Действующее законодательство устанавливает основания для прекращения договора доверительного управления имуществом. Данный договор подлежит прекращению вследствие: смерти выгодоприобретателя или ликвидации юридического лица-выгодоприобретателя, если договором не предусмотрено иное; отказа выгодоприобретателя от получения выгоды по договору, если договором не предусмотрено иное; смерти доверительного управляющего, признания его недееспособным, ограниченно дееспособным или безвестно отсутствующим, а также признания индивидуального предпринимателя несостоятельным (банкротом); отказа доверительного управляющего или учредителя управления от осуществления доверительного управления в связи с невозможностью для доверительного управляющего лично осуществлять доверительное управление имуществом; отказа учредителя управления от договора по иным причинам при условии выплаты доверительному управляющему обусловленного договором вознаграждения; признания несостоятельным (банкротом) гражданина-предпринимателя, являющегося учредителем управления.
Отказ любой из сторон от договора доверительного управления допускается при условии уведомления ею об этом другой стороны за три месяца до прекращения договора, если в договоре не установлено иное.
Рассмотренные выше договоры о передаче имущества в собственность, временное владение и пользование, производстве работ и оказании услуг являются наиболее распространенными гражданско-правовыми договорами, однако они не охватывают всего спектра возникающих в экономической сфере обязательственных отношений. Договорно-правовое регулирование в этой области осуществляется и другими видами договоров: организационными, лицензионными, о совместной деятельности, передаче ноу-хау, коммерческой концессии и т. д. В новых экономических условиях существенно возрастают роль и значение интеллектуальной собственности и, прежде всего, такой ее разновидности как промышленная собственность, то есть исключительных прав на изобретения, полезные модели, промышленные образцы и другие результаты технического творчества.
Большое значение приобретают в новых условиях хозяйствования товарные знаки и знаки обслуживания, выполняющие функции гарантии качества товаров и услуг, их рекламы. Право на товарный знак и знак обслуживания охраняется законом. На зарегистрированный товарный знак и знак обслуживания выдается свидетельство, которое удостоверяет исключительное право владельца на товарный знак или знак обслуживания в отношении товаров, указанных в свидетельстве. Использование этих знаков индивидуализации, как и других объектов промышленной собственности другими субъектами предпринимательской деятельности возможно на основе лицензионных договоров. ГК Российской Федерации предусмотрен также договор коммерческой концессии, в соответствии с которым одна сторона (правообладатель) обязуется предоставить другой стороне (пользователю) за вознаграждение на срок или без указания срока право использовать в предпринимательской деятельности пользователя комплекс исключительных прав, принадлежащих правообладателю, в том числе права на фирменное наименование и коммерческое обозначение правообладателя, на охраняемую коммерческую информацию, а также на иные предусмотренные договором объекты исключительных прав. Переход к другому лицу какого-либо исключительного права, входящего в предоставленный пользователю комплекс исключительных прав, не является основанием для изменения или расторжения договора коммерческой концессии. Новый правообладатель становится стороной этого договора в части прав и обязанностей, относящихся к перешедшему исключительному праву.
Договором коммерческой концессии может быть предусмотрено право пользователя разрешать другим лицам использование предоставленного ему комплекса исключительных прав на условиях субконцессии, согласованных им с правообладетелем либо определенных в договоре коммерческой концессии. Договор коммерческой субконцессии не может быть заключен на более длительный срок, чем договор коммерческой концессии. В случаях, когда договор коммерческой концессии признан недействительным, недействительны и заключенные на его орнове договоры коммерческой субконцессии. Однако, договор коммерческой концессии может быть признан недействительным. При этом по действующему законодательству на основании п. 2 ст. 1029 договоры коммерческой субконцессии, вытекающие из договора концессии, также становятся недействительными.
Поэтому для обеспечения более стабильных договорных связей при осуществлении предпринимательской деятельности и защиты предпринимательских интересов правообладателя по договору коммерческой концессии и пользователя по договору коммерческой субконцессии было бы целесообразно внести изменения в п.2 и в п. 3 ст. 1029 ГК РФ установить положение, предусматривающее, что в данном случае правообладатель по договору коммерческой концессии вправе принять на себя все возложенные права и обязанности пользователя по договору коммерческой концессии (вторичного правообладателя по договору коммерческой субконцессии).
К договору коммерческой субконцессии применяются правила о договоре коммерческой концессии.
Значительной спецификой обладают организационные договоры. По своему содержанию они являются неимущественными и лишены самостоятельного значения, они создают предпосылки для последующей предпринимательской и иной деятельности. На их основе заключаются в последующем имущественные договоры. К организационным договорам относятся, в частности, генеральные договоры. В них определяются наиболее общие условия будущей деятельности, которые затем детализируются и дополняются в заключаемых этими же или иными субъектами имущественных договорах.
Среди организационных договоров следует выделить учредительные договоры и договоры о совместной деятельности. Под учредительным договором понимается соглашение, предусматривающее согласованную деятельность физических и юридических лиц, направленную на создание нового субъекта права - юридического лица. По своей юридической природе учредительный договор является многосторонней сделкой консенсуального и возмездного характера. Учредительный договор о создании некоммерческой организации имеет безвозмездный характер.
Учредительный договор относится к числу фидуциарных сделок, а возникающие на его основе права и обязанности участников носят личный характер. Это, в частности, означает невозможность возложения участником исполнения своих обязанностей по договору на третье лицо, а также невозможность правопреемства в его отношениях с созданным юридическим лицом[74]. Поскольку обязательства участников договора носят личный характер, при признании их недееспособными или ограниченно дееспособными, безвестно отсутствующими или при объявлении умершими в установленном порядке, а также в случаях смерти гражданина-участника либо реорганизации участника - юридического лица обязательства с их участием прекращаются, а учредительный договор подлежит новации с учетом обновленного субъектного состава. Разумеется, при этом за опекунами, наследниками или иными правопреемниками участников сохраняется право на получение доли имущества выбывающего участника[75]. Правила об учредительных договорах, предъявляемые к ним требования закреплены в ст. 52 ГК РФ. Учредительный договор требуется не во всех случаях создания юридических лиц, он необходим только тогда, когда устав юридического лица не позволяет решить ряд существенно важных вопросов, связанных с его созданием и деятельностью[76]. Он необходим, в частности, при создании хозяйственных товариществ и обществ (за исключением акционерных обществ), объединений юридических лиц и некоторых других некоммерческих организаций. Его целью является образование нового юридического лица, установление порядка формирования уставного (складочного) капитала, а также участия учредителей в деятельности юридического лица.
ГК РФ определяет содержание учредительных документов. В них должно быть указано наименование юридического лица, место его нахождения, '^' порядок управления и т. д.
Большое практическое значение имеет вопрос о месте нахождения юридического лица, поскольку с ним связано совершение действий, имеющих юридическое значение. В отличие от действовавшего ранее законодательства, в соответствии с которым местом нахождения юридического лица признавалось место расположения его постоянного действующего органа, ГК РФ 1994 года установил, что место нахождения юридического лица определяется его государственной регистрацией. Устойчивость юридических лиц, являющихся коммерческими организациями, зависит от величины их уставного капитала. Действующим законодательством определяется порядок его формирования.
Уставный капитал формируется за счет взносов (вкладов) учредителей. Вклад в уставный (складочный) капитал может осуществляться деньгами, ценными о бумагами, другими вещами или имущественными правами либо иными правами, имеющими денежную оценку.