Знаменитый художник-архитектор.
Родился в Москве. Баженов имел природный талант к искусству, который обнаружил еще в детстве, срисовывая всякого рода здания в древней столице. Эта страсть к рисованию обратила на него внимание архитектора Димитрия Ухтомского, принявшего его в свою школу. Из школы Ухтомского Баженов перешел в Академию художеств. К этому времени он знал архитектуру настолько, что его учитель С.И. Чевакинский сделал талантливого молодого человека помощником своим при постройке Николаевского морского собора.
В сентябре 1759 г. Баженов был отправлен для совершенствования своего таланта в Париж. Поступив в ученики к профессору Дювалю, он делал модели архитектурных частей из дерева и пробки и выполнил со строгой пропорциональностью частей несколько моделей знаменитых зданий. В Париже — Луврской галереи, а в Риме — храма св. Петра. Баженов внимательно изучал труды римского архитектора Витрувия. По возвращении в Россию, живя в Москве, Баженов составил полный перевод всех десяти книг Витрувия, напечатанный в 1790— 1797 гг. в Петербурге.
Основательно знакомый с теорией своего искусства, Баженов был и одним из лучших практиков-строителей своего времени. Проектируемые им здания отличались и удобством планировки, и изяществом формы. Проект здания дворца в екатерингофском парке с оранжереями, зверинцем, каруселями и прочими затеями роскоши сочинен был Баженовым по академической программе на степень профессора. Выполнение признано было советом академии вполне достойным, но автор проекта оставлен в звании академика, которое было получено им три года раньше, в бытность за границей. Эта несправедливость заставила Баженова взять увольнение от академической службы, и князь Г.Г. Орлов определил его в свое артиллерийское ведомство главным архитектором с чином капитана. В этой должности Баженов построил в Петербурге здание арсенала на Литейной улице (позднее здание судебных учреждений), и в Москве, в Кремле, здание арсенала и сената на Знаменке, дом Пашкова, а в окрестностях столицы — дворец в Царицыне и Петровский дворец, достроенный Казаковым, его помощником.
В Кремле вместо стен Баженов проектировал сплошной ряд зданий, которые были торжественно заложены. Но Екатерина II на самом деле и не думала осуществлять затею зодчего. Такая же судьба постигла и Царицынский дворец Баженова. Екатерина летом 1785 г. приехала на три дня в древнюю столицу, посетила работы по сооружению дворца в Царицыне и, найдя его мрачным, повелела прекратить постройку. Баженов не получил другого назначения и, оставшись без всяких средств к существованию, открыл художественное заведение и занялся частными постройками.
Перемена в его служебной карьере и немилость Екатерины объясняются его близостью с кружком Новикова, который поручил ему доложить наследнику цесаревичу о выборе его московскими масонами в верховные мастера. Екатерина подозревала тут политическую подоплеку, и гнев ее на Баженова обрушился раньше, чем на других. Но дальше исключения из службы дело не пошло, а в 1792 г. он был принят вновь на службу по Адмиралтейств-коллегий и перенес свою деятельность в Петербург.
Баженов строил на Каменном острове дворец и церковь наследнику и проектировал разные специальные постройки для флота в Кронштадте. По вступлении на престол Павел I назначил его вице-президентом Академии художеств и поручил составить проект Михайловского замка, приготовить собрание чертежей русских зданий для исторического исследования отечественной архитектуры и, наконец, представить объяснение по вопросу: что следовало бы сделать, чтобы сообщить надлежащий ход развитию талантов русских художников в Академии художеств? Баженов с жаром принялся выполнять эти поручения монарха, покровителя отечественного искусства, но вскоре умер.