Смекни!
smekni.com

Конфуций (стр. 1 из 4)

Мировым религиям свойственен повышенный интерес к биографиям обожествляемых основателей. Так основу христианского канона составляют Евангилия, т.е. жизнеописание Иисуса. И рассказ о жизни Учителя - весьма важная часть конфуцианского учения.

Однако, как у Магомета и Будды, канонической биографии Конфуция нет. Ее приходится реконструировать по материалам многочисленных источников, свидетельства которых не всегда аутентичны и иногда не коррелируют между собой.

Детство и юность.

Уже в древности, встречаясь с незнакомцем, китаец спрашивал не "Кто ты?", а "Чей ты?". Поэтому в начале следует уделить внимание предкам Конфуция. Они в далекие времена принадежали к разряду гунов и чжухоу (т.е. высшей знати). Из них следует упомянуть четырех: Вей-цзы, Фу Фухэ, Чжен Каофу и Кун Фуцзя.

Вей-цзы можно считать основателем рода и самым знатным его представителем. Он служил у основателя династии Чжоу Чень-вана(1024- 1004 гг. до н.э.) и за военные заслуги был сделан первым государем царства Сун.

Фу Фухэ - предок Конфуция в 10-м поколение -был старшим сыном сунского царя Минь-гуна. После смерти отца он уступил трон решительному младшему брату Фу Цзи и получил титул сунского дафу. После него род конфуция не имел престола, но занимал высокое положение при нем.

Наиболее известный из потомков был Чжеy Каофу, который был не только осторожным и умным политиком и царедворцем, но и знатоком письменных памятников. Совместно с придворным историком чжоуского дома он трудился над редактурой раздела "Гимны дома Шан" из "Ши цзына"- важной составной части китайского канона.

Начиная с Кун Фуцзя, сына Чжен Каофу, фамильным иероглифом стал знак "Кун". Кун Фуцзя, занимавший в царстве Сун пост да сыма, принимал активное участие в дворцовой борьбе. Сначала ему сопутствовал успех, но затем вместе с правителем, которого он поддерживал, Кун Фуцзя был убит. Его сын Му Цзинфу вынужден был бежать в соседнее царство Лу. Это закончило 300-летнюю историю Кунов в царстве Сун.

Праправнук Му Цзинфу, отец Конфуция, Шу Лянхе унаследовал воинственность своего предка и, служа Лу в качестве военачальника продемонстрировал недюженную доблесть, но в отличие от основателя рода не получил ни наград, ни повышения в ранге. По социальному статусу он остался аристократом(дафу), но низшего ранга и с весьма скромным достатком- упавляющий небольшой административной единицой без права передачи ее по наследству.

В достаточно почтенном возрасте(66 лет) Шу Лянхе взял себе третью - юную - жену Янь Чжи. Эта разница в возрасте нарушила морально-этические нормы древнего Китая. Когда подошло время родов, Шу Ленхе и Янь Чжи отправились совершать молебен в пещере глинистого холма, который по верованиям лусцев обладал магической силой. Там и родился Конфуций -в 551 г. до н.э. 27 августа по лунному календарю.

Мальчика назвали Цю и дали прозвище Чжун Ни. Цю- холм, Ниглина. Цю был вторым сыном (чжун) Шу Лянхе, холм же был глинистый.

Священный холм навеки стал присутствовать в имени и прозвище просветителя китайской нации. Впоследствие слава Конфуция коснулась и его - пещере дали два имени -Кун лин тун("пещера,в которой обитает дух холма") и Фу цзы тун ("пещера наставника"). Она сохранилась до наших дней.

Сам мальчик унаследовал родоваю фамилию -Кун. В Китае и сопредельных странах с иероглифической письменности Конфуций известен как Кун Цю или Чжун Ни. Мальчику не исполнилось и двух лет, как скончался любящий его отец. Социальный статус вдовы дафу, "прославившегося храбростью и силой", был достаточно высок.

Материальное же обеспечение оставляло желать лучшего. Конфуций сам говорил:"В детстве я был беден, поэтому приходилось заниматься многими презрительными делами" (выращивать овощи, переносить тяжести, убирать дом и т. п.). Только благодаря трудолюбию и скромности матери и сына они смогли кое-как обеспечить себе бедное существование. Попреки и худая молва не могли не пригнуть бедную женщину. Она замкнулась в своем горе, и это состояние передавалось и ребенку. Он часто расставлял подносы для жертвоприношений.

Но было бы ошибочным представлять Цю за вечными молитвами: мальчик рос веселым и жизнерадостным, часто играл со сверстниками. Но уже тогда он отличался знанием траурных церемоний, обостренным восприятием несправедливости, особенно со стороны родственником, и чувством особой любви к родителям. Зерна будущей концепции почитания родителей были заложены в нем матерью.

Нелегкий физический труд закалил Цю приучил к невзгодам. Хотя судьба и нанесла ему ряд тяжких ударов в детстве и юности, она как бы компенсировала умом, отменным здоровьем и силой." Кун-цзы был высотой в девять чи и шесть цуней (1.91 м), все звали его верзилой. Юноша увлеченно занимается самообразованием в надежде, что со временем знания смогут прокормить его и помогут в служебной карьере.

В 6-5 веках до н.э. образованным в Китае считался тот, кто в совершенстве владел "шестью исскуствами" (лю и): выполнять ритуалы, понимать музыку, стрелять из лука, управлять колесницей, читать и считать. В царстве Лу, претендовавший на духовное верховенство в стране, этим "искусствам" придавалась особая значимость.

В 19 лет Конфуций берет в жены девушку из семьи Ци, проживавшей в царстве его предков-Сун, что без благосклонности луских аристократов вряд ли было возможно.

Через год после женитьбы у Конфуция родился сын. Луский правитель Чжаогун видимо в память о заслугах Шу Лянхе, послал Конфуцию со слугой крупного карпа - символ благо пожелания юной семье. Сына по этому назвали Бо Юй (юй - рыба, бо - старший из братьев). Он расчитывал иметь еще детей, но судьба распорядилась иначе.

Не довольствуясь случайными Конфуций поступил на службу в дом Цзи - один из наиболее знатных и влиятельных аристократических родов царства Лу. Вначале он ведал амбарами( сказалось, видимо , его умение считать и вести деловые книги), затем стадами, принадлежавшими Цзи.

В каком возрасте (20 или 26-27 лет ) начал служить Конфуций и сколь долго длилась эта служба, неизвестно.

В древних трактатах значительно большее внимание уделено одной из характерных черт молодого Конфуция - он не только не стеснялся спрашивать о том, чего не знал, но и домогался исчерпывыющего ответа. Он также интересовался государственным устройством как Лу, так и других государств. Источники показывают, что он преуспел в изучение ли(правил поведения).

Зрелость.

Размышляя на склоне лет о пройденом пути и как бы подводя итог прожитому, Конфуций разделил свою жизнь на несколбко периодов:"Учитель сказал:" В пятнадцать лет я обратил свои помослы к учебе. В тридцать лет я обрел самостоятельность. В сорок я освободился от сомнений. В пятдесят я познал Волю Неба. В шестдесят научился отличать правду от неправды. В семьдесят лет я стал следовать желаниям моего сердца и не нарушал ритуала." Но к тридцати годам он встал на ноги не только в материальном смысле, но и в духовном.

К тридцати годам у него уже была заложена всех будущих начинаний мудреца. "Этот фундамент сыграл ключевую, определяющую роль во всей дальнейшей жизни Конфуция - его общение с людьми". Конфуций освоил достяжения древнекитайской письменной культуры, что позволило в будущем приступить к составлению "Книги истории" (Шу цзина), "Книги стихов" (Ши цзина), "Книги перемен" (И цзина), "Весны и осени" (Чунь-цу), "Книги о ритуалах" (Ли цзи), "Книги и музыке" (Юе цзи). Начиная с ханьского периода (2 в. до н.э.- 2 в. н.э.) эти памятники обрели статус канонической литературы, став в дальнейшем несущей конструкцией всей китайской культуры.

К тридцати годам созрели оснавные этико - философские концепции будущего учения Конфуция.

1. Концепция жень ("гуманность", "человеколюбие") и ли ("правила", "этикет"). Ли провозглашалось высшим проявлением жень. Эти два компонента отражали воззрения Конфуция на государственное устройство и социальную организацию общества.

2. Суть второй концепции - "быть преданным, (честным) сановником, почитать правителей". Она охватывала целый комплекс проблем, связанных с системой управления и прежде всего с нормами взаимоотношения главы государства и чиновничества.

3. Третья концепция известна как "следование среднему пути" (чжун юн) или "учение о середине", которым Конфуций предостерегает от увлечения крайностями.

4. Рассуждая о проблеме власти, Конфуций считал, что все дела должны решаться на основе принципа справедливости, т.е., по существу соединил воедино такие отдаленные понятия, как "власть" и "справедливость".

5. Пятая концепция касается отношения человека к той вере, которую он исповедует:" Будь непреклоненно верен нашему учению, старательно овладевай им; рискуя жизнью, оберегай его".Куан Ямин отмечает, что вся дальнейшая жизнь Конфуция явилась наглядным примером непрелонной приверженности этой доктрине.

6. К этому времени сформировались его начальные представления о Воле Неба, пока еще непоследовательно выразившие его критическое отношение к повсеместно распространненой тогда вере в духов.

Нетрудно заметить, что большинство концепций было связано с проблемой управления государством и обществом. Это вполне отражало ситуацию в сложнейший переходный период в истории Китая и в социально-экономическом и в политическом плане.

Конфуций ощущал веление времени и , когда он на склоне лет, подводя итоги своей жизни,сказал, что модель управления государством и обществом, модель человеческих взаимоотношений была им в оснавном уже создана.

Теперь надо было изложить ее правителю и изложить так, чтобы она ему понравилась. Это было трудно, т.к. можно было одновременно прогневать высшую аристократию. Он отлично понимал и не в впадал в уныние потому, что не "занимал высокого поста", и хотел совершенствоваться, чтобы доказать людям, что достоен его. Он пытался умерить нетерпение и начинает с малого - открывает частную школу, где и проповедует свою модель управления.