Смекни!
smekni.com

Понятие и содержание права наследования (стр. 13 из 16)

Так, в соответствии со ст. 531 ГК РСФСР не имели права "наследовать ни по закону, ни по завещанию граждане, которые своими противозаконными действиями, направленными против наследодателя, кого-либо из его наследников или против осуществления последней воли наследодателя, выраженной в завещании, способствовали призванию их к наследованию, если эти обстоятельства подтверждены в судебном порядке". Как следует из приведенного текста закона, характер соответствующих противозаконных действий законодателем не раскрывался. Пленум Верховного Суда РФ вынужден был принять Постановление, где разъяснил, отстраняются ли от наследования граждане, совершившие противозаконные действия по неосторожности[87]. Действующий Гражданский кодекс РФ устранил данный пробел и представил достаточно полное определение недостойных наследников. Это "граждане, которые своими умышленными противоправными действиями, направленными против наследодателя, кого-либо из его наследников или против осуществления последней воли наследодателя, выраженной в завещании, способствовали либо пытались способствовать призванию их самих или других лиц к наследованию либо способствовали или пытались способствовать увеличению причитающейся им или другим лицам доли наследства, если эти обстоятельства подтверждены в судебном порядке..." (п. 1 ст. 1117 ГК РФ).

Другой наглядный пример. С принятием части III ГК РФ изменился порядок распоряжения правами на денежные средства в коммерческих банках. Прежде всего он отвечает интересам граждан, имеющих право на обязательную долю в наследстве, а также интересам кредиторов наследодателя[88]. В настоящее время вклад входит в состав наследства, из которого выделяется обязательная доля, а также погашаются долги наследодателя (ст. 1128 ГК РФ).

Таким образом, уже в самом нормативном акте должны быть определены приоритеты законодателя, заложен механизм осуществления гражданских прав и механизм реализации их защиты.

Для создания эффективного, а не декларативного, унифицированного механизма осуществления и защиты гражданских прав необходимо создать единую по основным принципам и развитую систему законодательства. На данном этапе (уровне норм права) органами законодательной власти должна быть заложена модель механизма осуществления и защиты субъективных гражданских прав. Необходимо учитывать объективность регулируемых общественных отношений[89]. Реализация правового акта должна быть обеспечена соответствующими материальными, организационными, нормативно-правовыми и другими ресурсами. Положения юридического акта не должны противоречить другим нормативным актам, должны соответствовать и последовательно конкретизировать законы, обладающие большей юридической силой.

Кроме того, важно сформировать систему организации исполнения законов, в которой правомерная деятельность органов исполнительной государственной и муниципальной власти играет решающую роль[90]. Функционирование органов власти должно проходить в соответствии с их нормативно установленной компетенцией и обеспечиваться юридическими гарантиями. Например, все акты российских министерств и иных федеральных органов исполнительной власти, которые затрагивают права, свободы и обязанности граждан, проходят обязательный контроль за законностью их содержания с помощью процедуры обязательной государственной регистрации в Министерстве юстиции Российской Федерации[91].

Важно создать независимую судебную власть, способную обеспечить в соответствии с законом ответственность за правонарушения и судебную защиту от правонарушений[92].

Целесообразно выработать систему исполнения судебных решений, в том числе порядок принудительного исполнения судебных актов, поскольку завершением действия механизма защиты гражданских прав должно стать реальное (формальное и фактическое) восстановление нарушенных субъективных гражданских прав. В частности, таковым будет являться невынесение судом положительного решения по законному требованию лица (это лишь промежуточный этап), а надлежащее исполнение решения суда. Именно фактическая реализация защиты (например, перечисление на счет кредитора денежных сумм в счет возмещения убытков), реальная возможность осуществлять свои восстановленные права (например, вселение наследника в незаконно занятую квартиру) должны завершать действие механизма защиты субъективных гражданских прав, так как только в этом случае правовая цель может считаться достигнутой.

Представляется крайне важным сделать акцент на этом в юридической доктрине и в законодательстве. На наш взгляд, Гражданский кодекс РФ целесообразно дополнить следующими положениями:

1) право гражданина или юридического лица считается осуществленным с момента не только юридической (официальной), но и фактической (действительной) реализации тех правовых и социально-экономических возможностей, которые предоставляются правом.

В частности, пока наследник реально не вступил в права собственника на наследственное имущество, не получил возможности владеть, пользоваться и распоряжаться полученным наследством, нельзя считать субъективное наследственное право реализованным.

2) нарушенные гражданские права считаются восстановленными с момента реализации юридической и фактической их защиты. Не охранительный правоприменительный акт завершает действие механизма защиты прав, а стадия реального, фактического устранения нарушений права, восстановления (признания) субъективного гражданского права и (или) компенсация потерь, вызванных нарушением права[93].

Ввиду глобальности и стремительности происходящих изменений, унификации гражданского законодательства России с правом других государств формирование действенной системы юридических средств, образующих механизм осуществления и защиты субъективных гражданских прав, представляется особенно актуальным. Это долгий, непрерывный и трудоемкий процесс. Невнимание к этим вопросам приводит к очень глубоким социальным последствиям: правовому нигилизму, недоверию граждан к государственным, социальным институтам; появляется синдром незащищенности личности от нарушения ее прав. Это негативно отражается в гражданском обороте, в конечном итоге является одной из причин появления и развития деструктивных процессов в общественном развитии, социальных катаклизмов.

Если законодательную базу, провозглашающую широкие гражданские права и их защиту, можно создать сравнительно быстро, обращаясь к накопленному богатейшему национальному, зарубежному и международному правовому материалу, то все элементы механизма осуществления и защиты гражданских прав могут быть сформированы лишь за довольно продолжительный срок кропотливой работы - научной, законотворческой, просветительской, правоприменительной, организационной.

В частности, не так трудно ратифицировать международные документы по правам человека, как создать эффективную, рациональную систему организационных и юридических мер, обеспечивающих их полную реализацию. Имплементация должна быть гармонично вплетена в национальные правовые материи, не разрушать отлаженные правовые механизмы, а постепенно с созданием необходимых социально-экономических, психологических, правовых и иных базовых предпосылок заменять, точнее, совершенствовать правовые механизмы, учитывая особенности национальной правовой системы, уровень развития социальных институтов, правосознания и т.д.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Применение на практике положений части третьей ГК РФ, посвященных регулированию вопросов наследственного права, покажет, насколько оправданна некоторая усложненность ряда правовых конструкций, использованных в данном нормативном правовом акте.

1. Понятие праводателя (наследодателя) в ГК РФ отсутствует. Это лицо умершее (биологически, юридически, имевшее наследство), от которого переходят в порядке универсального правопреемства вещи, иное имущество, имущественные права и обязанности, некоторые исключительные права к другим лицам. Праводателями могут быть: граждане РФ, иностранцы, лица без гражданства, т.е. физические лица. Они могут быть как дееспособными, так и недееспособными. Вместе с тем праводателем по завещанию может быть лишь лицо дееспособное, т.е. достигшее 18-летнего возраста либо по иным основаниям приобретшее полную гражданскую дееспособность (вступившее в брак до достижения брачного возраста, объявленное эмансипированным). Отметим, что составление завещания через представителя недопустимо - это личное распоряжение. Лица малолетние и несовершеннолетние, недееспособные не могут составить завещание. Ограниченно дееспособные лица могут составить завещание с согласия попечителя.

2. Одним из способом принятия наследства является фактическое принятие. В соответствии с п. 2 ст. 1153 ГК РФ признается, пока не доказано иное, что наследник принял наследство, если он совершил действия, свидетельствующие о фактическом принятии наследства, однако в ст. 1153 этот перечень сформулирован как исчерпывающий «необходимо дополнить статью 1153 ГК РФ словами следующего содержания совершил иные действия могущие свидетельствовать о фактическом принятии наследства».

3. Нечеткая формулировка статьи на практике привела к неправильному пониманию принципа принятия наследства и отказа от наследства. Эта ситуация возникает в случаях, когда незавещанным остается имущество, не представляющее особой ценности, неликвидное и т.п. Согласившись с фактом существования множественности оснований наследования, следует признать правомерность изложенной позиции. Однако с этим невозможно согласиться хотя бы потому, что предложенный порядок оформления наследственных прав противоречил бы самой ст. 1149 ГК РФ.