СВЯТИТЕЛЬ РАФАИЛ БРУКЛИНСКИЙ
Святой Рафаил родился в Сирии в 1860 году от благочестивых православных родителей Михаила Хававини и его второй жены Марии - дочери священника из Дамаска. Точная дата рождения Рафаила неизвестна, но сам он предполагал, что родился если не в день его именин - Собора Архангелов Михаила и Гавриила и Небесных Сил Бесплотных (8 ноября по старому стилю) - то приблизительно либо накануне, либо после него. Это было время жестоких гонений на Христиан, когда их приходской священник св. Иосиф Дамасский (память 10 июля) и все, кто был с ним близок, были преданы мученической смерти и когда семья Хававини была вынуждена бежать в Бейрут, чтобы спастись от неминуемой гибели. Именно здесь в Бейруте, а не в родном городе, будущий святой первый раз увидел свет дня, и в самом деле, уже в начале жизни этого ребенка стало очевидно, что он не будет иметь "постоянного града" в этом мире, но будет искать град грядущий (Евр. 13:14).
В 1861г. на праздник Богоявления он был крещен с именем Рафла, а немного позднее, весной того же года, семья смогла вернуться в Дамаск. Несмотря на то, что в 1674 г. ребенок блестяще закончил начальную школу, стало ясно, что Михаил Хававини не мог более позволить себе обучение сына. К счастью, помощь пришла через диакона Афанасия Аталлаха (позже Хомского митрополита), который походатайствовал пред Патриархом Антиохийским Иерофеем о принятии Рафла в качестве студента на пастырские подготовительные курсы при Патриархии. Он был таким хорошим студентом, что в 1877 г. был избран на должность заместителя преподавателя. В следующем году он был назначен учителем арабского и турецкого языка. 28 марта 1879 г. патриарх Иерофей совершил над ним монашеский постриг, и Рафаил стал иподиаконом Его Блаженства.
Т. к. в 1840 г. Баламандская семинария была закрыта, Константинопольский Патриарх Иоаким III предложил Антиохийскому Патриарху прислать хотя бы одного достойного студента для обучения в Богословской школе в Халки с выплатой стипендии, и св. Рафаил был как раз тем единственным, который был для этого избран.
8 декабря 1885 г. он был рукоположен в сан диакона в храме при школе. В июне 1886 г. молодой диакон получил диплом по специальности богословие и вернулся в свою родную страну, с надеждой послужить здесь на благо Церкви. Иеродиакон Рафаил произвел сильное впечатление на патриарха Антиохийского Герасима, и потому он часто брал его в пастырские поездки по своим приходам. Когда его Блаженство не мог присутствовать, слово Божие преподавал людям иеродиакон Рафаил. Но он не был удовлетворен глубиной своих знаний и жаждал знать как можно больше; это происходило не от личной гордости или амбиций, а от желания приносить пользу другим. Слова царя Соломона как нельзя более подходят к св. Рафаилу: "Дай наставление мудрому, и он будет еще мудрее; научи правдивого, и он приумножит знание" (Прит. 9:9). Поэтому он испросил благословения у патр. Герасима поступить на курсы аспирантуры в богословскую школу в России, обещая вернуться и служить Патриархии секретарем со знанием русского языка. Патриарх дал свое благословение, и иеродиакон Рафаил был принять студентом в Киевскую духовную академию.
В 1880 г. патр. Герасим назначил молодого иеродиакона главой представительства Антиохийской Церкви в Москве. По просьбе патр. Герасима он был рукоположен в священство ректором Академии епископом Сильвестром. Месяц спустя он был возведен в сан архимандрита митрополитом московским Иоанникием и утвержден как настоятель церкви представительства Антиохии в Москве. Через 2 года архимандриту Рафаилу удалось уменьшить долг представительства с 65 тыс. рублей на 15 тыс. рублей. Также он устроил приезд в Россию 24 сирийских студентов, для продолжения их учебы, надеясь, что они вернуться в Сирию для обучения других.
Когда патр. Герасим сложил с себя патриаршие обязанности, чтобы принять Иерусалимскую епархию, архим. Рафаил воспринял это как возможность для освобождения Антиохийской Церкви от господства иностранных иерархов. Пылая любовью к Антиохийской Церкви и желая предоставить управление ею коренным клирикам и мирянам, архим. Рафаил развил бурную деятельность, рассылая письма отдельным антиохийским епископам и влиятельным мирянам и публикуя статьи в русской прессе, чтобы привлечь внимание к трудному положению Антиохии. Однако решительные действия не увенчались успехом и он даже поплатился за свою откровенную крику. В ноябре 1891 г. митрополит Сприридон, грек-киприот по происхождению, был избран Антиохийским Патриархом. Многие арабы предполагали, что он подкупил избирателей раздачей 10 тыс. лир различным знаменитым людям Дамаска.
Архим. Рафаил отказался поминать нового патриарха за богослужением в церкви при представительстве. В результате патр. Спиридоном он был временно отстранен от служения. Св. Рафаил принял свое отстранение, но продолжал писать статьи в русских газетах в защиту антиохийского дела.
Патриархи Антиохийской, Константинопольской, Александрийской и Иерусалимской Церквей обратились к царю с просьбой запретить газетам публиковать статьи св. Рафаила и добились успеха. Когда этот путь стал для него закрыт, св. Рафаил начал издавать свои материалы в форме книг. Наконец, патр. Спиридон написал письмо помощнику обер-прокурора России - другу св. Рафаила - с просьбой убедить отца Рафаила испросить прощение у патриарха. Тот исполнил просьбу обер-прокурора, и временное прещение было снято. Св. Рафаилу было позволено перевестись из под юрисдикции Антиохийской Церкви под юрисдикцию Русской и остаться в России. Он уехал в Казань, занял должность учителя арабского языка в Духовной академии и оставался там до 1895 г., когда был приглашен Сирийским православным благотворительным обществом Нью-Йорка приехать к ним в этот город, чтобы стать пастырем арабской православной общины.
Когда апостолу Павлу было видение мужа-македонянина, умоляющего его придти и помочь им (Деян. 16:10), он отправился в великое миссионерское путешествие; когда святой Рафаил услышал о нуждах своих соотечественников, которые были рассеяны в чужой стране, он пересек океан, чтобы потрудиться в еще одной незнакомой стране.
Архимандрит Рафаил прибыл в Нью-Йорк 2 ноября 1895 г. и был радушно встречен делегацией христиан-арабов, которые ожидали своего пастыря из России. 5 ноября, в свой первый воскресный день в Америке, он сослужил Божественную Литургию с епископом Николаем в русской церкви в Нью-Йорке. Менее двух недель со дня прибытия понадобилось архимандриту Рафаилу, чтобы найти подходящее место в нижнем Манхеттене, соорудить здесь храм и снабдить его церковной утварью, привезенной им из России. Епископ Николай освятил новую церковь в честь свт. Николая Мир Ликийского.
Сей ревностный пастырь оставался в Нью-Йорке для совершения богослужений и наставлений своих прихожан. Но вскоре, однако, услышал о более мелких общинах христиан-арабов, разбросанных по всей Северной Америке. До сих пор они не имели пастыря, который бы заботился о них. Неудивительно, что некоторые были вынуждены уходить в другие деноминации или же абсолютно пренебрегать своими религиозными обязанностями. Такое положение дел стало предметом непрестанной заботы для св. Рафаила, не оставлявшей его на протяжении всего служения. Хотя он не был против диалога ни с инославными христианами, ни с другими религиями, но никогда не выпускал из вида ту грань, которая разделяла православие от неправославия. Он всегда настаивал, чтобы любое церковное единство обязательно основывалось на учении семи Вселенских Соборов.
Все слова и дела св. Рафаила были постоянным свидетельством Православия его жизни и всего, чему он учил. Он всегда ратовал за чистоту веры, "однажды переданную святым" (Иуд. 3). Если поначалу он не понимал учения неправославных, то позднее он открыл, как далеко они отстоят от православного вероучения. Когда же он осознал это, то предпринял действия, чтобы защитить свою паству от вредных влияний. Он наставлял людей не посещать инославные богослужения, чтобы они не приходили в смущение "учениями различными и чуждыми" (Евр. 13:9). Он считал, что при отсутствии возможности посещать православный храм желательно, чтобы глава семейства читал Часы дома по Часослову.
Летом 1896 г. св. Рафаил предпринял первую из нескольких пастырских поездок по всему континенту. Он посетил тридцать городов, находящихся между Нью-Йорком и Сан-Франциско, в поисках потерянных овец Господних в городах, весях и отдаленных фермах. Он насыщал духовно жаждущих людей словом Божиим на всяком месте, где останавливался. Он венчал браки, крестил, принимал исповедь и служил Божественную Литургию. Там, где не было храма, он служил ее в домах верных. Другими словами, он ревностно исполнял свое служение как проповедник Евангелия, претерпевая много трудностей и скорбей, и был внимателен ко всему, что имело отношение к заботе о его пастве.
В 1898 г., по благословению еп. Николая св. Рафаил издал свою первую книгу в Новом Свете - это Служебник на арабском языке Он назывался "Книга истинного утешения в святых молитвах" ("The Book of True Consolation in the Divine Prayers"). Эта книга, содержащая последование Литургии и молитвы была очень нужна как священнослужителям для совершения богослужений, так и простым людям в их личной молитвенной жизни. Издание книги на английском языке было осуществлено архимандритом Серафимом (Нассаром). Ею пользуются и до сего дня.
С мая по ноябрь 1898 г. св. Рафаил отправился в свое второе пастырское путешествие. Во время этой поездки он убедился в необходимости для служения в новых, основанных им церквях, священников, говорящих по-арабски. Вернувшись в Нью-Йорк, он написал отчет епископу Николаю, в котором выразил свою озабоченность этим. По благословению епископа Николая, св. Рафаил смог добиться приезда опытных священников из Сирии. Он также находил образованных мирян, которых мог бы представить к рукоположению. Будучи архимандритом и позднее епископом, св. Рафаил, как правило, назначал священников только после получения благословения от русского иерарха, возглавлявшего Американскую миссию. Таково было в то время нормальное положение дел в Америке. Архимандрит Рафаил приветствовал епископа Тихона, когда тот стал правящим архиереем в Америке, заменив еп. Николая. 15 декабря святитель Тихон приехал служить Литургию в сирийской церкви свт. Николая. Рафаил сообщил своей пастве, что их новый архипастырь - это тот, кто послан сюда, чтобы заботиться обо всем стаде Христовом: россиянах, славянах, сиро-арабах и греках, рассеянных по всему континенту Северной Америки. В то время, конечно, там не было параллельных юрисдикций, основанных по принципу национальности. Церковь объединяла людей самого разного происхождения под омофором русского архиепископа. Это было нормой, пока революция 1917 г. не деформировала церковную жизнь в России, а также в Америке.