После Июльской революции политические мотивы начинают звучать все более отчетливо благодаря сопоставлению Германии и Франции. Но по сравнению с прозой Гейне - "Путевыми картинками", "Французскими делами", "Романтической школой", "Историей религии и философии в Германии" и различных предисловий к его книгам, - где он смело, остроумно, ярко высмеивал теперешнюю Германию и пропагандировал новый путь развития, в его лирике прямых политических выпадов до сих пор было меньше. Положение изменилось с начала 1840 года, и тем самым начался новый этап в творчестве Гейне.
Толчком послужило начало оппозиционного движения либеральной буржуазии и демократических слоев мелкой буржуазии в Пруссии. В результате промышленного подъема (центром промышленного развития стала Рейнская область) были выдвинуты, приуроченные к смене царствования, требования свободы печати и конституции для Пруссии; усилились нападки на господство дворян, церкви и бюрократии. Правительство пыталось справиться с этим режимом с помощью усиления репрессий. Буржуазные газеты, выражавшие оппозиционные настроения, запрещались и возникали вновь; издатели и книготорговцы измышляли все новые и новые уловки, чтобы обойти цензуру; листовки напоминали о том, что в 1813 году правивший король, который нуждался в своем народе для победы над Наполеоном, обещал конституцию, но обещания не сдержал. Наряду с этим движением возникла философская оппозиция (младогегельянцы, Л. Фейербах, молодые Маркс и Энгельс), большая политическая литература и политическая лирика. Молодые поэты воспевали немецкое единство и свободу, обращаясь к прусскому королю и к народу; многие их стихи звучали так, точно величие Германии уже достигнуто, а завоевание свободы не представляет особых трудностей.
Гейне не присоединился к этому хору. Некоторое время он относился довольно скептически как к этому движению, так и к его литературному выражению. Классической страной революции для него оставалась Франция; жители Парижа неоднократно доказывали, выходя на улицы и строя баррикады, что не намерены вечно терпеть угнетение. С 1840 года Гейне снова стал публиковать в газетах статьи, посвященные общественной жизни Франции (он издал их позднее отдельной книгой под заглавием "Лютеция"); в этих статьях он с еще большей настойчивостью, чем прежде, говорил о социальных противоречиях и грядущих битвах. Он писал о рабочих клубах, в которых обсуждаются социалистические и коммунистические сочинения; о том громадном впечатлении, какое произвели на него исполненные грозной силы песни, которые распевались в мастерских. Все это, происходившее вне официальной общественной жизни, казалось ему более важным для будущего, нежели рассчитанные на внешний эффект парламентские дебаты или правительственные распоряжения, о которых писала пресса и говорили в салонах. Именно это и составило для него современную политическую и общественную жизнь. Что касается самой Германии, то поначалу Гейне сомневался в том, что "в этой стране филистеров", стране "чистой теории" может возникнуть серьезное политическое движение. Поэтому он сомневался и в ценности тех политических стихов, в которых с воодушевлением воспевалась наступающая "весна народов" и победившая свобода. Особенно фальшиво звучали для его ушей националистические, то есть антифранцузские ноты в воспевании "свободного немецкого Рейна" и немецкого единства под эгидой Пруссии. Риторическое, высокопарное выражение либеральных идей - со всеми, свойственными им иллюзиями, со всей их оригинальностью - претило ему как с политической, так и с художественной точки зрения. Поэтому он выступал в стихах и в прозе с серьезной критикой, а чаще с ироническими или откровенно насмешливыми замечаниями в адрес современной "тенденциозной поэзии". Так, он спрашивал юного Георга Гервега, одного из самых популярных в те годы певцов свободы: действительно ли миновала зима и Германия предстала в весеннем уборе? Не цветет ли эта весна лишь в воображении поэта? ("Георгу Гервегу"). Или иронически советовал немецким поэтам не воспевать больше своих возлюбленных, а будить трубным гласом народ, употребляя при этом только общие слова ("Тенденция"). О стихах Гофмана фон Фаллерслебена Гейне говорил: они годятся лишь для того, чтобы филистеру слаще казались еда и табак в его привычном кабачке.
Но Гейне недолго находился в оппозиции к оппозиции. Когда борьба обострилась, когда, например, Гервег и Фрейлиграт вынуждены были покинуть Германию (1843 и 1844 гг.); когда восстание силезских ткачей (1844 г.) возвестило начало открытых боев между буржуазией и пролетариатом, - тогда для Гейне его противоречия с либералами, с мелкобуржуазными демократами отошли на задний план и он направил острие своей критики против господствующих немецких подрядчиков. Политические стихи, которые он вновь начал писать, свидетельствовали о превосходстве его позиции и его поэтического таланта. Когда он выступал против прусского короля, то вовсе не для того, чтобы, подобно Гервегу и другим, поучать его или убеждать в преимуществах свободы, а для того, чтобы отучить немецкий народ раз и навсегда от почтения к королям "божьей милостью". Гейне так высмеял короля, что умеренные либеральные круги поторопились отмежеваться от него. Не больше, чем прусскому королю Фридриху-Вильгельму IV, посчастливилось баварскому королю, - Гейне написал "Хвалебные песни королю Людвигу" для "Немецко-французского ежегодника", издававшегося Марксом и Руге; за это поэт оказался в списке лиц, подлежащих аресту. С тех пор Гейне никогда уже не решался ступить на прусскую землю. Он едва избежал высылки из Франции, которой добивались у французского правительства прусские власти. В это время Гейне создает свое замечательное произведение "Германия. Зимняя сказка" (1844) - поэтически свободное повествование о поездке в Германию. Он описывает "старую" Германию такой, какой он ее нашел, но при этом говорит, часто используя фольклорные мотивы, о своих надеждах на грядущую немецкую революцию.
Именно в том, что поэт не только сатирически рисует явления, которые он не приемлет, но и раскрывает собственную позицию в общественной борьбе, дает себя знать новый этап его творчества. Впервые Гейне чувствует, что он не одинок в своих взглядах, что он не одинок в своих взглядах, что они в согласии с определенным политическим и идейным движением.
Лишь некоторую часть написанных в это время политических стихотворений Гейне включил в раздел "Современные стихотворения" книги "Новые стихотворения", чтобы не дать слишком очевидных причин для запрещения книги. Поэтому некоторые из наиболее значительных и острых стихотворений появились в сборнике "Посмертные стихотворения", составленном более или менее удачно издателем его сочинений.
Годы 1843-1846 - время наибольшего участия Гейне-лирика в борьбе, предшествовавшей революции. Во время самой революции Гейне почти не выступал с новыми произведениями, в дни революционного подъема во Франции и в Германии болезнь окончательно сразила его. Он уже давно испытывал недомогание, теперь же болезнь полностью вступила в свои права, и последние восемь лет жизни (Гейне умер в 1856 году) он был прикован к постели. Терзаемый страданиями, мучимый заботами об удобной квартире, лечении, деньгах, он не в состоянии был следить за бурными событиями 1848-1849 годов; об этом свидетельствуют его письма. То, что немцы совершили революцию, казалось ему более удивительным, чем самые фантастические события "Тысячи и одной ночи", а историческое восстание парижского пролетариата июне 1848 года, отголоски которого доходили до его дома, оставалось ему не понятным. Лишь к концу революции Гейне смог в какой-то мере справиться со своим положением, чтобы опять выступить с поэтическими произведениями. Два больших лирических сборника - "Романсеро" (1851) и "Стихотворения 1853 и 1854 годов", а также стихотворения, опубликованные посмертно, - свидетельствовали об этом.
Предпосылкой и содержанием поздней, послереволюционной лирики Гейне явилось поражение революции в Европе, победа ненавистного старого порядка и, не в последнюю очередь, стремительное развитие капитализма - все это, увиденное с точки зрения человека, для которого осуществление его идеалов, его революционных чаяний оказалось отодвинутым в далекое будущее, но который, тем не менее, не отказался от борьбы против эксплуатации и угнетения.
Надежду на продолжение и победоносное завершение борьбы за свободу Гейне, несмотря на некоторые оговорки, связывал с пролетариатом и с коммунизмом. Об этом - и о том, какие противоречивые чувства это в нем вызывает, поэт сказал ясно и определенно.
Мировая общественность признала за творчество Гейне почетное место, которое по праву принадлежит ему в истории человеческой культуры.
Список литературы
Большая Советская Энциклопедия. - М. : Советская энциклопедия, 1970.
Библиотека всемирной литературы. Том 72. Генрих Гейне. Стихотворения, поэмы, проза. - М.: Художественная литература, 1971.
Рассел Б. История западной философии. - Новосибирск: НГУ, 1997.