Смекни!
smekni.com

О творчестве Адама Мицкевича (стр. 1 из 2)

Мицкевич – величайший поэт Польши. Его роль для польской литературы можно сравнить с ролью Пушкина для русской литературы, Шевченко – для украинской. Мицкевич был родоначальником новой польской литературы и нового польского языка.

«Когда у поляков явился Мицкевич, они перестали нуждаться в снисходительных отзывах каких-нибудь французских или немецких критиков, не признавать польскую литературу означало бы только обнаруживать свою собственную дикость», - писал Н. Г. Чернышевский.

Однако значение Мицкевича не исчерпывается его литературной деятельностью. Мицкевич был передовым политическим деятелем своего времени. Он стоял в центре польского революционного движения.

Первостепенное значение Польши в развитии передовых революционных идей века определило и мировое значение Мицкевича, который еще при жизни был для всего мира символом своего народа и его борьбы за свободу.

«Это был пластический образ судеб Польши, » - писал о Мицкевиче А. И. Герцен. Имя Мицкевича прочно вошло в сокровищницу мировой литературы и прогрессивной мысли.

А. Мицкевич родился 24 декабря 1798 г. на хуторе Заосье, близ города Новогрудка. Раньше белорусские земли принадлежали Литве, поэтому Мицкевич и называет своей родиной Литву.

В конце XIV века Литва и Польша слились в единое государство. В тех кругах общества, к которым принадлежала семья поэта, господствовали польская культура, польский язык. Этим объясняется то, что в творчестве Мицкевича польский патриотизм сочетается с горячей любовью к Литве, ее природе и обычаям.

Отец поэта, Николай Мицкевич, принадлежал к мелкопоместной шляхте. Он занимал должность адвоката при городском суде в Новогрудке.

В доме Мицкевичей были живы свободолюбивые традиции польских патриотов. Николай Мицкевич сам принимал участие в народно-освободительном восстании 1794 года под руководством Тадеуша Костюшко и старался привить чувство патриотизма и свободолюбия своим детям.

Много интересных легенд и поверий слышал юный Адам и от Блажея, значение которого для поэта можно сравнить со значением Арины Радионовны для Пушкина. Развитию поэтического воображения Мицкевича способствовала и живописная природа окрестностей Новогрудка.

В 1807 году Адам Мицкевич поступил в школу при доминиканском костеле в Новогрудке. В то время школы обычно организовывались при католических церквах.

Уже в школьные годы Мицкевич проявлял живой интерес к родной поэзии. К этому времени относятся и его первые поэтические опыты.

Позднее, в поэме «Конрад Валленрод», Мицкевич описал эту страшную картину, рассказывая о бегстве крестоносцев. Окончив школу в 1815 году Мицкевич переезжает в Вильно и поступает в Виленский университет, на физико-математический факультет, а в 1816 году он переходит на историко-филологический факультет. Виленский университет в те годы был центром культурной жизни, центром передовой общественной мысли. Среди профессоров университета были крупные ученые и видные общественные деятели. Здесь читал лекции Иоахим Лелевель – родоначальник польской историографии, братья Снядецкие и др.

Иоахим Лелевель, учитель Мицкевича в годы студенчества, позднее стал его близким другом. На протяжении всей своей жизни стоял в центре польского революционного движения.

Под влиянием Лелевеля в Виленском университете возникли тайные патриотические студенческие организации: «Общество филоматов» и «Общество филаретов» на первый план выдвигались политические цели: будить в народе патриотические стремления, бороться за освобождение родины. Мицкевич был самым активным членом обществ и их идейным вдохновителем.

В 1818 году Мицкевич окончил университет и был направлен в Ковно на должность учителя уездной школы.

В Ковно Мицкевич увидел необыкновенную бедность и нищету народа, угнетаемого царскими властями и царской полицией. Это способствовало формированию революционных взглядов поэт, пониманию необходимости решительной борьбы за освобождение народа.

Эволюция в мировоззрении молодого Мицкевича определила во многом и развитие его творчества. В своих ранних произведениях ( до 1820 года ) Мицкевич продолжал традиции гражданского классицизма, которые характеризовал литературу XVIII века просвещения. Мицкевич пишет в это время антиклерикальную повесть «Анеля» в духе Вольтера, поэму «Картофель» и трагедию «Демосфен». Уже в этих произведениях Мицкевича звучат патриотический пафос, вера в прогресс, мечта «о временах грядущих», когда народы, распри позабыв, в великую семью соединятся».

Наиболее значительными произведениями этого периода были «Песнь Адама» - первый гимн филаматов, «Песня филаретов» и знаменитая «Ода к молодости».

В «Оде к молодости» Мицкевич воспел порыв молодого энтузиазма, который сокрушает устои старого мира. Союз польской молодежи поставил эпиграфом к своему уставу, принятому в этом году, слова из «Оды к молодости»:

Друзья младые! Вставайте разом!

Счастье всех – наша цель и дело.

Мицкевич понимал, что для выражения новых идей, для того, прогрессивные мысли стали достоянием народа, необходимы новые литературные формы. Молодой поэт обращается к народному творчеству, видя в нем животворный источник поэзии. Так появляются первые баллады Мицкевича, которые знаменуют начало польского романтизма.

Мицкевич в своих балладах использует сюжеты народной поэзии, фантастику сказок и преданий. Но поэта привлекли в народном творчестве не только фантастика и яркие образы. В народе Мицкевич видел носителя гуманных чувств, правдивых суждений, высокого патриотического духа.

В своих балладах он стремился воплотить народные понятия о справедливости, нравственном долге, патриотизме.

В 1822 году был издан первый том произведений поэта, в который вошли его баллады и романсы.

Идеи и темы, намеченные в балладах, Мицкевич развил в дальнейшем в своих крупных произведениях этого периода: в поэмах «Гражиня» и «Дзяды» (2 и 4 части), вошедших во второй том его произведений.

Патриотический сюжет баллады «Свитезь» - о подвиге народа, погибшего, но не покорившегося врагу, - перекликается с сюжетом поэмы «Гражина», к которой описана героическая борьба литовского народа против крестоносцев. В основу сюжета поэмы «Гражина» положен реальный эпизод из истории Литвы начала XV века.

( Князь Новогрудка Литавор замыслил изменить литовскому князю Витольду из-за того, что тот на хотел выдавать город Лиду, приданое его жены Гражины. Она надевает доспехи Литавора и вступает в сражение против тевтонских рыцарей. Погибает. Литавр мстит за нее, убивает командора и искупает свою вину, восходя на костер вместе со своей женой. )

Исторический сюжет под пером Мицкевича приобрел романтическую окраску. Он ярко, со страстью воспел подвиг отважной народной героини.

Во второй том поэзии Мицкевича были включены 2 и 4 части драматической поэмы «Дзяды» Первая часть поэмы осталась не завершенной, третья часть появились через десять лет и носила самостоятельный характер.

В предисловии ко второй части Мицкевич объясняет название поэмы: «Дзяды – это название торжественного образа, доныне справляемого простым народом во многих местностях Литвы, Пруссии, Курляндии в память «Дзядов», то есть умерших предков». Мицкевича привлекла в этом старинном образе не только романтическая таинственность, особое значение приговора над земными делами людей. В первых частях «Дзядов» уже намечается социальная схема, которая в дальнейшем займет главное положение в творчестве Мицкевича.

В 1822 году царское правительство начинает преследование тайных организаций в Польше и Литве. В Варшаве было раскрыто «Патриотическое общество», установлена слежка за студенческими организациями. В 1823 году в Вильно приезжает тайный советник Новосильцев, который с особым рвением берется за порученное ему дело – раскрытие патриотических организаций. Новосильцеву удалось обнаружить организации филаретов и филоматов, и 23 октября Мицкевич в числе других участников был арестован и заключен в Базилианский монастырь, превращенный в тюрьму.

Следствие по делу филаретов было закончено весной 1824 года 21 апреля. Мицкевич был выпущен из тюрьмы на поруки Левеля и остался в Вильно, Ожидая решения по своему делу. 22 октября Мицкевичу было передано распоряжение, не позднее чем через два дня выехать в Петербург.

Приезд в Россию знаменовал для Мицкевича начало нового периода в его жизни творчестве.

Позднее, в третьей части «Дзядов» Мицкевич описал свое настроение по дороге в Россию.

Однако, сверх его ожиданий, пребывание в России оказалось очень благоприятным для формирования его мировоззрения и развития его творчества. В Петербурге Мицкевича встречали восторженно. Он скоро сближается с декабристами К. Рылеевым и А. Бестужевым, которые становятся его друзьями.

Рылеев, Бестужев, их друг Туманский были знакомы с творчеством Мицкевича еще до приезда польского поэта в Россию. Рылеев написал стихотворение «Воспоминание» по мотивам одноименного сонета Мицкевича, а Туманский перевел этот сонет. Но их сближали не только творческие интересы, а прежде всего общие идеи и цели революционной борьбы. Мицкевич пробыл в Петербурге около трех месяцев, а затем был направлен в Одессу, чтобы занять должность преподавателя в лицее Римелье. Свободных мест не оказалось. Из Петербурга пришло предписание не оставлять неблагонадежного поэта в Одессе, а отправить его во внутренние губернии России.

Пока шла переписка насчет дальнейшего местопребывания Мицкевича, он посетил Крым, который произвел очень сильное впечатление на поэта и вдохновил его на создание прекрасного цикла «Крымских сонетов».

Когда Мицкевич вернулся из Крыма, он узнал о своем назначении в канцелярию московского генерал-губернатора.

В конце 1825 года Мицкевич приехал в Москву.

Огромное влияние на Мицкевича оказал исход восстания декабристов. Он тяжело переживал жестокую расправу Николая I с героическими революционерами. Один из биографов поэта писал: “Нельзя предугадать, взялся бы Мицкевич за оружие если, если бы оказался в Петербурге во время восстания 14 декабря 1825 года. Но несомненно, что он бы разделил их судьбу …”.