Бетховен Людвиг ван
(1770—1827)
Жителям Вены хорошо знаком этот пожилой коренастый человек с обветренным лицом и взлохмаченными волосами. Ежедневно в любую погоду он выходит из дому. Чувствовать простор, видеть небо ему так же необходимо, как писать музыку. Быстрыми шагами идет он вдоль крепостного вала. Смотрит на низко бегущие тучи, видит, как гнутся под ветром деревья, беспокойно летают птицы. Но птичьего крика и шума ветра он не слышит. Бетховен глух.
Это началось еще в ту пору, когда к нему пришла слава. Он знаменитый пианист и композитор. В музыке его сонат — «Патетической» и «Лунной» — глубокие чувства, стремительный порыв. Бетховен вдохновлен идеями Французской революции — лозунгами свободы, равенства, братства людей. Он полон сил, больших замыслов. И тут его настигает самое страшное для музыканта — глухота. Будет ли Бетховен сломлен судьбой? Что победит в нем — отчаяние или воля?
Воля художника побеждает. Рождается знаменитая «Героическая симфония». Траурный марш ее звучит спокойно и просветленно. Ведь герой пожертвовал жизнью ради счастья народа. И его цели осуществят другие. Глухота усиливается. Бетховену все труднее бывать с людьми, и только общение с природой, как и в детстве, наполняет его счастьем. Мир звуков несет он теперь в себе самом. И этот прекрасный мир открывается в музыке «Пасторальной симфонии». В ней — журчание ручья и гомон птиц, живые шумы набежавшей грозы и напев пастушьего рожка. Годы идут. Ни один звук из окружающего мира уже не достигает слуха Бетховена. Он замкнулся в себе. Вся жизнь посвящена искусству. Погруженный в работу, Бетховен забывает о сне, о еде, о здоровье. Часто болеет, живет в нужде. Он одинок, но сколько в нем любви к людям, как много веры в добро!
В эту пору он создает последнюю Девятую симфонию. Гимном «К радости» заканчивается она. Звучит широкая светлая мелодия. ...Рассказывают, что, когда закончилось первое исполнение этой симфонии, рукоплескания, казалось, расколют стены театра. Бетховена приветствовали пятикратными овациями, тогда как даже императора полагалось приветствовать трехкратными. Этим произведением композитор «воздвиг себе памятник, который считается единственным в своем роде». Музыка Бетховена останется живой навсегда. В ней — вся его любовь к людям, его вера в их грядущую свободу и счастье.