СВЯТИТЕЛЬ ИЛИЯ МИНЯТИЙ: ПОЛИТИЧЕСКИЕ И БОГОСЛОВСКИЕ ВОЗЗРЕНИЯ
Илия Минятий родился в Кефаллонийском городе Палэе (Луксурье) в семье местного протопресвитера Франциска Минятия и супруги его Морезии. Отец усмотрел в своем сыне удивительную остроту ума и на десятом году его жизни отослал в греческое Флангиановское училище в Венеции (при церкви св. Георгия). Здесь он показал такие успехи в изучении богословия, философии, древних (в том числе еврейского) и новых языков, что училищное начальство, невзирая на его молодость, поручило ему преподавание "Эллинских наук", чем он и был занят в течение 3 лет, одновременно проповедуя в греческой церкви. Из проповедей уцелело лишь 6 похвальных слов, да и те с пропусками.
Из Венеции Минятия отозвали его соотечественники кефаллонийцы для обучения их юношества. Он преподавал на родном острове в течение 7 лет, не оставляя проповеднической деятельности в Ликсурийском храме св. Николая. Его обширная ученость и красноречие принесли ему известность среди многих греков, особенно на Ионических островах, что побудило жителей ионического о. Закинф пригласить Минятия к себе. Там Минятий оставался четыре года, а после переехал на о. Корфу, по приглашению тамошнего управителя Антония Молина, для воспитания его племянников. При этом он не забывал своего любимого дела - проповеди с амвона. В 1698 г. Молина отозвали в Венецию, и он взял с собой Минятия, который в течение года преподавал в родном флангиановском училище. В 1699 г. посол Венеции в Константинополе Лаврентий Саранцо взял его с собой в качестве советника. Здесь Минятий проповедовал в патриаршей Церкви и своим умом и красноречием снискал к себе уважение в дипломатических кругах. В 1703 г. Молдавский господарь Димитрий Кантемир выпросил его у венецианского посла и отправил в Вену для политических переговоров с императором, который почетно принял Минятия и пожаловал ему орден. До 1710 г. он оставался в Константинополе, где кроме своих обязанностей советника по поручению патриарха Гавриила был наставником в народной греческой школе. Затем Минятий возвратился в родной город, но вскоре по приглашению керкирийцев уехал преподавать в школе и проповедовать в церкви на их острове. В этом же 1710 г. управляющий Пелопоннесом Франциск Гримани пригласил Минятия для обучения юношества в Навплии. Проповеди его были столь по душе жителям, что даже жившие там итальянцы приходили слушать его. Для них Минятий проповедовал порой на итальянском языке, и именно эти проповеди сохранились.
Вскоре на место Гримани поступил Марк Лоредан, который убедил Минятия принять сан епископа в 1711 г. в городе Кернике. Лоредона сменил Августин Сагредо, который призвал Минятия вновь в Навплию, где через три года в 1714 г. Илия и умер. Безвременная смерть его стала причиной того, что уцелела лишь малая часть его проповедей, поскольку чаще всего они произносились экспромтом. В общей сложности осталась малая часть его проповедей на новогреческом и итальянском языках и лишь одно полемическое сочинение под заглавием "Камень соблазна, или Разъяснение начала и причин разделения Восточной и Западной Церквей и обозрение пяти (их) различий".
Минятий, будучи сторонником новогреческого языка, показал в своих красноречивых проповедях не только возможность выражать на этом народном языке высокие мысли, но также его гармоничность и приятное звучание. Минятий стремился сохранять чистоту родного языка, хотя речь его имела чуждые примеси - явные итализмы. Первое издание его итальянских проповедей вышло в 1698 г., а в 1717 г. особым изданием вышли проповеди о вере и любви. В России они были изданы в 1773 г. Проповеди Минятия были опубликованы в России уже в 1765 г. и пользовались большим успехом: отрывки из поучений его к началу XX в. имели более 4 млн оттисков.
I
Из описания жизни Илии Минятия видно, что он, благодаря своим способностям, всегда был близок к высшим кругам общества и занимал высокие должности, но тем не менее всю свою жизнь посвятил просвещению своего народа - где бы он ни был, он никогда не оставляя церковной проповеди и преподавания в греческих школах. За свою короткую, 45-летнию жизнь он послужил делу просветительства юношества в Венеции, на Кефаллонье, Корфу, в Константинополе, Навплии. Минятий был, таким образом, одним из немногих греческих просветителей, посвятивших свою жизнь практическому преподаванию в школах, практическому просветительству, и, кажется, мало заботился о философствовании отвлеченном.
Тем не менее, сохранившиеся проповеди и речи Минятия позволяют выявить его мировоззрение. Так как он был воспитанником школы в Венеции, дальнейшая его жизнь протекала в тесной связи с Венецианской республикой, даже когда он был далек от нее географически. Конечно, это не могло не отложить отпечаток на мышление Минятия. Для изучения системы взглядов просветителя в первую очередь нужно обратиться к его речам на итальянском языке. А именно к: "Речи похвальной, говоренной к генерал-проведитору Антонию Молину, при смене его с наместничества из Кефальнии в 1698г."; "Речи похвальной, говоренной к генерал-проведитору над флотом Флангиану Гримани, при смене его с наместничества из Неаполя Румелийского" и "Речи похвальной, говоренной к генерал-проведитору над флотом Амвросию Моченигу Третьему", а также к подобной речи к генерал-проведитору Мореи Марку Лоредану.
Суть всех этих четырех речей состоит в том, что Минятий дает анализ деятельности генерал-проведиторов, отмечает их безупречную службу и дает наставления на будущее. И вот здесь как раз и раскрываются взгляды его на государство и государя (в данном случае правителя области Венеции). Все речи строятся по четкой схеме: идеальное устройство государства - заслуги предков государственного деятеля - заслуги самого правителя во внутренней политике, затем во внешней - наставления на будущее. Таким образом, уже сама схема сочинений напоминает круг вопросов, которые затрагивали в своих трудах итальянские гуманисты, поэтому следует подробнее остановиться на содержании речей.
Свою первую речь Минятий начинает с формулирования в красноречивом виде теории государственного устройства. "В похвалах великие добродетели равное участие к пользованию себе имеют и властитель, и подвластный. Ибо первый, признает во власти свою славу, а второй в повиновении ей - свое благополучие; первый как Солнце имеет в себе все сияние света: другой - все благодеяния его излияния". В этом витиеватом изречении как нельзя лучше можно увидеть отражение творчества гуманистов XV века, например, Франческо Патрици и Энея Сильвия Пикколомини. Последний в своем трактате в 1446 г. писал, что народ-суверен передал всю власть государю, который и стал полновластным сувереном. Патрици отмечает, что государство играет воспитательную роль, занимаясь формированием граждан, которые посвящают себя целиком на служение ему. Сам же государь является образцом человеческих добродетелей ( курсив мой. - Е.Ж. ). То же можно видеть и у Минятия: "И самая то истина, премудрейший отец! Пусть разошлет кто хочет на любопытное изведание свои мысли, чтобы они восприняли свое шествие на снискание такой особы, которая была бы делом Божиим и добродетельным: душою сотворенную к обладанию; человеком совершенным во всем" ( курсив мой. - Е.Ж. ). Порой Минятий, как и гуманисты, выражает свои взгляды в терминах античности: "Они подлинно придут для обретения ее в Вас, как еще и для почтения под чертами вашего лица тех природных свойств, коим удивлялась в своих героях древность. Да и что может природа соделать так доброе и совершенное, чем бы она не одарила щедро к приведению Вас в знаменитость и внутренними еще для властвования преимуществами" ( курсив мой. - Е.Ж. ). "Природа", как мы видим, предстает источником добродетелей для правителя. Но все же Минятий православный богослов - для него употребление такого термина - это видимо, не более чем дань эпохе, опора на классическую античную традицию.
Появление таких идеальных правителей на земле он связывает с благостию Божией: "Бог есть неусыпен в содержании человеческого жительства. Сам Он изобразуя в неисчерпаемой пучине Своея блаженныя вечности размеренные к сему концу виды, от времени высылает сюда на землю образа в некоторых великих душах, так равно человеческому состоянию и божественному свойству участныя, что в проявлении Вселенной на их мудрости Он успокояется" (Сам Он, изображая в неисчерпаемой пучине Своей блаженной вечности подходящие к этому случаю образы, время от времени посылает сюда на землю образы в некоторых великих душах, равно причастные человеческому состоянию и божественному естеству, так что в управлении Вселенной Он пребывает в их мудрости.). Указывая на Бога как на источник власти, что соответствует христианскому воззрению, далее Минятий представляет правителя как человека, не подобного подданным, но наделенного даже божественными свойствами и особо угодного Творцу, поскольку Он на таких людях "упокояется". Подобные рассуждения опять же близки античности с ее божественным культом императора, но и христианской Византии в эпоху ее расцвета. Впрочем, не следует преувеличивать значения этих похвал Минятия: многое здесь диктуется самим жанром энкомия.
Минятий восхваляет не только царей, что видно и в речи, обращенной к Флангиану Гримани: "Мои господа! Вступающийся столько за славу Республики Бог, сколько за веру Она; надобно думать, что вливает в ея благородных особ такую душу, кая есть особенным Его рук трудом. Другие приобретают себе добродетели чрез учение, а они имеют их от природы: инде становятся, а в Венеции рождаются герои..." Здесь выявляется, таким образом, наличие особой породы людей, которые есть лишь в Венеции. И это тоже не ново. Подобные идеи можно найти у тех же сиенских авторов. Это урожденные герои, родословные которых Минятий прослеживает до глубины веков. Они суть опора синьора. Это городская аристократия, характерная для Венеции уже в XV в., которая столь близка сердцу Патрици.