Смекни!
smekni.com

Понятие и система международного экологического права (стр. 2 из 3)

международные договоры как общего, так и специального характера;

международный обычай как доказательство общей практики, принятой в качестве правовой нормы;

общие принципы права, признаваемые цивилизованными государствами.

Судебные решения и доктрины наиболее высококвалифицированных специалистов по международному публичному праву различных государств признаются Уставом ООН в качестве дополнительного средства для определения правовых норм, однако не образуют права как такового. Помимо источников обязательного международного права и в дополнение к судебным решениям и доктринам выделяют источники "мягкого" права, к которым относятся международные документы, не имеющие обязательной юридической силы. Ими являются декларации, заявления, тексты международных договоров, ожидающие вступления в силу. Они не создают обязательных для соблюдения правил в международных отношениях, но оказывают на них заметное влияние - определяют концептуальную основу будущих соглашений, закрепляют или кодифицируют правила международного обычая, выражают неформальное согласие государств на определенный стандарт поведения.

По распространенному мнению, приведенный перечень источников международного права не является полным и не отражает реальной практики. В 1989 г. Комиссия международного права ООН в своем докладе и Проекте статей о государственной ответственности предложила новый перечень источников международного права, который, помимо перечисленных в ст.38 Устава международного суда, включает также обязательные решения международных организаций и решения международных судов и трибуналов.

Большинство обязательных норм содержится в многосторонних соглашениях, полностью посвященных охране окружающей среды. В соответствии с Реестром ЮНЕП в мире действует 216 многосторонних экологических договоров (соглашений, конвенций включая протоколы к ним. Кроме того, заключено порядка 2000 двусторонних соглашений, из которых более 1000 регулирует отношения между государствами по использованию трансграничных рек. Экологические нормы имеются также в международных соглашениях, которые касаются преимущественно других аспектов межгосударственных отношений и регулируют экологические отношения частично применительно к отдельным сферам. Среди них можно назвать Генеральное соглашение о тарифах и торговле, Конвенцию ООН по морскому праву, Договор об Антарктике.

Международные договоры играют важную роль в правовом регулировании экологических отношений в стране. В соответствии со ст.15 Конституции РФ общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора. Российская Федерация является участницей более 80 многосторонних экологических договоров, которые согласно упомянутой статье не только являются источниками экологического права, но и обладают верховенством по отношению к российскому законодательству. Международный договор может применяться прямо для регулирования экологических и иных отношений, в том числе для рассмотрения судами гражданских, уголовных или административных дел, за исключением случаев когда для его реализации требуется принятие внутригосударственного акта[1].

Охрана атмосферного воздуха в рамках международных отношений развивается относительно недавно. Все международные соглашения в области охраны атмосферного воздуха касаются вопросов сокращения выбросов различных загрязняющих веществ, хотя такое сокращение рассматривается в качестве меры решения таких глобальных проблем, как:

кислотные дожди и связанная с этим деградация лесов, земель и имущества;

разрушение озонового слоя;

потепление климата.

Конвенция о трансграничном загрязнении воздуха на большие расстояния, принятая в ответ на проблему кислотных дождей, разработана под эгидой ЕЭК ООН, подписана в ноябре 1979 г. и вступила в силу в марте 1983 г.

СССР ратифицировал Конвенцию в 1980 г. Конвенция направлена на решение проблемы отрицательного воздействия загрязнения воздуха в трансграничном контексте и предусматривает обязательства сторон поэтапно сокращать выбросы в определенном объеме.

Венская конвенция об охране озонового слояподписана в 1985 г., вступила в силу в 1988 г. и в этом же году ратифицирована СССР. Принятие Конвенции связано с проблемой разрушения стратосферного озонового слоя Земли, расположенного в верхней части воздушной оболочки на высоте 10-20 км.

Рамочная конвенция ООН по изменению климатапринята в мае 1992 г. в Нью-Йорке и открыта для подписания на Конференции в Рио. Она вступила в силу в 1994 г. и в этом же году ратифицирована Россией. Принятие Конвенции связано с проблемой потепления климата, причиной которого, по мнению ученых, является возрастающее скопление углекислого и других парниковые газов в верхних слоях атмосферы, приводящее к нарушению теплового обмена с космосом.

В связи с тем, что в сроки, установленные Конвенцией, обязательства не были выполнены, а также в целях создания стимулирующего механизма снижения выбросов в 1997 г. в г. Киото был принят Киотский протокол к Конвенции об изменении климата. Россия подписала Протокол в 1999 г. и ратифицировала его в ноябре 2004 г.

Охрана живой природы в международных отношениях обеспечивается множеством глобальных, региональных и двусторонних соглашений, которые нацелены на решение задач охраны:

биоразнообразия как меры поддержания баланса в живой природе в целом;

редких и исчезающих видов животных и растений;

мигрирующих видов животных, в том числе рыбных запасов;

среды обитания животных.

Будучи кодифицирующим документом, Конвенция о биоразнообразиизанимает основное место среди международных согла

шений об охране живой природы. Она принята в мае 1992 г., открыта для подписания на Конференции в Рио в июне 1992 г. и вступила в силу в декабре 1993 г. Россия ратифицировала Конвенцию в 1995 г. Это рамочная Конвенция, предоставляющая государствам-участникам право определять порядок исполнения ее положений. Объектом регулируемых отношений является биологическое разнообразие, т.е. разнообразие между живыми организмами, видами и экосистемами в региональном и глобальном масштабах; оно включает все живые организмы - полезные и неполезные, совместно обитающие в различных экосистемах.

В развитие Конвенции для более детального регулирования отношений по использованию генно-модифицированных организмов или живых измененных организмов (ЖИО) в терминологии Протокола, развитию биотехнологий, обеспечению охраны здоровья и биобезопасности в 2000 г. был принят Картахенский протокол. Протокол касается главным образом сельского хозяйства и животноводства, включая селекционную деятельность по разведению новых видов и их использование при производстве сельскохозяйственной продукции, и нацелен на обеспечение устойчивости сельского хозяйства, потребностей будущих поколений в продовольствии, регулирование международной торговли в этой области в сочетании с основной задачей по охране биоразнообразия.

Конвенция о международной торговле видами фауны и флоры, находящимися под угрозой исчезновения (СИТЕС),была принята в Вашингтоне в мае 1973 г. и в 1975 г. вступила в силу. Россия объявила о своей преемственности в 1992 г. Принятие СИТЕС вызвано обеспокоенностью мирового сообщества проблемой исчезновения видов живой природы под воздействием расширяющихся торговых отношений между государствами.

Рамсарская конвенция о водно-болотных угодьях, имеющая международное значение, главным образом в качестве местообитаний водоплавающих птиц, предусматривает меры охраны среды обитания некоторых видов животных. Она была принята в г. Рамсаре (Иран) в 1971 г. и вступила в силу в 1975 г. СССР ратифицировал Конвенцию в 1976 г.

Охрана континентальных вод обеспечивается двумя многосторонними конвенциями, а также большим числом бассейновых соглашений по отдельным трансграничным рекам. Конвенция ЕЭК ООН о трансграничных водотоках и международных озерахпринята в 1992 г. и вступила в силу в 1996 г. Россия ратифицировала Конвенцию в 1993 г. Конвенция нацелена на установление общих подходов и правовых механизмов по охране трансграничных рек и озер от загрязнения.

В 1997 г. на Генеральной Ассамблее ООН была принята Конвенция о праве несудоходных видов использования международных водотоков. Она считается рамочным международным соглашением и по сфере действия является глобальной, т.е. любые заинтересованные государства могут стать ее сторонами. Ее принятие связано со стремлением государств установить универсальные правила по хозяйственному использованию водных ресурсов трансграничных рек, таких как строительство гидротехнических сооружений, забор воды для ирригации, коммунального хозяйства, промышленности, и по распределению водных ресурсов между государствами нижнего и верхнего течения. В 1976 г. ЮНЕП утвердила Программу региональных морей, результатом которой стало заключение более 30 соглашений по отдельным морям. В 2003 г. в рамках этой программы заключено Соглашение по охране морской среды Каспийского моря.

Соглашения, регулирующие деятельность источников негативного экологического воздействия в трансграничном контексте. Наряду с мерами по установлению международно-правового ежима использования и охраны отдельных природных объектов достижение целей охраны окружающей среды в глобальном и региональных контекстах обеспечивается введением ограничений ля хозяйственной деятельности, связанной с производством и реализацией продукции и материалов, способных оказать негативное экологическое воздействие. За последнее время международное экологическое право активно пополняется нормами, обеспечивающими международный экологический контроль в этой сфере.