СВЯТЫЙ ПРАВЕДНЫЙ АЛЕКСИЙ ТОВТ
4 апреля Священный Синод Русской Православной Церкви установил праздник Собора Галицко-русских святых. Сделано это было в преддверие нового наступления на каноническое Православие на Украине: все святые выходцы из Галицкой и Подкарпатской Руси, "собранные" в этот местный праздник, были убежденными сторонниками единой Русской Православной Церкви, а некоторые, такие как священномученик Максим Сандович - убиенными от галицийских сепаратистов, "бандеро-мазепинцев". Житие о. Максима Сандовича описано в моей статье "Русские карпаты - terra incognita православного мира".
В числе вновь прославляемых святых - протоиерей Алексий Товт (1854-1909), чья выдающаяся миссионерская деятельность связана с карпаторусской колонией в США, где он пришел сам и привел за собой в Православие сотни тысяч карпатороссов.
Тяжелейшие экономические условия гнали огромное количества карпатороссов в США, где они шли на самые низкооплачиваемые работы - шахтерами и т.д. Там они соприкоснулись с достаточно большой великорусской диаспорой и бурно развивающейся Русской Православной Церковью в Америке, которая не только окормляла русских, но и вела активную миссионерскую работу среди индейского и англоязычного населения США. Сначала русская православная кафедра находилась на Аляске, но с ростом паствы в 1881 году она была перенесена в Сан-Франциско.
В это же время в США начали появляться и первые переселенцы из Галицкой и Подкарпатской Руси.
Вот как описывает события один из замечательных исповедников Православия и духовных вождей карпатороссов протопресвитер Петр Коханик: "Не будь у нас в Америке русского православного дела, не найдя мы в нем потребную духовно-материальную помощь, от нас ныне, и следа бы не было бы. Мы ныне не были бы известны, ни под "именем "русских", ни под именем "карпатороссов", а были бы "украинцами" или "русинами"...
Разница между нами и теми братьями из Великой России, которые еще с 1741 года начали переселяться по Аляскинским островам и в нынешнем штате Калифорния, имевшим тут уже своего Владыку, была лишь в том, что по вере своей мы были униатами… Разумеется, что так как унию с латинством фактически приняли лишь епископы и священство, народ наш нужно считать униатами "с римо-порабощенным православием". Мы называли народ Русским, ибо он был и действительно является частью великого русского народа. Разумеется, что ныне, для более точного означения его по месту жительства (в Карпатских горах) называем мы этот народ общим именем "Карпатороссы"…Известно, что еще в1894 году русский Православный Владыка Николай, докладывая русскому Святейшему Синоду о великом стремлении заграничного русского народа к православию, официально называл его карпаторусским. Известно также, что в Парижском мирном договоре, подписанном Чехословацкой республикой…по делу о присоединении к Чехословакии нашей бывшей Угорской Руси(статьи 10,11, 12,13) фигурируют такие названия: "Карпато-русская область", "Область Южно-Карпатских русских…" В "Вестнике чехословацкого министерства народной обороны" (выпуск 62,1919 г.) находим распоряжение 36688, согласно которому правильным официальным названием нашей страны является название "Карпатская Русь".
Несчастных братьев наших карпатороссов гнали в Америку не "бизнес", как мы видели в братьях великороссах, а небывало тяжкие общественно-экономические условия в Австро-Венгрии...
Большинство карпаторусского народа переселялось в штате Пенсильвания ... Нью-Йорк, Нью-Джерси, но некоторые отправлялись даже и в Огайо и Чикаго, Иллинойс, Мичиган и даже в отдаленный штат Минессоту...
Вилкесс-Баррская Воскресенская церковь, построена прот. Алексием Товтом в 1900г.
В феврале 1892 года собралась небольшая группа людей в городе Вилкесс-Барре... и там основали первую русскую греко-католическую организацию "Соединение греко-католических русских братств"...
Из 14 местных Братств c 143 членами и образовалась первая карпаторусская организация в США. ..Первая газета "Соединения гр.католических русских Братств"-"Русский Вестник", издавалась русскими и латинскими буквами. Эта газета выходила почти до 1920 года" (Протопр. Петр Коханик "Начало Истории Американской Руси", стр.478-480), издатель Петр Гардый, Коннектикут, 1970).
Карпатороссы-униаты подверглись очень жесткой обструкции со стороны римо-католиков. Уния нужна Ватикану только для натиска на православные земли, на других территориях всякая "византийщина" беспощадно подавлялась.
Лидером карпаторусских униатов стал отец Алексий Товт, служивший в Миннеаполисе, который стал председателем собраний униатских священников, прибывших из Галицкой и Подкарпатской Руси. К 1890 году в Америке было десять униатских священников, четыре из Пряшевской епархии, 3 из Мукачевской (Подкарпатская Русь), три из Львовской (Галицкая Русь).
Отец Алексий Товт возглавляет объединение русских греко-католических братств, и направляет к ним 6(18) декабря окружное послание, в котором доказывает необходимость объединения всех братств в одно общество следующими причинами:
Сохранение восточно-русской Церкви, ее обрядов, так как католические епископы не хотели признавать греко-католических священников и относились к ним враждебно, не признавая брака священнослужителей, причастия под двумя видами и т.д. Особенное неприятие римо- католиков вызывал церковно-славянский язык.
Второй причиной объединения о. Алексий Товт назвал хранение русской народности, не допущения того, чтобы "русские люди вступали в латинские братства" (Цит. соч., стр 485).
Однако большинство униатского духовенства не решилось выступить против римо-католической власти и дело сохранения православного обряда и автономии греко-католиков возглавил отец Алексий Товт и те миряне, которые твердо отстаивали свое русское национальное самосознание.
Отношения с римо-католиками обострились до того, что католический Арцибискуп Айреланд не признал Товта за законного ксендза. После этого такие же репрессии посыпались на других греко- католиков, не желавших полностью латинизироваться, даже на тех, которые дистанцировались от Товта.
Теперь, спустя десятилетия, можно предположить, что Товт мыслил стратегическими категориями и все его действия - борьба за чистоту восточного обряда, объединение карпатороссов в братства, поднятие знамени русской национальной идеи, были последовательными и имели целью присоединение карпатороссов к Русской Православной Церкви, которая начала распространение Православия в Северной Америке. В пользу этой версии служат воспоминания святого отца Алексия Товта.
"Коли я все тое видел и слышал, - пишет о. Алексий Товт, - тогда решился на такое, которое у мене уже давно в сердце жило, за которым у мене душа болела…быти православным…но як же? Треба быти дюже осторожным. Тая несчастная уния начало упадка и всего злого, дюже зажилась у наших людей,250 рокив пройшло як тое иго на наши шеи положили!. .Я горячо молил Бога , чтобы он мене дал помощь и силу просветити моих темных верников…В том помогли мне сами прихожане. Коли я скликал своих прихожан… некоторые из них заявили: "пойдем к русскому епископу, не вечно ж чужим кланятися!"
Было решено направить депутацию преосвященнейшему Владимиру, возглавлявшему Алеутскую и Аляскинскую епархию Русской Церкви. К владыке Владимиру поехал представитель общины Иван Млинарь. Во время переговоров с владыкой Владимиром и его сотрудником игуменом Геогием Чудновским выявилась интересная деталь, с одной стороны, обличающая все лукавство римо-католиков, которые попросту обманывали простых карпаторусских людей, а с другой, убедительно иллюстрирующая, насколько поверхностный характер пустила уния на Подкарпатской Руси, что, несмотря на столетия ее насильственного насаждения, карпаторусский народ сохранил православные корни. Этот факт опровергает и нынешнюю католических пропагандистов, имеющих наглость утверждать, что униатство является национальной религией русинов.
На вопрос игумена Георгия, какой он веры, Млинарь ответил: "Так, як его в школе научили", т.е. что он православный греко-кафолической веры, русского набоженства." (Цит. соч. стр.488). Многие карпатороссы чистосердечно думали, что они православные, точнее, что между унией и православием нет никакой разницы, кроме юрисдикционной. Тогда преосвященнейший Владимир обяснил посланцу карпаторусской общины, "что хоть он и русский, но по вероисповеданию католик, и принадлежит к секте униатской…" (стр.489) и не допустил его до Св. Причастия. Тогда Млинарь пошел в костел, где местный католический архиепископ заявил ему, что он-не католик и отправил назад к православным. Млинарь писал из Сан-Франциско: "Якой же мы… веры? Нас учили и вы (униатское духовенство К.Ф.) учите, что мы православные, а тут мене православный епископ до причащения не припустил,… а католичкий бискуп со мною ани говорить не хоче и жене( посылает К.Ф.) до православного епископа… Якая же тота наша вера? Мене говорят, же я униат, який униат? Коли я николи о том не чул, я себе за православного христианина держал!"...(стр.490).
Млинарь вновь пришел к владыке Владимиру и после беседы с ним православный архипастырь написал о. Товту письмо, не хочет ли тот присоединиться к Православию, к Аляскинской епархии.
После этого о. Алексий Товт поехал к архиепископу Владимиру сам и, "узнавши, что Владыка той-Русской православной веры, просил его о принятии, разом с Минеаполлиским приходом,в православную прадедскую веру"
25 марта 1891 года преосвященнейший Владимир специально прибыл в Миннеаполис и присоединил к православной вере первый карпаторусский униатский приход в Америке во главе с. Алексием Товтом, насчитывавший 405 человек. Великое дело возвращения американских карпатороссов в Православие началось. Следующим присоединился к Православию о. Геогий Грушка с приходом. По развитии процесса перехода в Православие стопятидесятитысячной карпаторусской колонии появляются и организации по защите веры и народности, ибо католические круги, естественно, не смирились с православным движением. В частности, Товту вменялось в вину его смелые миссионерские решения, например то, что он "высылает в народ по салонам, т.е. американским кабакам, своих агентов…для агитации за Православие". апреля 1895 года по инициативе о. Алексия Товта на съезде американского православного духовенства и мирян было создано "Русское православное общество взаимопомощи", долженствовавшее объединить все православные братства, создававшиеся в процессе перехода карпатороссов в Православие. Девизом общество было "Православие и русская народность" Выдающимся продолжателем дела о. Алексия Товта был протопресвитер был протопресвитер Петр Коханик, еще в молодости основавший 11 карпаторусских приходов в США. Протопресвитер Петр Коханик является одним из лучших карпаторусских историков и полемистов. Его перу принадлежит уникальный труд "Начало истории американской Руси" и вышедшая на английском языке книга "Украинство - великая ложь двадцатого века. Правда о Великой, Малой и Белой России". Последний труд является образцом блестящей полемики с идеологией украинского сепаратизма, крайне актуальной и сейчас.