Несомненно, одно - «Рациональная школа игры на гитаре» составляет неотъемлемую часть его основного наследия. Ведь именно после её выхода в свет имя Пухоля приобрело значительную популярность среди широких кругов любителей гитарной музыки. Незаурядные способности показал Пухоль и как композитор, опубликовав ряд сочинений для гитары: Иберийская сюита, «Гахира» («Кубинские воспоминания»), «Севилья», концертные этюды, арранжировки и обработки различных произведений и многое другое. Пухоль проделал огромную работу по изучению и систематизации материалов касающихся истории музыки, происхождения музыкальных инструментов, методики преподавания и исполнительского искусства. Если основная заслуга Андреса Сеговии в том, что он открыл будущее гитары, то одна из заслуг Эмилио Пухоля в том, что он заглянул в её прошлое, раскрыв гитаристам богатую историю этого замечательного инструмента.
Здесь вспоминаются замечательные слова другого прославленного Маэстро – Лео Брауэра: «Фактически гитара — один из немногих малых инструментов (к ним можно причислить также клавесин и блок-флейту), которые не только сохранились, но и развиваются, растут. Сегодня она способна говорить современным языком, а наследие ее простирается от эпохи Ренессанса до наших дней. Мы поистине миллионеры, располагающие невиданным богатством репертуара, тембровых красок, выразительности!»
Список литературы
Материалы Рональда К. Перселла по биографии Э.Пухоля.
Вступительная статья И.Поликарпова к «Школе игры на шестиструнной гитаре» Э.Пухоля. М., Советский композитор 1978.
Вайсборд М. Андрес Сеговия и гитарное искусство ХХ века. М., Советский композитор 1989.
Josef Powrozniak "Gitarren-Lexikon". Verlag Neue Musik, Berlin 1988.