Повод для сомнений подали п. 2 ст. 1152 ГК РФ и п. 3 ст. 1158 ГК РФ, а также п. 3 ст. 1156 ГК РФ, из текста которых на первый взгляд следует, что оснований наследования "много", и наследник вправе принять "часть" наследства. Вот как рассуждают некоторые наследники, а вслед за ними и практикующие юристы: "Перечень оснований наследования в ст. 1152 ГК РФ не закрыт, поэтому наследник может сам выбрать ту статью раздела ГК РФ "Наследственное право", на основании которой он примет наследство". Чаще всего встречаются попытки принять наследство на основании ст. 1149 ГК РФ (т.е. в виде обязательной доли) и при этом отказаться от наследования по закону (например, на основании ст. 1143 ГК РФ). Такой выбор может быть выгоден наследнику, например, если он хочет получить обязательную долю из завещанной части имущества.
Несмотря на изменения в законодательстве, справедливым остается утверждение В.И. Серебровского: "Говоря о наследовании по закону и по завещанию, следует всегда помнить, что это деление имеет значение только в плоскости призвания данного лица в качестве наследника"[64]. Категория "основание наследования" позволяет установить логическую связь между общим учением о гражданском правоотношении и положениями о наследственном правопреемстве.
В свое время К.Д. Кавелин так описал смысл разграничения наследования по завещанию и по закону в качестве двух самостоятельных порядков перехода прав: "Если кто-то выразит свою волю относительно перехода к другим лицам, после его смерти, принадлежащих ему прав и обязанностей по имуществу и обязательствам... а те, в чью пользу он сделал распоряжение, изъявят готовность исполнить его волю, то такой переход прав и обязанностей после смерти юридически ничем не будет разниться от перехода прав и обязанностей при жизни передающего... Переход имущества и обязательств от одного лица к другому, по случаю прекращения существования, только тогда представляет характеристические особенности, когда совершается помимо воли лица, переставшего существовать, в силу закона, т.е. согласно с установленным законом порядком и условиями"[65].
Б.Л. Хаскельберг называет наследование в порядке наследственной трансмиссии (наряду с наследованием по праву представления) специальным основанием наследования[66]. К сожалению, в указанной работе автор не приводит аргументы в пользу этой позиции. Если она основана на том, что для наследования в порядке трансмиссии необходимо наступление особого условия - смерти трансмиттента до принятия им наследства, то специальными основаниями наследования следует признать и наследование всеми очередями наследников, кроме первой: вторая и последующие призываются при особом условии - отсутствии принявших наследство наследников предыдущих очередей. Представляется, что во всех указанных случаях речь идет об одном основании - наследовании по закону, основании, которому можно противопоставить только наследование по завещанию.
Перейдем к анализу спорных положений, помещенных в п. 1 ст. 1152 и п. 3 ст. 1158 ГК РФ: "При призвании наследника к наследованию одновременно по нескольким основаниям (по завещанию и по закону или в порядке наследственной трансмиссии и в результате открытия наследства и тому подобное) наследник может принять наследство, причитающееся ему по одному из этих оснований, по нескольким из них или по всем основаниям".
1. Согласно императивному правилу ст. 1111 ГК РФ оснований наследования только два. Поскольку указанная статья помещена в гл. 61 ГК РФ "Общие положения о наследовании", изложенное в ней правило является принципом, исключения из которого не могут предполагаться, а должны быть выражены в законе expresis verbis. В статьях 1152 и 1158 ГК РФ прямо упоминаются только два основания наследования: по завещанию и по закону.
2. Альтернатива между наследованием в порядке трансмиссии и наследованием в результате открытия наследства - не есть альтернатива между двумя основаниями наследования. Речь идет о двух наследствах, поскольку право на принятие наследства в порядке наследственной трансмиссии не входит в состав наследства, открывшегося после смерти такого наследника (п. 1 ст. 1156 ГК РФ).
3. Введение любого нового основания наследования явится исключением из правила ст. 1111 ГК РФ. Нормы-исключения не могут предполагаться. Поэтому недопустимо предполагать, что есть иные, помимо прямо указанных в ГК РФ, основания наследования, скрывающиеся за выражением "и тому подобное" в п. 1 ст. 1152 (п. 3 ст. 1158) ГК РФ. Это выражение может толковаться лишь как указание на потенциальную возможность введения законодателем иных исключений из правила ст. 1111 ГК РФ.
Обратимся к п. 3 ст. 1156 ГК РФ ("Право наследника принять часть наследства в качестве обязательной доли не переходит к его наследникам"), со ссылкой на который высказывается мнение о возможности наследования имущества по частям. Использование выражения "часть наследства" указывает не более чем на тот очевидный факт, что обязательная доля всегда составляет только часть наследственной массы и что право на эту часть носит личный характер и не может переходить к другим лицам.
Таким образом, de lege lata оснований наследования только два: наследование по завещанию и наследование по закону[67]. De lege ferenda увеличивать число оснований наследования нецелесообразно, поскольку это усложнит упорядочение наследственных отношений, а потому ослабит защиту интересов участников оборота. В то же время нельзя не отметить, что формулировки п. 2 ст. 1152 ГК РФ (п. 3 ст. 1158 ГК РФ) и п. 3 ст. 1156 ГК РФ некорректны, и законодатель должен их изменить.
Первым способом принятия наследства является подача заявления нотариусу по месту открытия наследства (п. 1 ст. 1153 ГК РФ). Поскольку подача такого заявления - действие, целью которого является выражение воли на принятие наследства, его следует рассматривать как одностороннюю сделку. Поэтому к принятию наследства путем подачи заявления применяются правила ГК РФ о сделках.
Наследство должно быть принято без условий и оговорок. Сделка считается совершенной под условием, если наследник указал обстоятельство, в зависимости от наступления (не наступления) которого он принимает наследство (ст. 157 ГК РФ). Обычным примером принятия наследства под условием является указание на поведение других наследников: принимаю, если А. откажется, если Б. не примет и т.п. Оговорка - замечание, касающееся содержания и других элементов сделки, а не ее действия: принимаю определенную часть имущества, принимаю с определенной целью и т.д. Требование безусловности сделки направлено на упрощение и без того весьма сложных отношений между наследниками. Оно императивно и не знает исключений. Однако следует помнить, что сделку не порочат condiciones juris - условия, повторяющие положения закона - поскольку они действуют независимо от упоминания о них в тексте сделки[68]. Например, Л., не являющийся наследником по закону, подал нотариусу заявление: "Принимаю наследство при условии, что я буду упомянут в завещании". Условие лишь повторяет ст. 1119 ГК РФ.
Принятие наследства - сделка, для которой установлена простая письменная форма. Нотариус к которому обращается наследник, не удостоверяет сделку, а принимает заявление, т.е. информацию о сделке. Сделка по принятию наследства может быть совершена лично или через представителя. Доверенность на принятие наследства должна включать специальное указание на это полномочие.
Для устранения сомнений на практике законодатель специально оговорил возможность совершения сделки с помощью фактического посредника или нунция (nuntius - посыльный) (абз. 2 п. 1 ст. 1153 ГК РФ). Нунций - это лицо, призываемое для передачи объявленной воли, поэтому в отличие от представителя его воля и волеизъявление не имеют правового значения для совершения сделки. Единственное, что он должен уметь, - передать волю лица, совершившего сделку. Если наследник не может (болен, находится в другом городе и т.д.) или не желает лично зайти к нотариусу, ведущему наследственное дело, он может прислать надлежаще оформленное заявление с любым лицом, даже малолетним. Обычно в качестве, если так можно выразиться, профессионального нунция, выступают организации связи. Для заявления, передаваемого с посыльным, установлено специальное требование: подпись на нем должна быть засвидетельствована нотариусом.
Свидетельствование подписи как нотариальное действие имеет целью представить всем заинтересованным лицам доказательство того, что сделка совершена именно наследником. Нельзя не признать, что решение законодателя входит в противоречие с нотариальным законодательством, а самое главное, с потребностями оборота. Проблема заключается в следующем.
Свидетельствуя подпись на документе, нотариус обязан проверить соответствие его содержания законодательству (ст. 80 Основ). Удостоверяя сделку, нотариус не только проверяет ее соответствие закону, но разъясняет участникам ее смысл и проверяет, соответствует ли содержание сделки действительному намерению участников (ст. 54 Основ). Свидетельствование подписи на документе, отражающем содержание сделки, как видим, превращается в усеченное нотариальное удостоверение этой сделки. Что происходит на практике. Большинство нотариусов, следуя интересам наследников и правилам кодекса профессиональной чести, разъясняют наследникам смысл и последствия принятия наследства, т.е., по сути, удостоверяют сделку.