Смекни!
smekni.com

Понятие и содержание права наследования (стр. 12 из 19)

На практике возникли сложности при определении круга наследников, получающих право наследования в порядке наследственной трансмиссии. В частности, потребовал толкования п. 1 ст. 1156 ГК РФ ("право на принятие причитающегося ему наследства переходит к его наследникам по закону, а если все наследственное имущество было завещано - к его наследникам по завещанию"). Кем должно быть завещано "все имущество"? Если признать, что наследодателем, то ст. 1156 ГК РФ теряет смысл в том случае, когда трансмиттент не оставил завещания. Но толкование, приводящее к утверждению бессмысленности закона, недопустимо, иначе говоря - это неверное толкование. Поэтому остается признать, что в указанной статье речь идет о завещании трансмиттента. К тому же выводу приходим при толковании нормы в свете принципа приоритета воли наследодателя. Если завещатель (трансмиттент) выразил волю на то, чтобы все, что он имел, перешло конкретным лицам, то переход к этим лицам и права на принятие наследства будет более соответствовать его воле, чем переход этого права наследникам трансмиттента по закону[76].

Независимо от того, является ли трансмиссар наследником трансмиттента по закону или по завещанию, наследование в порядке трансмиссии является разновидностью наследования по закону. Именно по закону, поскольку порядок такого наследования не может быть изменен волей трансмиттента. К наследникам трансмитента по завещанию право на принятие наследства переходит не потому, что оно им завещано, а потому, что закон включил их в круг наследников - трансмиссаров.

Получив от трансмиттента право на принятие наследства наследодателя, трансмиссар становится наследником наследодателя наряду с его "собственными" наследниками (в нашем примере - наряду с наследниками Р.). Трансмиттент может в общем порядке принять или не принимать наследство, отказаться он него, в его пользу от наследства может отказаться другой наследник Р., трансмиссар на общих основаниях участвует в разделе наследства.

ГЛАВА 3. ПРАВОМОЧИЯ НАСЛЕДОДАТЕЛЯ

3.1 Право завещания

Наследственное право традиционно занимает в системе гражданского права особое место. В отличие от прежнего законодательства в ГК РФ нормы наследования по завещанию предшествуют положениям о наследовании по закону. Указанное положение логически вытекает из важнейших принципов частного права – неприкосновенности собственности, недопустимости произвольного вмешательства в частные дела (ст. 1 ГК РФ), с ними перекликается и такой элемент метода гражданского права, как автономия воли участников гражданских правоотношений, которые нашли свое отражение в других положениях ГК РФ. Право наследовать и завещать имущество входит в содержание правоспособности граждан (ст. 18 ГК РФ).

Такое положение норм оправдано и с точки зрения юридической техники, поскольку наследование по закону имеет место, когда и поскольку оно не изменено завещанием. Таким образом, положения о наследовании по завещанию закреплены в новом гражданском законодательстве на первом плане не случайно[77].

Впервые в российском законодательстве в третьей части Гражданского кодекса РФ содержится легальное определение завещания. Согласно П.5 ст. 1118, завещание является односторонней сделкой, которая создает права и обязанности после открытия наследства.

В юридической литературе термин «завещание» рассматривается в двух значениях: завещанием называется как сам документ, в котором находит свое выражение воля завещателя, так и акт выражения воли завещателя который по своему содержанию является сделкой.

Следует отметить, что в соответствии со ст. 153 ГК РФ, сделками признаются действия граждан и юридических лиц, направленные на установление, изменение или прекращение гражданских прав и обязанностей.

Таким образом, для того чтобы данное распоряжение гражданина на случай смерти могло быть признано завещанием, оно должно отвечать ряду признаков и быть совершено в форме, предписанной законом.

При рассмотрении завещания как сделки необходимо выделить наиболее важные юридические признаки.

По своей юридической природе завещание является сделкой (первый признак), поскольку представляет собой правомерное действие, направленное на возникновение права на имущество, принадлежавшее завещателю, у лица, выбранного им в наследники. Поскольку завещание представляет собой одностороннюю сделку, то в соответствии с п.2 ст. 154 ГК РФ для ее совершения необходимо и достаточно выражения воли одной стороны. Таким образом, действительность завещания не зависит от согласия наследников с его содержанием или возражений против него.

Наряду с этим, принято считать, что завещание является последней волей гражданина. Но данное утверждение не означает, что завещание обязательно должно составляться перед смертью завещателя, оно может быть составлено задолго до его смерти. Закон предоставляет завещателю право по своему усмотрению в любой момент отменить или изменить составленное им завещание, не указывая при этом причины его отмены или изменения. Если наследодатель выразил в завещании, законным образом, свою волю и не отменили или не изменил его, выраженная им воля должна считаться последней волей, даже если она была выражена за много лет до смерти[78].

В качестве второго признака следует отметить то, что завещание является распоряжением на случай смерти. Такое обстоятельство придает завещанию как сделке специфические особенности. Правовые последствия завещания, по общему правилу, возникают только с момента открытия наследства, то есть со смертью гражданина или объявление судом гражданина умершим (ст. 1113 ГК РФ). Для приобретения права наследования лицом, указанным в завещании в качестве наследника необходимо открытие наследства и призвание данного лица к наследованию.

В.И. Серебровский подчеркивал, что не во всех случаях правовые последствия завещания возникают только со смертью завещателя. «Еще при жизни завещателя составленное им завещание может иметь известные, хотя и ограниченные, правовые последствия; вновь составленное завещание может повлечь за собой отмену или изменение ранее составленного завещания»[79]. Положение, отмеченное В.И. Серебровским, нашло отражение в третьей части Гражданского кодекса РФ ст. 1130. В целом основные правовые последствия завещания реализуются только с открытием наследства (призвание наследников, переход к ним имущественных прав наследодателя и т.д.). В.И. Серебровский указывал на встречающиеся в практике случаи, когда на основании завещания происходит передача имущества назначенному в завещании наследнику еще при жизни завещателя. Обычно завещатель выговаривал себе при этом получение от назначенного им наследника пожизненного содержания[80]. Таким образом, по существу, здесь имеет место двусторонняя и при том возмездная сделка, что противоречит природе завещания как сделки односторонней и безвозмездной. Такого рода сделка не может быть признана законной как ставящая силу завещания в зависимость от вносимого обстоятельства - выполнения принятых на себя обязательств лицом, назначенным завещателем наследником, и ограничивающая завещателя в свободе отмены и изменения завещания.

В юридической литературе[81] в качестве третьего признака отмечается положение о том, что завещание иногда относят к числу сделок, совершаемых под отлагательным условием, поскольку завещание, совершается на случай смерти. Условной называется сделка, юридические последствия совершения которой ставятся в зависимость от какого-то обстоятельства (события или действия третьего лица), которое может наступить или не наступить в будущем. В качестве условия могут выступать как события, так и действия граждан и юридических лиц. При этом в качестве условия могут рассматриваться как действия третьих лиц, так и действия самих участников сделки. Вместе с тем условие должно быть выполнимым как юридически, так и по объективным естественным законам.

Иначе, говоря, должна иметь место реальная осуществимость обстоятельства[82].

Следует отметить, что М.Ю. Барщевский называет завещание условной сделкой, в которой условием выступает смерть наследодателя и неизвестно, наступит оно или нет в течение жизни наследника, а именно возникнут ли для него последствия, связанные с завещанием. Приходится признать, что смерть человека неизбежна, неизвестен только момент смерти.

Поэтому смерть завещателя, в зависимости от которой реализуются правовые последствия завещания, не придает завещанию характера условной сделки.

Таким образом, возникает вопрос о том, может ли переход имущества к наследнику быть связан с наступлением какого-либо условия? Может ли завещатель изложить свою волю так, что завещание вступит в силу при наступлении указанного в завещании условия.

Следует отметить, что действующее российское законодательство о наследовании, как и ранее действующее (КГ РСФСР), не содержит специальных норм о допустимости условных завещаний. Исходя из общих положений ГК РФ к завещанию как к сделке могут применяться общие правила о сделках, совершенных под условием (ст. 157 ГК РФ).

Наряду с этим, недопустимы такие условия завещания, которые влекут ограничение гарантированных Конституцией РФ прав и свобод граждан. Например, условие о выборе той или иной профессии, проживании в определенном населенном пункте, вступлении в брак с определенным лицом или, наоборот, об отказе от вступления в брак и т.п. - все эти условия незаконны.

Возвращаясь к вопросу о том, можно ли включить в завещание условия, которые на день открытия наследства не дают наследнику возможности принять наследство, следует обратить внимание на мнение М.Ю.Барщевского. В своей работе он считает правомерным обусловить в завещании получение наследником наследственного имущества по достижении определенного возраста или по прошествии скольких-то лет со дня смерти завещателя[83].