5. Принцип недопустимости выдачи гражданина Российской Федерации другому государству.
Развитие международных связей порождает проблему международной, транснациональной преступности, представляющую серьезную угрозу как для отдельных государств, так и для всего человечества. Лица, совершившие преступления в одной стране, скрываются на территории другой, часто меняя место проживания. В условиях необходимости объединения разных стран в борьбе с преступностью проблема выдачи преступников (экстрадиции) становится весьма актуальной. Конституции Российской Федерации во второй главе о правах и свободах человека и гражданина (ст. 62, 63), что служит важнейшей гарантией их соблюдения. Кроме того, экстрадиция должна соответствовать также и другим нормам Конституции РФ, посвященным процессуальным гарантиям: никто не может быть повторно осужден за одно и то же преступление (ч. 1 ст. 54); никто не может нести ответственность за деяние, которое в момент его совершения не признавалось правонарушением (ч. 2 ст. 54).
В международном праве последнее существует в виде принципа двойной криминализации, заключающейся в том, что совершенное деяние должно считаться преступлением как в государстве, запрашивающем о выдаче, так и в запрашиваемом государстве [2.4.:С.98]. В Конституции Российской Федерации он зафиксирован в ч. 2 ст. 63 наряду с положением о невыдаче лиц, преследуемых за политические убеждения, что также соответствует международным нормам [2.9.:С.50].
6. Принцип допустимости двойного гражданства.
В ч. 1 ст. 62 Конституции Российской Федерации закреплено, что гражданин Российской Федерации может иметь гражданство иностранного государства (двойное гражданство) в соответствии с федеральным законом или международным договором Российской Федерации. Признание двойного гражданства конституционной нормой всецело обусловлено распадом Советского Союза и большим числом оставшихся проживать в его бывших республиках российских этнических соотечественников [2.5.:С.105].
Согласно ст. 6 «Двойное гражданство» Закона «О гражданстве Российской Федерации», гражданин Российской Федерации, имеющий также иное гражданство, рассматривается Российской Федерацией только как гражданин Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных международным договором Российской Федерации или федеральным законом. Приобретение гражданином Российской Федерации иного гражданства не влечет за собой прекращение гражданства Российской Федерации [2.8.:С.104].
7. Принцип сокращения безгражданства.
Безгражданство — правовое состояние, характеризующееся отсутствием у лица гражданства какого-либо государства. В ст. 3 Закона о гражданстве Российской Федерации содержится следующее понятие лица без гражданства — это лицо, не являющееся гражданином Российской Федерации и не имеющее доказательства наличия гражданства иностранного государства. Безгражданство, как и многогражданство, как правило, порождается вследствие несовпадения принципов приобретения и прекращения гражданства в различных странах.
Безгражданство может быть абсолютным и относительным: абсолютное — возникает с момента рождения; относительное — с момента утраты гражданства.
Ни в одном международном договоре, касающемся лиц без гражданства, Россия не принимает участия, ограничиваясь внутренними мерами. Так, в ч. 6 ст. 4 Закона о гражданстве России закреплено, что Российская Федерация поощряет приобретение ее гражданства лицами без гражданства, проживающими на территории Российской Федерации.
Лица без гражданства (апатриды) не должны быть бесправными. Их правовое положение определяется внутренним законодательством государства, в котором они проживают. Государства обязаны обеспечить для лиц без гражданства пользование основными правами человека и обеспечить для них соответствующий режим. В России статус лиц без гражданства по существу приравнивается к статусу иностранных граждан, за исключением того, что иностранное дипломатическое представительство не вправе оказывать им защит. Лица без гражданства не несут воинской обязанности и не обладают правами граждан, на них распространяются те же ограничения, что и на иностранцев.
8. Принцип защиты и покровительства граждан Российской Федерации, находящихся за ее пределами.
Существо этого принципа заключается в установлении обязательства государства оказывать всемерную защиту своим гражданам, находящимся за пределами его территории, покровительствовать им. В своей сущности данный принцип связан с суверенитетом государства и наличием взаимных обязанностей между последним и гражданином, что отражает природу гражданства.
Как следует из ст. 7 Закона «О гражданстве Российской Федерации» 2002 г. [1.2.], гражданам Российской Федерации, находящимся за пределами Российской Федерации, предоставляются защита и покровительство Российской Федерации. Органы государственной власти Российской Федерации, дипломатические представительства и консульские учреждения Российской Федерации, находящиеся за пределами Российской Федерации, должностные лица указанных представительств и учреждений обязаны содействовать тому, чтобы гражданам Российской Федерации была обеспечена возможность пользоваться в полном объеме всеми правами, установленными Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами Российской Федерации, законами и правилами государств проживания или пребывания граждан Российской Федерации, а также возможность защищать их права и охраняемые законом интересы.
9. Принцип сохранения гражданства при заключении или расторжении брака.
Данный принцип подчеркивает сущность гражданства как индивидуальной связи лица с государством, недопустимость прекращения отношений гражданства без волеизъявления лица и соблюдения установленной законом процедуры. Само по себе заключение или расторжение брака между гражданами различных государств, а равно рождение в таком браке детей либо их усыновление обусловливает возникновение довольно сложных правовых ситуаций, связанных с определением гражданства супругов (либо бывших супругов) и их детей.
Для Российской Федерации данный принцип весьма актуален из-за большой распространенности международных браков. В связи с этим в ст. 8 Закона о гражданстве Российской Федерации закреплено, что заключение или расторжение брака между гражданином Российской Федерации и лицом, не имеющим гражданства Российской Федерации, не влечет за собой изменение гражданства указанных лиц. Изменение гражданства одним из супругов не влечет за собой изменение гражданства другого супруга. Расторжение брака не влечет за собой изменение гражданства родившихся в этом браке или усыновленных (удочеренных) супругами детей [2.8.:С.105].
10. Принцип предоставления почетного гражданства.
При анализе института почетного гражданства возникает ряд вопросов, на которые нет однозначных ответов: поскольку не определен правовой статус почетных граждан, в частности, не ясно, будет ли он полностью совпадать с правовым статусом российских граждан или же отличаться от них; необходимо ли согласие государства, гражданину которого предоставляется почетное гражданство; должна ли Россия осуществлять защиту прав почетного гражданина. Из-за нерешенности указанных вопросов, институт почетного гражданства не нашел применения в Российской Федерации. Высказывалась целесообразность исключения почетного гражданства из закона о гражданстве Российской Федерации, с предложением оставить его как звание на муниципальном уровне [2.8.:С.106]. Авторы нового Закона о гражданстве Российской Федерации разделяют последнее мнение, поскольку института почетного гражданства он не предусматривает.
11. Принцип приоритета норм международного права и международных договоров по вопросам гражданства над национальным законодательством.
Отдельной нормы, фиксирующей приоритет международных договоров в отношении внутригосударственного законодательства, в отличие от предыдущего закона о гражданстве в Законе о гражданстве Российской Федерации 2002 г. не содержится. В то же время з ст. 2 нового Закона, определяющей законодательство о гражданстве Российской Федерации, установлено, что вопросы гражданства регулируются помимо Конституции Российской Федерации, настоящего Федерального Закона, и принимаемыми в соответствии с ними другими нормативными правовыми актами Российской Федерации также международными договорами Российской Федерации. Кроме того, указание на общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры Российской Федерации содержится также в ряде других статей (6, 7). Данный принцип является не специальным принципом гражданства, а общеправовым, в силу чего нет необходимости раскрывать подробно его содержание. В Конституции Российской Федерации он зафиксирован в ч. 4 ст. 4, где сказано, что если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора.