1. Восточные и Западные, промежуточные
2. Древние, средневековые, современные
3. С/х, промышленные, научнотехнические
4. Доиндусстриальные, индустриальные, постиндустриальные
В юридической литературе отсутствует общепризнанная типология государств по цивилизационному подходу.
В литературе выделяют первичные (государство + религия; Древнеегипетская, Шумерская) и вторичные цивилизации (государство надстройка; западноевропейская, восточноевропейская). Государства в этих цивилизациях отличаются по их месту в обществе, социальной природе, выполняемой роли.
Государства в первичных цивилизациях являются частью базиса, а не только надстройки. Это объясняется ключевой ролью государства в развитии социально-экономической сферы. Вместе с тем связь государства с религией в единый политико-религиозный комплекс. (древнеегипетскую, ассиро-вавилонскую, шумерскую, японскую, сиамскую и др.)
Государство вторичной цивилизации не так всесильно, как в первичных цивилизациях, оно не составляет элемента базиса, но входит в качестве компонента в культурно-религиозный комплекс. (западноевропейскую, восточноевропейскую, североамериканскую, латиноамериканскую и др.)
Другие типологии государства.
Государства не редко подразделяют на демократические и не демократические. Данный критерий позволяет выделить светские (Религиозные государства отделены от государства и не могут вмешиваться в его дела), клерикальные (Та или иная религия имеет статус Государственной и как следствие осуществляет сотрудничество с государством. Может иметь свое представительство в гос. органах. Слияние церкви и государства не происходит), теократические (Государственная власть принадлежит церкви, которая имеет статус государственной религии), атеистические государства (Религиозные организации преследуются властями).
Плюрализм взглядов на происхождение государства
Патриархальная теория: Аристотель / главный патриарх - старший в роде
Теологическая теория: Фома Аквинский / т. Двух мечей
Договорная теория: Томас Гоббс, Локк, Руссо / договор народа / правитель
Теория насилия или военная теория: Людвиг Тумилович / закрепление власти народа победителя над побежденным
Ирригационная теория: Виттфогель / государство возникает на берегах рек, население увеличивается, нужны каналы, а что бы их строить людям нужен правитель
Историко-материалистическая теория: Маркс, Энгельс / Переход от варварства к цивилизации. Весь исторический процесс рассматривался ими с точки зрения экономики и как следствие классовой борьбы.
Демографическая: Государство возникает, когда численность населения и плотность проживания не может оставаться без контроля.
См. листок и книги!
Договорная теория происхождения государства
Основоположником договорной теории происхождения государства и права считают древнегреческого философа Эпикура. Также в числе видных представителей данной теории можно назвать: Гуго Гроция, Томаса Гоббса, Джона Локка, Шарля-Луи Монтескье, Дени Дидро, Жан Жака.
Краеугольным камнем данной теории является идея об общественном договоре. Люди, которые когда-то находились в своем естественно-природном состоянии, договорились о том, чтобы передать часть своих прав и обязанностей другому субъекту - государству. Таким образом, люди, не бывшие никогда в государственном состоянии, мало еще связанные между собой элементарными формами общения, сразу, по соглашению, актом сознательной воли образуют государство.
Среди представителей договорной теории существуют разногласия по вопросу о том, что послужило импульсом для того резкого перехода от состояния изолированности к государственному. В частности высказывались следующие противоположные точки зрения о предпосылках такого перехода:
1) желание осуществить природную склонность к общению, общежитию (Гуго Гроций);
2) желание устранить природную враждебность друг к другу (Томас Гоббс).
3) желание достичь общего согласия и защиты своих прав (Жан Жак Руссо)
Т.е. мы видим, что создатели договорной теории считали, что государству предшествовало некое естественное состояние людей.
Естественное состояние общества – это:
1) состояние войны всех против всех (Томас Гоббс)
2) золотой век человечества, т.к. этот период характеризуется наличием у людей естественных прав (права на жизнь, право на свободу передвижения, право на счастье). Однако для достижения общего согласия и для защиты своих прав люди заключают между собой договор, в силу которого часть своих прав и обязанностей они передают государству, которое, в свою очередь, берет на себя защиту интересов людей и обеспечение общественного порядка. (Жан Жак Руссо)
Джон Локк выделял следующие недостатки естественного состояния общества:
1) нет постоянного, определенного, известного для всех закона;
2) нет судей, которые могли бы разрешать конфликты;
3) соответственно, нет и силы, которая могла бы обеспечивать исполнение судебных решений;
4) не обеспечено право собственности.
Джон Локк считал, что переход от естественного состояния к государственному совершается одним актом. Известный теоретик права Пуффендорф считал, что переход от естественного состояния к состоянию государственности осуществляется двойным актом:
актом соединения; актом подчинения.
Представители договорной теории придерживаются точки зрения, что если государство основано волею людей, то именно и только на этой воле держится государственное устройство и управление. Граждане вправе направлять деятельность государства в своих интересах. Никакие исторические катаклизмы не могут воспрепятствовать данному логическому выводу.
До государства человек жил в естественном состоянии, пользуясь естественными правами. Вступая в государство, человек рассчитывает на лучшее состояние, на лучшее положение, а поэтому государство, определяя юридическое положение гражданина, не может опуститься ниже уровня его естественных прав, которые вследствие этого для государства неприкосновенны. Данной точки зрения придерживался, в частности, джон Локк.
Однако возможен и другой вывод. Так, Жан Жак Руссо исходил из того, что каждый человек, вступая в государство, передает в общее достояние и ставит под высшее руководство всеобщей воли свою личность и свои силы, поэтому государство как общая воля может по своему усмотрению устроить быт гражданина так, как найдет это лучшим, не считаясь ни с какими обычаями и традициями.
Договорная теория происхождения государства в настоящее время совершенно дискредитирована. Против нее был выдвинут ряд возражений, подрывающих ее состоятельность.
Материалистическая теория происхождения государства
В настоящее время историко-материалистическое объяснение причин и процессов происхождения государства и права является наиболее аргументированной позицией в научном отношении.
Согласно этой версии государство есть закономерный результат, продукт исторической эволюции общества. Общество рассматривается как исторически развивающаяся система отношений между людьми. Любое общество нуждается в урегулировании отношений между людьми, поскольку в противном случае оно не может наладить даже самый простой способ производства средств существования.
С развитием общества, с усложнением хозяйства и иной деятельности людей значение урегулированности отношений возрастало. Люди не могут существовать без того, чтобы постоянно осуществлять саморегуляцию. Регулирование означает, что человеческое поведение обуславливается определенными рамками, целенаправленно регулируется.
Люди осуществляют саморегуляцию либо с помощью т.н. индивидуальных речевых акций (например, угроза в отношении лица, физическое воздействие, изгнание кого-либо из племени, позднее - это приказы об увольнении и т.п.), либо с помощью т.н. нормативного регулирования
Суть последнего заключается в упорядочивании поведения людей с помощью правил поведения, адресованных персонально неопределенному кругу лиц.
История свидетельствует о том, что общество не может осуществлять саморегуляцию без того, чтобы в определенных случаях не прибегать к принуждению. Осуществлять принуждение и добиваться на этой основе социальной урегулированности могут лишь те субъекты, те члены общества, которые обладают властью. Власть можно определить как фактическую способность и возможность субъекта осуществлять свою волю, оказывать определенное воздействие на поведение других людей. осуществление власти - постоянный фактор общественной жизни.
Исторические факты говорят о том, что появлению государства, государственно-организованному обществу предшествовала родовая организация власти, первобытнообщинный строй.
Основой организации общества как целого был род, или родовая община, т.е. объединение людей по кровному родству, а также по общности имущества и родовой деятельности. Совместная деятельность, общая собственность объяснялись условиями выживания людей.
Единственным субъектом власти был род в целом. В качестве основного органа власти выступали родовые собрания, на которых принимались все совместные важные решения. Частично властные функции выполняли старейшины, которые выбирались из авторитетов. Род характеризовался значительным единством, т.к. внутри рода еще не существовало различных общественных интересов и стремлений.
В качестве правил поведения, норм, выступали обычаи - исторически сложившиеся стереотипы поведения людей, продиктованные природой, общественной необходимостью и вошедшие в привычку в результате длительного выполнения и многократного повторения.
Процесс возникновения государства и права органически связан с разложением первобытнообщинного строя, а государство и право появились как закономерный результат внутреннего развития общества, и они пришли на смену, соответственно, родовой организации общества и обычаям.