Пауль Лайд – герой романа «Проказа» - тоже пастор. И его вера в бога также зависима от житейских обстоятельств и от нравственных потрясений.
В детстве он много пережил – его отец и брат погибли в море, мать заболевает проказой. Единственное, что держит его в жизни – жажда учиться. Дети сторонятся Пауля, обзывают прокаженным. Замыкаясь в себе, Пауль ищет спасения у бога.
Именно в этом произведении впервые проявляется тема проказы.
И сразу же она получает именно такую интерпретацию – изоляция человека от общества противоестественна, не гуманна по своей сути, и человек обязан искать выход.
В романе описывается мысленный путь пастора, включая темные моменты, когда тесты показали наличие проказы, что пошатнуло веру в бога, и светлые моменты – ошибочность тестов. Главное не в ошибке, а в реакции Пауля.
В финале романа Пауль Лайд приходит к заключению, что долг человека – жить и содействовать улучшению окружающей среды.
В следующем романе – «Лепрозорий в Ватку», являющемся своеобразным продолжением «Проказы», тоже прозвучит протест против изоляции человека от общества.
Здесь уже центральными героями становятся люди, заточенные в лепрозорий. Пристально рассматриваются девушка Юули, с детства находящаяся в лепрозории, и Тиудор, пришедший в Ватку тогда, когда он уже потерял надежду на выздоровление.
Тиудор познал нужду и горе – мать торговала водкой и развратничала, он не переносит качку и вынужден работать батраком. Когда он узнает, что болен проказой – все худшие черты его характера – жестокость, озлобленность – проявляются резче и определенней. В порыве ненависти ко всему окружающему, Тиудор поджигает лес. Это – месть за все страдания.
Изображая Тиудора, А. Хинт стремится показать жестокость жизни, лишающую человека свободы. Проказа – это высшая несправедливость.
Юули, попав в лепрозорий еще ребенком, выздоровев, боится покинуть его. Ей тяжко в незнакомом мире – мужчина, которого она любит, обманывает ее, и она, беременная, возвращается в лепрозорий искать совета и помощи. Когда она возвращается, странное чувство родного очага охватывает ее, она чувствует себя дома.
Романы «Проказа» и «Лепрозорий в Ватку» были написаны в буржуазной Эстонии. И возвращение Юули в лепрозорий за поддержкой звучит символически.
Критика отнеслась к первым вещам Аду Хинта положительно. Были отмечены пристальное внимание к духовной сфере человеческой жизни, самобытность, честность и гуманизм.
Осенью 1936 года Хинт переехал в Тарту и на время отошел от темы проказы.
В 1937 году Хинт становится членом Союза Эстонских писателей.
Перемены в судьбе Эстонии коренным образом сказались и на личной судьбе Аду Хинта.
В первые годы войны он пишет очерки и статьи на исторические и современные темы. После войны он работает председателем Союза рыбаков, затем переходит в редакцию журнала «Лооминг».
Именно в эту пору А. Хинт начал думать о романе эпического масштаба. В 1947 году он писал в рецензии на поэму Юхана Смуула «Сын рыбака»: «Почему у нас нет до сих пор «Правды и справедливости» о жизни моряков или «Войны в Махтра» из жизни островитян?».
Подготовка к большому роману шла непрерывно.
В одной из своих статей А. Хинт рассказывал о том, как возник замысел «Берега ветров»: «В 1943 году я сидел в Ленинской библиотеке и читал старые эстонские книги и документы времен восстания Юрьева дня 14 века. Группу эстонских писателей попросили подобрать материал к юбилею восстания. Я листал старые книги, а перед глазами стоял Сааремаа остров, на котором я вырос, о котором пишу. Замысел книги родился, как рождается письмо любимой девушке…»
Но первые страницы тетралогии были написаны в 1949 году. А последние – в 1965 году.
Почти сорок лет общества, различных его социальных слоев уместились в «Береге ветров». Начав роман с событий, происходящих накануне революции 1905 года, писатель заканчивает четвертую часть 1939 годом.
Каждая книга тетралогии – самостоятельный роман со своими проблемами, героями, стилем и ритмом.
Но все четыре части – четыре романа связаны между собой, они объединены общей темой – народ и революция, революция и народ.
И еще один из мотивов, являющийся своеобразной вариацией ведущего мотива тетралогии, звучит в ней с нарастающей силой. Речь идет о теме проказы.
В первых книгах тетралогии читатель встречает упоминание о проказе, о том, что время от времени кого-то из жителей соседних деревень отвозят в лепрозорий. Боится проказы Маре, думает о проказе Ионас, когда видит перед собой целую массу солдат, отправляемых на убой. Но в первой, второй и третьей книгах «Берега ветров» проказа всего лишь деталь в ряду других деталей, характеризующих жизнь персонажей.
В четвертой же, завершающей, части тетралогии тема проказы занимает большое место. И обращаясь снова к этой горестной теме, А. Хинт трактует ее и исследует совершенно иначе, чем в своих романах 30-х годов.
Энн Тиху, с детства лицом к лицу столкнувшийся со страшной болезнью, с течением времени понимает, что общественная проказа «страшней, глупей и безумней».
Гитлер, убивающий евреев – тоже проказа.
Отказываясь от прямолинейности в изображении героев, А. Хинт от книги к книге пристально следит за взаимодействием обстоятельств и характеров. И характер Маре – человека эмоционального, чистого, предстает перед читателем во всей своей силе.
Вот Маре узнает, что один из родственников Тиху заболел проказой. Мы помним, как Пауль Лайд, герой первого романа Хинта, испытывал страх перед проказой.
Маре, хоть и боится, изо вех сил сопротивляется отчаянию. Вера в свои силы, надежда на лучшее, которая не позволяет впасть в отчаяние, как ни тяжелы были бы обстоятельства, и отличает Маре от Пауля.
Эта вера в свою нравственную силу свидетельствует о духовном опыте Хинта. Мы помним, что проблемы нравственности, веры, морали волновали писателя и в раннем периоде его творчества. Но герой его прежних романов, переживая одно поражение за другим, не могли обрести подлинную веру в себя, ибо не знали того, что знала Маре – не знали радости жить во имя других.
В четвертой книге, где тема проказы звучит в полный голос, Сандер, заметивший на плече Маре какие-то пятна, повезет ее на консультацию в лепрозорий. Но и здесь, думая о том, что грозит ей, Маре старается отвлечься от мыслей о самой себе, она думает о детях и о Сандере. Духовное хдоровье, стойкость, четкие представления о добре и зле помогают Маре оставаться самой собой в любых обстоятельствах.
Четвертая книга – роман тоже социально-психологический, как и все остальные. И здесь исследуется процесс рождения характера. Энн, воспитанный Маре, - человек эмоциональный, глубокий, способный уже с детства остро и непосредственно воспринимать окружающую действительность.
Эстонии, как и всему миру, угрожает фашизм. Но на остров Сааремаа, куда вновь переносит нас писатель, пока еще не долетают ветры мировых событий. Люди потрясены трагедией, которая касается их непосредственно – проказой. И в ту пору, когда мы знакомимся с 14-летним Энном, проказа подступает к воротам его дома. – мать соседской девочки Айли заточена в лепрозорий.
Теперь А. Хинт пишет о проказе как о народной трагедии.
Энн- первый интеллигент в семье Тиху. Он не хочет, вопреки желанию отца, вопреки традициям, стать хозяином хутора. У него иные намерения. Потрясенный заболеванием матери Айли, Энн не может оставаться дома, и уходит в город учиться. Трагедия, с которой так близко соприкоснулся Энн, перевернула всю его жизнь.
Роман начинается с размышлений Энна о случившемся в соседнем доме. Мальчик впервые в жизни узнает, что такое бессонница, он мучается и начинает думать. Поразительные письма пишет он к Айли! Боясь причинить ей боль намеком на угрозу заразиться, Энн не может думать только о себе. Ведь целовался он с Айли. Он подвергает себя гневу и лишению родителей, уйдя из дома с тем, чтобы никого не заразить.
Так рождается характер юноши, его нравственные представления.
Как видно, прослеживается влияние детства Аду Хинта., пережившего аналогичную трагедию. Личный опыт писателя позволил излить мысли на бумагу с поражающей достоверностью.
«Жизнь не есть высшая потребность», но «жизнь есть высшее добро», - вычитав эти две сентенции, Энн мучается над тем, какую из них выбрать. И он выбирает – «жизнь есть высшее добро».
Письма к Айли – и разговор с самим собой. Разговор естественный, полный драматизма. Энн прочитал все статьи о проказе, и приводил выдержки, которые должны обнадежить Айли.
И как когда-то, около ста лет назад, Фельман, Нокс и Крейцвальд дали вирускую клятву в том, что они будут добиваться лучшей участи для «своего бедного, презренного, обреченного великими державами на вымирание народа», и так же, как в молодости дал клятву А. Хинт, так и Энн Тиху приносит клятву – всю свою жизнь бороться и поддерживать «тех, кто страдает этой страшной болезнью или от других несчастий и бед».
Однако есть, оказывается, и другая точка зрения. «Я все таки не понимаю - говорит Энну его брат Юлиус, - почему ты написал о прокаженных? Неинтересно, да и в наших краях этой болезни почти что и не было…». – «Как не было? А в Юбасте? Оокиви? Кюласоо?» - «В Кюласоо? У нас дома? Да ты спятил!»
Перед нами принципиально два разных отношения, заставляющие Энна действительно усомниться – быть может, брат все-таки прав? Ведь проказа редкое явление.
Так через Энна Ааду Хинт мотивирует свой выбор темы - «Гитлер убивал евреев и наверняка убил бы и всех прокаженных, если бы они стояли у него на пути. Гитлер уничтожает слабых, а он, Энн Тиху, встает на защиту прокаженных и всех тех, кого читают прокаженными.»