Смекни!
smekni.com

Понятие и содержание права наследования (стр. 6 из 16)

Федеральным законом от 1 июля 2005 г. "О признании утратившими силу некоторых законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации и внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в связи с отменой налога с имущества, переходящего в порядке наследования или дарения"[30] сформирован очень важный элемент в механизме наиболее эффективного осуществления субъективных прав на имущество, переходящее в порядке наследования и дарения. В соответствии с данным правовым актом с 1 января 2006 г. отменяется федеральный налог на наследование и дарение. Однако Закон устанавливает и исключения из общего правила.

При наследовании подлежат налогообложению доходы в денежной и натуральной формах, выплачиваемых наследникам (правопреемникам) авторов произведений науки, литературы, искусства, а также открытий, изобретений и промышленных образцов (п. 18 ст. 217 Налогового кодекса РФ)[31].

Таким образом, за всю историю развития гражданско-правовых института наследования в настоящее время в Российской Федерации создаются самые благоприятные условия для реального осуществления субъективных прав на имущество, переходящее в порядке наследования.


ГЛАВА 2. ПОНЯТИЕ И СОДЕРЖАНИЕ ПРАВА НАСЛЕДОВАНИЯ

2.2 Понятие наследственного правопреемства

В условиях становления рыночных отношений, закрепления за гражданами права частной собственности на имущество особую актуальность приобретает возможность распорядиться им на случай смерти по своему усмотрению. Гарантии этого права закреплены ст. 35 Конституции, в п. 4 которой указано: "Право наследования гарантируется".

Законодатель изменил структуру изложения законодательства о наследовании, архитектонически поменяв местами главы об основаниях призвания к наследованию: вначале определив правила о наследовании по завещанию (гл. 62), а затем - о наследовании по закону (гл. 63). По мнению Ю.К. Толстого, "сделано это для того, чтобы изначально воплотить в наследственном праве основные принципы гражданско-правового регулирования, в первую очередь, такие как принцип дозволительной направленности гражданско-правового регулирования и принцип диспозитивности"[32].

Структура третьей части ГК РФ, в которой нормы о наследовании по завещанию предшествуют нормам о наследовании по закону, лишь подтверждает, по мнению К. Ярошенко, то, что наследованию по закону отведена восполнительная функция: соответствующие нормы применяются лишь тогда, когда гражданин не распорядился принадлежащим ему имуществом, то есть не определил судьбу имущества на случай своей смерти[33].

Достоинством действующего ГК РФ, несомненно, является то, что его нормы значительно развивают и конкретизируют положения прежнего Закона. Если возникавшие в практике до настоящего времени проблемы, вызванные пробелами в законодательстве, приходилось разрешать с помощью руководящих разъяснений Пленума Верховного Суда или выводить то или иное положение исходя из смысла и "духа" закона, то сейчас ответы на многие вопросы можно найти уже непосредственно в нормах Гражданского кодекса РФ.

Теперь на уровне закона закреплен тезис об универсальности наследственного правопреемства, выдвигавшийся еще юристами Древнего Рима. Это означает, что наследники одновременно получают всю наследственную массу целиком - включая как актив, так и пассив, в том состоянии, в котором все находилось на момент смерти наследодателя. "В случае смерти лица к наследникам переходят не какие-либо права и обязанности, а весь их комплекс. Именно поэтому наследование представляет собой общее, или универсальное, правопреемство..."[34].

Институт универсального наследственного правопреемства был и остается традиционным для отечественного права. И хотя сам термин "универсальное правопреемство" впервые получил легальное закрепление в российском законодательстве лишь в ст. 1110 ГК РФ, весь предыдущий опыт правового регулирования этой сферы показывает, что такой вид наследственного правопреемства всегда был характерен для российского гражданского права. Авторы как дореволюционного, так и советского периодов практически безоговорочно признавали универсальный характер наследственного правопреемства.

Так, согласно мнению Г.Ф. Шершеневича, "совокупность юридических отношений, в которые поставило себя лицо, со смертью его не прекращается, но переходит на новое лицо... Новое лицо заменяет прежнее и занимает в его юридических отношениях активное или пассивное положение, смотря по тому, какое место занимал умерший"[35].

Б.С. Антимонов и А.К. Граве также полагали, что "лицо, приобретающее права и обязанности (наследник), является непосредственным общим (универсальным), а не частным (сингулярным) правопреемником умершего"[36].

Несколько иной позиции придерживался В.И. Серебровский. Не отрицая в целом универсального характера правопреемства, он тем не менее полагал, что в условиях социалистической правовой системы правопреемство возможно только в отношении прав наследодателя, но не его обязанностей. Наследование же пассива, по его мнению, не имеет универсального характера, а основывается на императивных нормах законодательства[37]. Данный подход объяснялся во многом идеологическими соображениями и у других специалистов поддержки не встретил[38].

В настоящее время, когда положения об универсальном характере наследственного правопреемства и составе наследственной массы закреплены в законе (ст. 1110 и 1112 ГК соответственно), любые теоретические споры на этот счет, как представляется, потеряли всякую актуальность.

При этом следует учитывать, что универсальное наследственное правопреемство как в советском, так и в современном российском законодательстве всегда имело и имеет конститутивный, а не транслятивный характер, т.е. наследник по долгам наследодателя отвечает только в пределах стоимости перешедшего к нему имущества (абз. 2 п. 1 ст. 1175 ГК). В этом существенное отличие норм советского и постсоветского наследственного права как от положений римского права, так и от норм дореволюционного законодательства: последние устанавливали принцип, предусматривающий полную ответственность наследника по долгам наследодателя, даже в объемах, превосходящих актив наследственной массы. По римскому праву наследник должен отвечать "за долги наследодателя, как за свои собственные, т.е. ... не только в размерах актива наследства, но и своим собственным имуществом"[39].

Аналогичным образом вопрос решался и в законодательстве Российской империи. "Вместе с имуществом и правами к принявшему наследство переходят и обязанности, - писал С.В. Пахман, -

1) платить долги умершего сообразно наследственной доле и ответствовать в случае недостатка имения даже собственным капиталом и имуществом...;

2) выполнять обязательства и удовлетворять открывшиеся на умершем казенные начеты и взыскания;

3) вносить судебные пошлины и штрафы, которые внесены при жизни им не были;

4) вообще ответствовать в исках по имуществу"[40].

Наследственное правопреемство транслятивного характера сохраняется до сих пор в ряде зарубежных государств.

Конститутивный характер наследственного правопреемства советского и современного российского права нисколько не отрицает общий универсальный характер правопреемства, поскольку не исключает самой возможности преемства по обязательствам наследодателя и не дает наследнику права отказаться от такого преемства[41].

Не изменяет универсального характера правопреемства и то обстоятельство, что наследников порой бывает несколько, причем часть из них может наследовать по закону, а часть - по завещанию. В таком случае наследственная масса не "дробится" на отдельные права и обязанности, которые распределяются между наследниками, а считается единой, но распределяется по долям.

Наследование имущества служит охране права частной собственности граждан. В то же время оно призвано способствовать укреплению семьи, поскольку закон относит к числу наследников лиц, связанных с наследодателем кровным родством, отношениями супружества, усыновления, охранять права нетрудоспособных членов семьи.

2.2 Содержание наследственного правоотношения

Следует отметить, что в юридической литературе отсутствует единство в определении понятия наследственного правоотношения, более того, оно недостаточно изучено.

И.Л. Корнеева наследственное правоотношение рассматривает как разновидность гражданского - имущественного правоотношения, урегулированного нормами наследственного права по поводу открытия и принятия наследства и других действий, связанных с приобретением наследства. Она же выделяет структуру наследственного правоотношения, субъектов, объект и содержание[42]. Представляется, что предложенное определение не в полной мере раскрывает сущность исследуемого понятия.

Наследственное правоотношение имеет множество особенностей, определяющих их специфику. Назовем некоторые из них.

Во-первых, наследственное правоотношение не может быть сведено лишь к имущественному правоотношению, оно может быть и личным неимущественным, возникающим в связи с переходом от умершего лица к наследникам исключительных прав на результаты творческой деятельности; во-вторых, оно может иметь место до открытия наследства по поводу составления завещания, в том числе нового, отменяющего или изменяющего прежнее завещание; в-третьих, оно урегулировано нормами наследственного права, носящего комплексный характер; в-четвертых, его необходимо рассматривать как комплекс правовых отношений: а) отношения процессуальные, основанные на процессуальных нормах, возникающие по поводу порядка реализации наследственных прав между завещателем, другими лицами (порядок составления завещания, порядок возбуждения наследственного производства, отыскания, охраны наследственного имущества и выдачи свидетельства о праве на наследство и др.), которые регламентируются не только нормами ГК РФ, но и нормами Основ законодательства РФ о нотариате, инструкции по совершению наследственных действий, б) отношения имущественные и неимущественные, основанные на нормах материального права (ГК РФ, СК РФ, ЖК РФ, ЗК РФ и др.), возникающие по поводу реализации наследственных прав между наследством и наследниками, между наследниками, между наследниками и другими лицами (наследник - отказополучатель), в) отношения, связанные с обязательствами праводателя, с исполнением отказа и др.; в-пятых, праводателя в некоторых из них заменяет его имущество в широком смысле слова и (или) исключительные права; в-шестых, основанием их возникновения является сложный юридический состав, представляемый действиями, событием, сроком, состоянием; в-седьмых, они, как правило, носят абсолютный характер, за исключением некоторых из них, например отношений между наследником и отказополучателем, когда они являются относительными; в-восьмых, они могут быть урегулированы нормами других подотраслей гражданского права (например, обязательственного права), других отраслей права (жилищного, земельного, семейного, административного); в-девятых, они действуют в определенных временных рамках (срок для принятия наследства, срок для предъявления претензий по долгам наследодателя)[43].