Смекни!
smekni.com

Понятие и содержание права собственности (стр. 2 из 3)

Правомочие владения, пользования и распоряжения. Указание в Законе на права владения, пользования и распоряжения вещью собственником не может пониматься как исчерпание этими правомочиями всего права собственности, а также как расщепление права собственности на три или иное количество правомочий. Право собственности является единым, цельным правом и не распадается на какое-то конечное число правомочий. В законе говорится именно о праве собственности, а не об отдельных правомочиях собственника[5].

Право собственности представляет собой наиболее широкое по содержанию вещное право, которое дает возможность своему обладателю-собственнику и только ему определять содержание и направления использования принадлежащего ему имущества, осуществляя над ним полное "хозяйственное господство". В п. 1 ст. 209 ГК правомочия собственника раскрываются с помощью традиционной для русского гражданского права "триады" правомочий: владения, пользования и распоряжения, охватывающих в своей совокупности все возможности собственника.

Правомочие владения - это законодательно закрепленная в нормах права и обеспеченная силой принуждения в отношении всех третьих лиц, незаконно посягнувших на права собственника, возможность господства над вещью. Иными словами, в данном случае формально (внешне это никак не выражается) все третьи лица обязаны в силу каких-либо оснований считать именно данное лицо собственником принадлежащего ему имущества. Речь при этом идет о хозяйственном господстве над вещью, которое вовсе не требует, чтобы собственник находился с ней в непосредственном соприкосновении, просто все третьи лица должны относиться к данной вещи как к чужой. Например, уезжая в длительную командировку, собственник продолжает оставаться владельцем находящихся в его квартире вещей[6].

Владение может быть законным и незаконным. Законным называется владение, которое опирается на какое-либо правовое основание, по которому данная вещь была приобретена в собственность.

Незаконное владение на правовое основание его приобретения не опирается. Вещи по общему праву находятся во владении тех, кто имеет то или иное право владения ими. Указанное обстоятельство позволяет при рассмотрении споров по поводу вещи исходить из презумпции законности фактического владения. Иначе говоря, тот, у кого вещь находится, предполагается имеющим право на владение ею, пока не доказано обратное.

Закон в целях установления последствий для незаконного собственника выделяет добросовестных и недобросовестных владельцев. Владелец добросовестен, если он не знал и не должен был знать о незаконности своего владения. К примеру, это все те варианты собственности, когда, например, ранее похищенную (украденную вещь) перепродают новому собственнику, который ничего не знает о происхождении и судьбе данной вещи. Если владелец вещи недобросовестный, то это влечет для него последствия в виде принудительной и безвозмездной передачи вещи законному собственнику. Если собственник вещи добросовестный, то истребовать у него вещь невозможно, за исключением случая, когда у законного собственника данная вещь выбыла из собственности помимо его воли (например, украли).

Владелец недобросовестен, если он об этом знал или должен был знать. В соответствии с общей презумпцией добросовестности участников гражданских прав и обязанностей (п. 3 ст. 10 ГК РФ) следует исходить из предположения о добросовестности владельца. Истребовать вещь у недобросовестного собственника можно, например, посредством предъявления в суд виндикационного иска.

Правомочие пользования представляет собой основанную на законе возможность эксплуатации, хозяйственного или иного использования имущества путем извлечения из него полезных свойств, его потребления.

В пользовании выражается производительное или личное потребление средств и продуктов производства в целях удовлетворения соответствующих потребностей, извлечение из вещи ее полезных свойств. В принципе, право пользования можно фактически наблюдать при использовании собственником вещи по ее целевому назначению.

Правомочие пользования тесно связано с правомочием владения, ибо в большинстве случаев можно пользоваться имуществом, только фактически владея им.

Иногда можно пользоваться вещью и не владея ею. Например: ателье по прокату музыкальных инструментов сдает их напрокат с тем, что пользование инструментом происходит в помещении ателье, скажем, в определенные часы и дни. Тоже и при пользовании игровыми автоматами[7].

Если пользование выражается в потреблении вещи, как это имеет место в отношении продуктов питания, минерального сырья и др. то акт потребления приводит к уничтожению вещи. Поэтому потребление вещей многие отечественные авторы, как М.М. Агарков, А.В.Венедиктов, С.М.Корнеев, относят к одновременному осуществлению и права пользования, и права распоряжения.

Право пользования вещью может передаваться собственником другому лицу, в определенных случаях передачу права собственности может осуществлять и не собственник, если он пользуется вещью на надлежащем право основании, в частности, наниматель может сдавать помещение или его часть иному лицу в поднаем, если это не противоречит закону или положениям договора[8].

Правомочие распоряжения - это юридически закрепленная возможность определить судьбу вещи путем совершения юридических актов в отношении этой вещи. Если обратить внимание, например, на право аренды имуществом, то можно увидеть, что в определенной степени у арендатора с разрешения арендодателя может частично возникать и право распоряжения вещью. Речь идет о том случае, когда арендатор имеет право передать вещь в субаренду, передать ее в уставный (складочный) капитал хозяйственного общества или товарищества, передать в залог права аренды. Разве такое использование вещи нельзя отнести к ее распоряжению? Не вызывает сомнений, что в тех случаях, когда собственник передает вещь в долг, сдает в аренду, в безвозмездное пользование, он осуществляет распоряжение вещью. Следует обратить внимание и на случай, когда собственник вещи передает некоторые права в отношении нее по доверенности, например доверенность на управление автомобилем, если это генеральная доверенность, то поверенный сможет и распорядиться доверенным ему имуществом. Однако, эти все примеры "ограниченного" права распоряжения вещью возможны под определенным условием, если собственник разрешил. В случае именно права собственности на определенную вещь право распоряжения у собственника ни чем не ограничено, представлено в наиболее полном объеме полномочий.

Некоторые вопросы могут возникнуть при определении такой формы выражения правомочия по распоряжению вещью, как ее потребление в процессе использования или уничтожение (умышленное). Если собственник уничтожает вещь или выбрасывает ее, то он распоряжается вещью путем совершения односторонней сделки, поскольку воля собственника направлена на отказ от права собственности. Но если право собственности прекращается в результате однократного использования вещи (например, вы съедаете яблоко, сжигаете дрова в камине), то воля собственника направлена вовсе не на то, чтобы прекратить право собственности, а на то, чтобы извлечь из вещи ее полезные свойства. Поэтому в указанном случае имеет место осуществление только права пользования вещью, но не права распоряжения ею.

Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом (п. 2 ст. 209 ГК). Недопустимо самовольное распоряжение собственностью иного субъекта.

2. Филиалы и представительства

Юридические лица вправе создавать филиалы и открывать представительства на территории РФ и за ее пределами.

Помимо ГК положения о создании филиалов и открытии представительств содержатся в федеральных законах, регулирующих деятельность юридических лиц различных организационно-правовых форм и видов; например, Закон о банках (ст. ст. 22 и 35) устанавливает ряд особенностей, касающихся филиалов и представительств кредитных организаций, независимо от организационно-правовой формы последних.

Пункты 1 и 2 статьи 55 ГК РФ[9] определяют основные организационные признаки филиала и представительства.

Филиал и представительство являются подразделениями юридического лица, его составными частями. Данные подразделения должны быть организационно обособлены в составе юридического лица и располагаться вне его места нахождения.

Отличие обоих подразделений друг от друга заключается в круге выполняемых задач. Филиал осуществляет функции юридического лица, под которыми следует понимать виды производственной и иной деятельности юридического лица, которыми оно вправе заниматься в соответствии с законом и учредительными документами юридического лица. Задачи представительства носят ограниченный характер. Они состоят в представительстве и защите интересов юридического лица, т.е. в функциях, осуществляемых в рамках института представительства, в силу полномочия, основанного на доверенности (см. гл. 10 ГК). Так, например, представительство кредитной организации в отличие от филиала кредитной организации не вправе осуществлять банковские операции[10].