Смекни!
smekni.com

Понятие и роль гражданского договора в рыночной экономике (стр. 4 из 19)

Имущественные договоры подразделяются на возмездные и безвозмездные. Специфика предпринимательства предопределила то, что большинство договоров, регулирующих отношения в этой сфере, являются возмездными. В части 3 ст. 423 ГК РФ в этой связи указывается, что гражданско-правовой договор предполагается возмездным, если из закона, иных правовых актов, содержания или существа договора не вытекает иное. Это означает, что обязательство может быть квалифицировано как безвозмездное лишь в том случае, когда устранены все сомнения относительно его возмездности[30].

Деление договоров на возмездные и безвозмездные имеет важное практическое значение для решения вопросов имущественной ответственности сторон и предотвращения злоупотреблений в сфере предпринимательской деятельности путем заключения притворных сделок и необоснованной замены возмездных обязательств безвозмездными и получением участником сделки противоправного встречного удовлетворения[31].

Вопросы квалификации безвозмездных обязательств, их разграничения с возмездными являются весьма актуальными. В действующем гражданском законодательстве эта проблема не нашла удовлетворительного решения. Содержащиеся в ГК РФ нормативные положения о притворной и мнимой сделках в полном объеме эту задачу не решают. Они являются абстрактными, носят общий характер. Проблема отграничения безвозмездных обязательств должна решаться посредством конкретизации нормативных положений тех гражданско-правовых договоров, в которых безвозмездные отношения допустимы.

По основаниям заключения все договоры делятся на свободные и обязательные. Свободными признаются такие договоры, заключение которых всецело зависит от усмотрения сторон. Заключение обязательных договоров, как видно из самого их названия, является обязательным для одной или обеих сторон. Большинство договоров являются свободными, то есть заключаются по воле и желанию сторон, что соответствует сущности рыночной экономики.

Однако действующим законодательством предусмотрены и обязательные договоры. Обязанность заключить договор может вытекать из нормативно-правового и административного акта.

Среди обязательных договоров следует особо выделить публичные договоры, имеющие важное значение для хозяйственной практики[32]. Эти договоры регулируют отношения с участием коммерческих организаций, осуществляющих розничную торговлю, перевозки транспортом общего пользования, энергоснабжение, банковское, медицинское, гостиничное обслуживание и т.д.

К отношениям по публичному договору с участием гражданина, помимо общих положений и норм о договорах соответствующего вида, применяются законы о защите прав потребителей и принятые в соответствии с ними иные правовые акты Российской Федерации[33].

В юридической литературе высказывается мнение о том, что публичный договор не является особым типом гражданско-правового договора, что понятие «публичный договор» используется как обобщенное понятие, характеризующее особенности определения условий договоров между определенными коммерческими организациями и массовым потребителем[34]

В зависимости от способа заключения договоры подразделяются на взаимосогласованные и договоры присоединения. По общему правилу при заключении договоров их условия устанавливаются обеими сторонами, участвующими в договоре. При заключении же договоров присоединения действует иное правило, их условия устанавливаются только одной из сторон в стандартных формах, а другая сторона может заключить такой договор, только согласившись с этими условиями, присоединившись к предложенному договору в целом.

Поскольку условия договора присоединения определяются одной из договаривающихся сторон, ГК РФ предусматривает меры по защите интересов слабой стороны в договоре присоединения, в частности, устанавливает упрощенный порядок расторжения такого договора по инициативе присоединившейся стороны.

В соответствии с п. 2 ст. 428 ГК РФ присоединившаяся к договору сторона вправе потребовать расторжения договора, если договор присоединения, хотя и не противоречит законодательству, но лишает эту сторону прав, обычно предоставляемых по договорам такого вида, исключает или ограничивает ответственность другой стороны за нарушение обязательств либо содержит другие обременительные для присоединившейся стороны условия, которые она исходя из своих разумно понимаемых интересов не приняла бы при наличии у нее возможности участвовать в определении условий договора[35]. Однако из этого правила законом предусмотрены исключения, если сторона присоединилась к договору в связи с осуществлением предпринимательской деятельности, то предъявленное ею требование о расторжении или изменении договора не подлежит удовлетворению, если она знала или должна была знать, на каких условиях заключен договор, то есть в данном случае возможность изменения или расторжения договора по инициативе присоединившейся стороны ограничена определенными условиями, а именно, знала ли присоединившаяся сторона, на каких условиях она заключает договор[36].

Если обременительные или иные невыгодные для нее условия были или должны были быть ей известны до заключения договора, то заявленное требование о расторжении или прекращении договора удовлетворению не подлежит.

Договоры различаются также в зависимости от того, в чьих интересах должно совершаться предусмотренное ими действие. По данному критерию договоры подразделяются на договоры: в пользу участников договора и договоры в пользу третьих лиц.

Договором в пользу третьего лица признается договор, в котором стороны установили, что должник обязан произвести исполнение не кредитору, а третьему лицу, указанному или не указанному в договоре.

Договор в пользу третьего лица создает право требования для лица, не участвовавшего в заключении договора. В случае, когда третье лицо отказалось от права, предоставленного ему по договору, кредитор может воспользоваться этим правом, если это не противоречит закону, иным правовым актам и договору. Так, арендатор, заключивший договор страхования в пользу арендодателя, вправе требовать выплаты ему страхового возмещения, когда последний отказался от права его получения. Вместе с тем в самом договоре могут быть предусмотрены иные последствия отказа третьего лица от принадлежащего ему права требования. Например, в договоре страхования может быть предусмотрено, что в случае отказа арендодателя от получения страхового возмещения, последнее арендатору не выплачивается[37].

Иные последствия могут быть предусмотрены и законом. Например, в соответствии с действующим законодательством по договору личного страхования на случай смерти в пользу третьего лица, при наступлении страхового случая — смерти застрахованного гражданина — последний, разумеется, не может требовать выплаты страхового возмещения даже в том случае, если третье лицо отказалось от этого права[38]. Это правило установлено в целях защиты третьего лица, которое в своей хозяйственной деятельности может рассчитывать на использование того права, которое оно получило по договору, заключенному в его пользу. Поскольку изменение или расторжение договора, заключенного в пользу третьего лица, может поставить в затруднительное положение третье лицо, решившее воспользоваться предоставленным ему правом, действующее законодательство перекрывает возможность прекращения или изменения содержания этого права после того, как третье лицо выразило должнику свое намерение воспользоваться этим правом[39].

Возможны другие классификации гражданско-правовых договоров. Значительная специфика имеется в договорно-правовом регулировании инвестиционных отношений, в частности связанных с осуществлением иностранных инвестиций[40]. В хозяйственной и правовой практике возможны случаи, когда отношения сторон не укладываются в рамки традиционных и новых видов договоров, предусмотренных гражданским законодательством.

Гражданский кодекс Российской Федерации дает решение и этой проблемы, он позволяет сторонам заключить договор, не предусмотренный законом или иными правовыми актами, если он не противоречит по своему содержанию действующему законодательству.

На практике применяется множество договоров, построенных по непредусмотренным в ГК РФ моделям.

Возрастание роли и значения договора в регулировании имущественных отношений предполагает необходимость исследования соотношения договора и закона. По поводу значимости закона и договора в юридической литературе были высказаны различные мнения. Сторонники «волевой теории» полагали, что договор как волевой акт контрагентов — первоисточник, а закон лишь дополняет и в установленных законодателем пределах ограничивает их волю. Те, кто представлял теорию приоритета закона, исходили из того, что договор обладает лишь производным от закона правовым эффектом. Ю. А. Тихомиров подчеркивал, что закон является «отцом договора»[41].

Определение соотношения закона и усмотрения сторон имеет важное значение при согласовании прав и обязанностей контрагентов в договоре. Поскольку в основе заключения общегражданского договора вообще и договора в сфере предпринимательства в частности лежит принцип свободы договора, то общим правилом является свобода сторон в определении условий договора. Условия договора формулируются сторонами по их усмотрению[42].

Ограничение возможности воздействия законодателя на договорные отношения, которые возникли до принятия нового закона, создает уверенность у субъекта, экономической, деятельности, в возможности, реализахщи. долгот, срочного договора в условиях постоянно изменяющегося, нестабильного законодательства, защитит его от непредсказуемых законодательных решений, влекущих финансовые потери либо другие неблагоприятные для предпринимателя последствия.