Так, среди мер защиты, которые могут быть применены к правонарушителю в случае нарушения им тайны завещания, законодатель предусматривает возможность завещателю потребовать компенсации морального вреда. При этом следует отметить, что право на компенсацию морального вреда имеет только сам наследодатель, а не его наследники или опекуны.
Вместе с тем на практике могут возникнуть такие ситуации когда, по прошествии времени, возникает необходимость применения способов защиты гражданских прав, а наследодатель признан недееспособным, то данное право будут осуществлять лица, на которых возложена защита его прав и охраняемых законом интересов, - его опекуны.
Однако практическое применение способов защиты тайны завещания будет осложнено возможностью доказать, что именно данный субъект разгласил информацию и негативное отношение потенциальных наследников вообще вызвано нарушением тайны завещания. Принимая во внимание указанные сложности, наиболее действенным способом защиты наследодателем тайны завещания является составление закрытого завещания, так как в данной ситуации могут быть разглашены сведения о самом факте совершения, изменения или отмены завещания.
Рассматривая содержание принципа свободы завещания, в настоящем разделе работы весьма уместно остановиться на анализе завещательных распоряжении. В настоящее время в состав наследственного имущества могут входить предприятия, иные имущественные комплексы, жилые дома, квартиры, дачи, автомобили, яхты и другие транспортные средства, предметы антиквариата и искусства, земельные участки, валютные ценности, ценные бумаги и иное имущество, поэтому в рамках настоящей работы целесообразно остановиться на особенностях наследования путем применения завещательных распоряжений[99].
Проведенный анализ нормативных актов к видам завещательных распоряжений позволяет отнести:
1. Подназначение наследника;
2. Завещательный отказ;
3. Завещательное возложение.
Подназначение наследника (субституция). Прежде всего, следует отметить, что в ст. 1121 ГК РФ сохранены существовавшие ранее правила о возможности coершения завещания в пользу одного или нескольких лиц независимо от того, входят ли они в круг наследников по закону, а так же право завещателя указать в завещании помимо основного (основных), запасного (запасных) наследников, то есть подназначить наследника. Подназначение наследника предусмотрено на случай, если назначенный в завещании наследник или наследник завещателя по закону умрет до открытия наследства, либо одновременно с завещателем, либо после открытия наследства, не успев его принять, либо не примет наследство по другим причинам или откажется от него, либо не будет иметь право наследовать или будет отстранен от наследования как недостойный.
Завещательный отказ (легат) является реализацией принципа свободы завещания и представляет собой установленную в завещании обязанность наследников исполнить какую-либо имущественную обязанность в пользу отказополучателей, которые имеют право требовать исполнения этой обязанности (ст. 1137 ГК РФ). Указанное право возникает не с момента открытия наследства, а принятия его наследниками.
Завещательное возложение отличается от завещательного отказа тем, что предметом возложения являются действия как имущественного, так и не имущественного характера, направленные на осуществление общеполезной цели (ст. 1139 ГК РФ).
Таким образом, на основании проведенного анализа норм ГК РФ, касающихся положений о наследовании по завещанию, и обзора понятийного аппарата, следует отметить, что:
право наследовать и завещать имущество входит в содержание правоспособности граждан;
в ГК РФ впервые в российском законодательстве содержится официальное определение завещания: «завещание является односторонней сделкой, которая создает права и обязанности после открытия наследства» (п.5ст. 1118).
Завещанию как сделке присущи определенные юридические признаки:
а) завещание является односторонней сделкой, поскольку для ее совершения достаточно выражение воли одной стороны;
б) завещание является распоряжением на случай смерти;
в) завещание не может считаться условной сделкой, так как условие всегда является дополнительным моментом в сделке, а завещание может быть совершено только на случай смерти завещателя и указанное обстоятельство является необходимым элементом завещания;
г) личный характер сделки, так как завещание невозможно совершить через представителя;
д) завещание является распоряжением гражданина, принадлежащим ему на праве собственности имуществом;
е) форма совершения завещания, определенная законом. закрепление законодателем принципа свободы завещания является отражением в наследственном праве общих принципов и методов частного гражданского права.
Результаты проведенного нами исследования показывают, что в новом гражданском законодательстве кроме указанных положений нельзя не обратить внимания на то, что законодатель несколько раскрыл содержание принципа о «свободе завещания» ст. 1119 ГК РФ. Хотя этот принцип и был известен ранее действовавшему ГК РСФСР 1964 г., однако в ст. 534 он нашел иную трактовку - «Право гражданина завещать свое имущество по своему усмотрению».
По нашему мнению, ныне существующий принцип свободы завещания является отражением в наследственном праве общих принципов и методов частного гражданского права (недопустимость произвольного вмешательства в частные дела, автономия воли). Указанный принцип означает, что гражданин может распорядиться на случай смерти своим наследством по своему усмотрению, а может и вовсе не распорядиться им.
Гражданин может оставить имущество в наследство любому субъекту гражданского права, по своему усмотрению распределить наследство между наследниками, лишить наследства всех или часть наследников, оформить особые завещательные распоряжения. Принцип свободы завещания означает, что воля гражданина при составлении завещания, его последующей отмене или изменении должна формироваться совершенно свободно, никто не должен ни прямо, ни косвенно влиять на завещателя, пользуясь его возможным беспомощным состоянием, либо шантажируя его, либо угрожая причинением вреда ему самому или его близким, и т.д.
Принцип свободы завещания наиболее полно закреплен в ст. 1119 ГК РФ, наряду с этим он развит и конкретизирован во многих других нормах.
При столкновении воли наследодателя, выраженной в завещании, с волей других лиц, в том числе с волей призванных к наследованию наследников, приоритетное значение придается воле завещателя, что закреплено в правилах о подназначении наследника, приращении наследственных долей и других нормах ГК РФ[100].
Исходя из приоритетного значения воли завещателя, выраженной в завещании, следует прийти к выводу о том, что с момента введения в действие части третьей ГК РФ считаются утратившими силу нормы иных законов и подзаконных нормативных актов, в которых принцип свободы завещания прямо или косвенно был несколько ограничен. Поэтому при разработке нового ГК РФ законодатель исходил из приоритетного значения норм ГК по отношению к другим отраслям права, в которых содержатся нормы наследственного права.
Принцип свободы завещания может быть ограничен лишь в одном случае, прямо предусмотренном законом. Наследование, как известно, в числе прочих своих функций выполняет и социально-обеспечительную.
Функция ограничения свободы завещательных распоряжений, которые установлены в наследственном праве, связаны ни с каким-либо ограничением прав личности на свободу распоряжения своим имуществом, а вытекают из необходимости защиты интересов членов семьи (несовершеннолетних и нетрудоспособных наследников), которых государство берет под свою особую защиту, и имеют своей целью поддержание определенного уровня их материального достатка. Содержанием данной функции является то, что среди наследников по закону есть такие, которых гражданин, несмотря на принцип свободы завещания, не может ни прямо, ни косвенно лишить обязательной доли в наследстве, которая им гарантируется п.2 ст. 1119 ГК РФ[101].
Обязательная доля носит характер личного предоставления и не может быть передана другим наследникам. Исходя из этого, п.3 ст. 1156 ГК РФ закрепляет положение о том, что право наследника принять часть наследства в качестве обязательной доли не переходит к его наследникам.
Таким образом, направленный отказ от обязательной доли не допускается (n.l ст. 1158 ГК РФ).
Далее следует отметить, что согласно ст. 1149 ГК РФ гражданине не вправе лишить наследства как своих несовершеннолетних или нетрудоспособных детей (в том числе усыновленных - п.1 ст. 137 СК РФ), так и нетрудоспособных супруга, родителей (усыновителей) и иждивенцев.
Законодательное закрепление данной нормы в ГК РФ особо подчеркивает обеспечение со стороны государства защиты интересов лиц, бывших на иждивении у наследодателя и оставшихся после его смерти без материальной поддержки. Указанные лица независимо от содержания завещания наследуют не менее половины доли, которая причиталась бы каждому из них при наследовании по закону (обязательная доля). Хотя по ранее действующему законодательству согласно ст. 535 ГК РСФСР 1964 г. обязательная доля наследства в таких случаях составляла не менее двух третей. Таким образом ст. 1149 ГК РФ признает право на обязательную долю лишь для нетрудоспособных наследников первой очереди и нетрудоспособных иждивенцев, даже при отсутствии наследников первой очереди, не устанавливая такого права для нетрудоспособных наследников последующих очередей. Особо отмечены несовершеннолетние дети, которые на основании[102].
П.1 ст. 21 ГК РФ и П.1 ст. 54 СК РФ являются обязательными наследниками и при достижении трудоспособного возраста (16 лет), а также в случаях эмансипации (ст. 27 ГК РФ) и вступления в брак до достижения совершеннолетия (п.2 ст. 21 ГК РФ).