(р.1942)
Досрочные выборы в кнессет (парламент) 15-го созыва и прямые выборы премьер-министра, состоявшиеся в Израиле 17-го мая 1999 года, принесли победу Эхуду Бараку - председателю Партии труда ("Авода") и лидеру движения "Исраэль эхад" ("Единый Израиль"). Причем победу, которую многие наблюдатели назвали "более чем убедительной".
За Барака отдали свои голоса 56 процентов избирателей. Его соперник - премьер-министр (теперь уже бывший) Биньямин Нетаньяху, он же лидер правой партии "Ликуд", получил 44 процента.
Политическая карьера нового главы правительства была молниеносной и в точности соответствует его фамилии. "Барак" в переводе с иврита означает "молния". Настоящая фамилия премьера - Брог. Ее носят его престарелые родители - отец Исраэль, родившийся в литовском Паневежисе, а затем оказавшийся в Мелитополе, и мать Эстер, которая родилась в Варшаве, в семье прибывшей туда из Смоленска, а также трое братьев.
Только Эхуд, названный в честь библейского героя Бен-Геры, сменил фамилию. Он объясняет это тем, что в армии ее "все время калечили и корежили, называя то Брох, то Брук и даже Бервиг".
К сожалению, большую часть биографии Барака, как и прежде, невозможно разглядеть за грифом "Совершенно секретно". Но даже видимая часть этой, надо признать, удивительной жизни поражает и вызывает уважение.
Эхуд Барак родился в 1942 году в киббуце Мишмар ха-Шарон. Яркое воспоминание детства - англичане ищут в киббуце тайник с оружием. Эхуд подводит их к гранатовому дереву и говорит: "Вот гранаты".
Надо сказать, что он с детства доставлял родителям одни неприятности. Учителя в один голос говорили о его патологической лени, неимоверном упрямстве, склонности к конфликтам. Дело кончилось тем, в конце 11-го класса они сказали ему: "Ты переведен в 12-й класс, но чтобы в школе больше не появлялся". Так что экзамены на аттестат зрелости Бараку пришлось сдавать позднее экстерном.
Потом, уже будучи офицером ЦАХАЛА (Армия обороны Израиля), он блестяще закончит два факультета - физико-математический в Еврейском университете в Иерусалиме и вычислительной техники Стенфордского университета в США. В первом он получит степень бакалавра, во втором - магистра. Но все это произойдет много позже, в 70-х годах...
А в 1961 году 18-летний Барак начнет свою службу в ЦАХАЛе. Ценой неимоверных усилий добьется направления в "Сайерет маткаль" - спецподразделение по борьбе с террором, бойцам которого приходилось почти ежедневно смотреть в лицо смерти. "Сайерет маткаль" было создано в начале 1958 года и представляло собой небольшую группу, которая без труда размещалась в микроавтобусе.
По словам Барака, его служба в этом подразделении с самого начала складывалась удачно. Довольно быстро он стал любимцем создателя и командира группы спецназа Авраама Арнана. Тот постоянно придумывал различные "военные акции", которые в буквальном смысле просчитывались с учетом индивидуальных качеств Барака. Он по сей день помнит ночные вылазки в арабские деревни. Именно там, где любой незнакомый человек сразу же бросался в глаза, спецназовцы должны были отрабатывать искусство маскировки, способность сливаться с местным населением, не вызывая лишних вопросов.
Серьезная физическая подготовка, бесконечные учения и тактические занятия постепенно становились частью его сознания. По сравнению с опытными командос он был, по сути, еще юношей. И тем радостнее было осознавать, что он постепенно подтягивался к ветеранам, превращался в зрелого бойца.
Большую роль в укреплении авторитета Барака сыграла его уникальная способность ориентироваться на незнакомой местности. Никто не умел так быстро и безошибочно определить кратчайший путь к цели, как он. Каждый день и час, проведенные в спецназе, убеждали Барака в том, что выбор сделан правильный.
Кстати сказать, Барак по сей день остается первым и последним солдатом в истории израильского спецназа, окончившим и спецшколу разведчиков, и курсы офицеров-пехотинцев. До и после него выпускники разведшколы неизменно направлялись на курсы оперативного отдела при генеральном штабе ЦАХАЛа, которые были короче и на порядок легче. Барак сумел убедить своих командиров, и ему разрешили пройти курс офицеров пехоты. К тому моменту он окончательно решил связать свою жизнь с армией. Другого пути он уже для себя не представлял.
В середине 1962 года после успешного завершения офицерских курсов Барак вернулся в спецназ, где ему предложили взять на себя командование оперативно-разведывательным отрядом. Ему представилась прекрасная возможность проявить себя по-настоящему. И эту возможность он использовал сполна...
Когда истек срок дополнительной службы в армии, Барак подписал контракт на сверхсрочную службу. После этого он был назначен заместителем командира подразделения по особым операциям. В связи с тем, что он дал согласие остаться профессиональным военным, он получил от командования в качестве поощрения за безупречную службу необычный подарок - направление во Францию на специальные курсы командос.
В первый же день "Шестидневной войны", начавшейся 5-го июня 1967 года, спецподразделение Барака было придано в распоряжение дивизии, которая дислоцировалась в северной части Синая и сектора Газа. Любопытно, но сверхскоростной темп "шестидневной войны" сыграл с израильским спецназом злую шутку. Какое бы задание ни получали командос, они даже не успевали собраться в дорогу. Их опережали либо ВВС, либо танковые подразделения. Проявить себя в подобной обстановке было чрезвычайно сложно.
На пятый день войны группа Барака была передислоцирована на Голанские высоты, где предприняла дерзкую вылазку на территорию Сирии. После успешного выполнения операции, в ходе которой была захвачена база противника, Барак наткнулся на новенький "мерседес", обслуживавший одного сирийского генерала. Не долго думая, он решил взять автомобиль в качестве трофея. Затем спустился на нем с Сирийской возвышенности и припарковал автомобиль у дома своего боевого товарища Менахема Дигли. Так сказать, в виде подарка. Рано утром соседи обнаружили "мерседес" с арабскими номерами и, жутко испугавшись, вызвали полицию.
Как-то раз Дигли предложил Бараку купить участок земли в восточной части Иерусалима. Каково же было его удивление, когда Барак наотрез отказался.
-Почему? - спросил Дигли. - Ведь землю можно купить за гроши.
-Потому что эта земля не наша, - ответил Барак и пояснил: -Она - арабская: Мы ее аннексировали: Настанет день, когда ее придется вернуть. Стоит ли выбрасывать деньги на ветер?
Позднее, во время одного из путешествий по оккупированным территориям, Барак и Дигли оказались на высоком холме. Оттуда открывалась захватывающая панорама Восточного Иерусалима и часть Иудейской пустыни.
-Посмотри, какая красота! - воскликнул Дигли.
В ответ Барак пожал плечами и сказал:
-Мы сейчас в эйфории: Знаешь, такое внутреннее состояние перехода от уроженца маленькой страны к хозяину большой. Я убежден, что эти территории будут лишь временным залогом. Арабам нужно время, чтобы понять: мы не звери, мы не враги им. Мы просто хотим, как и они, жить на своей земле. Когда они поймут это, когда захотят сблизится с нами по-настоящему, все это придется вернуть. Синай, Иудею, Самарию, Голанские высоты...
Война Судного дня (Йом Кипур), начавшаяся 6-го октября 1973 года, застала Барака в Стенфордском университете. Через два часа после ее начала он уже сидел в кресле самолета, направлявшегося в Израиль. А еще несколько часов спустя он принял командование бронетанковым полком.
В 1981-м году Барак стал самым молодым генералом ЦАХАЛа.
-Говорят, что мы слишком рано присваиваем тебе это звание, - пошутил тогда министр обороны Ицхак Рабин. - Дескать, ты еще маловато пороху нюхал...
Барак ответил:
-Наполеон в свое время сказал, что если бы он раздавал маршальские жезлы в зависимости от того, кто сколько пороха нюхал, то его маршалами были бы исключительно ослы.
Возможно, именно в тот момент и установились те особые отношения между Бараком и Рабином, которые сохранялись вплоть до смерти последнего.
В 1982 году Барак возглавил службу армейской разведки "АМАН", а в 1986 году был назначен командующим Центральным военным округом. В 1987 году стал заместителем начальника генерального штаба.
1-го апреля 1991 года генерал-майор Барак был назначен 14-м начальником генерального штаба Армии обороны Израиля. Вскоре его плечи украсили погоны генерал-лейтенанта - высшее воинское звание в ЦАХАЛе.
В дни, когда он вступал в эту должность, израильские газеты писали, что Барак с его двумя высшими техническими образованиями является "секретным оружием" Израиля, что он именно тот человек, который как нельзя лучше может подготовить армию к электронным войнам XXI века. На деле Бараку пришлось решать другие проблемы - отдавать приказы о закрытии сектора Газа и "контролируемых" территорий, бросать армию на подавление массовых выступлений палестинцев, сидеть с ними за столом переговоров, вылетать в "зону безопасности" в Южном Ливане.
В Израиле Барака называют "солдат номер один". И не удивительно: он имеет наибольшее число наград среди ныне здравствующих израильтян - пять знаков отличия на поле боя. По нашей терминологии - пятикратный "Герой Израиля". Причем все пять раз он удостаивался этой чести в период службы в войсках специального назначения. Свою первую награду Барак получил в 1963 году за выполнение дерзкой операции на территории Сирии. Считанные люди в высшем руководстве ЦАХАЛа знали о невероятно сложных задачах, которые возлагались на Барака. В 1971 году он командовал операцией, разработанной израильской разведкой "Моссад", в ходе которой прямо из генерального штаба сирийской армии были похищены пять офицеров для обмена на израильских летчиков, попавших в плен к сирийцам. Это он в 1972 году провел молниеносную (всего 90 секунд) операцию по освобождению заложников, захваченных террористами в самолете бельгийской авиакомпании "Сабена". Именно он в апреле следующего года руководил операцией "Весна молодости" по ликвидации палестинских лидеров, проживавших в столице Ливана. Переодевшись в женскую одежду (говорят, он выглядел совершенно очаровательной блондинкой), Барак ворвался в дом и вместе с другими командос застрелил трех видных деятелей Организации освобождения Палестины. Они были ответственны за убийство в сентябре 1972 года израильских спортсменов во время Мюнхенской олимпиады. Участвовал он и во многих других тайных операциях, время для рассказа о которых еще не наступило...