Ф.Пачотти; с 1558; не закончено). Традиция ренессансной классики в остроумных пространственно-декоративных эффектах работ Виньолы (таков, к примеру, овал, впервые введенный в композицию церковного здания в куполе храма Сант Андреа) переходит в маньеризм, предвосхищающий приемы барокко. Это в особенности характерно для наиболее известной его работы, римской церкви Иль Джезу, главного храма иезуитского ордена (с 1568; окончен после смерти мастера Дж. делла Портой в 1584); зрительно увеличив внутреннее пространство за счет динамичной композиции центрального (и единственного) нефа, «прирастающего» боковыми капеллами, Виньола создал тут модель архитектурной иллюзии, вызвавшую массу барочных подражаний. Написал Правило пяти ордеров архитектуры (изданное в 1562), где классическая система ордеров, с одной стороны, превращена в строгую догму, но с другой – изложена столь четко и последовательно, что трактат этот до сих пор служит прекрасным учебным пособием.