Смекни!
smekni.com

Понятие и сущность пенитенциарной системы (стр. 8 из 11)

3.2 Социальная терапия в местах лишения свободы

Опыт и возможности социальной терапии в процессе осуществления правосудия достаточно перспективны, хотя имеют определенные границы. Дело в том, что места лишения свободы, хотя и являются закрытыми учреждениями, имеют обычную структуру, в которую входят и подразделения открытого типа, а также социально-терапевтические учреждения, часто имеющие экспериментальный характер.

В социально-терапевтических учреждениях работает целый ряд специалистов — педагоги, психиатры, социальные работники, психологи мастера производственного обучения и т.д. В деятельности этих учреждений доминирует психолого-терапевтический подход.

Немецкие исследователи уделяют значительное внимание психотерапевтической модели в терапевтически-психологическом подходе. Более узкая психотерапевтическая модель связана, в первую очередь, с представлением о том, что так называемые «основные симптомы», находящиеся в непосредственной связи с криминальным действием, объясняются нарушениями самой психики, затрагивающими центральное «Я». Нарушения в развитии в раннем детстве могут выявляться в генезисе криминального поведения. Неблагоприятные семейные условия ребенка могут привести к выраженной слабости «Я-функций», и развивающаяся психопатия проявляется впоследствии в том, что из-за концентрации внимания человека на инфантильных фантазиях возникает неправильная оценка реальности и невозможность ее адекватного восприятия со всеми втекающими последствиями.

Эти концепции становятся основой аналитически ориентированной психотерапии и социально-терапевтических устремлений. Однако успешной психотерапия может быть только при условии позитивного отношения клиента к терапевтам и их службе — в этом случае стабильная объективная связь и идентификация могут быть достигнуты уже после нескольких месяцев работы. При этом объектом воздействия является лично сам пострадавший со всеми своими психическими проблемами, так как при таком подходе социальная терапия представляет собой индивидуальную терапию.

Более широкий терапевтически-психологический подход характеризуется прежде всего попыткой создать терапевтическую общность, когда особое внимание уделяется трудностям клиента, касающимся отношений с окружающими. Так, например, на основе нарушений эмоционального плана у клиента устанавливается недостаточная способность вступать в контакт, строить его без постоянного страха разочарования. Преодоление трудности соразмерного общения друг с другом становится центральным фактором модели действия.

По мнению немецких специалистов, столь же необходимо обратить внимание на дальнейшее отношение личности с окружающим ее миром. Методическое действие, техника терапевтической общности характеризуется еще и необходимостью создания социального окружения с целью улучшения лечения усиления разнообразных коммуникаций, выражения чувств и концепции обучающего учения и образа жизни. Не менее важным является то, что окружение, в котором живет клиент, определяет собой не только рамки, в которых применяются определенные техники лечения, но и непосредственно одну из техник. Эта концепция направлена на то, чтобы помочь уголовным преступникам выработать собственную концепцию выздоровления, что означает разрушение криминальной структуры, создание у всех членов групп, участвующих в лечении, положительной установки по отношению к пребывающим в местах лишения свободы. Очень важно при этом суметь организовать общее собрание, основанное на демократических принципах, которое смогло бы проработать существующие проблемы и попытаться найти пути их решения.

В отличие от описанных моделей, подходы педагогического, социально-педагогического и педагогически-терапевтического типов не имеют особенно большого значения в социально-терапевтических учреждениях, играют в них второстепенную роль. И хотя деятельность социальных работников, именно социальных педагогов, очевидна и всегда расценивается как очень важная, до сих пор ее применение остается довольно ограниченным и не является центром усилий социальной терапии. Педагогический и социально-педагогический подходы к проблемам клиента характеризуются, прежде всего, тем, что социально-педагогическое действие чаще всего имеет дело с проблемами социального окружения клиента, а не с его собственными внутренними проблемами. При этом в противоположность психолого-терапевтическому социально-педагогическое действие понимается как «небеспристрастная практика», которая должна сосредоточить свои усилия на определении проблемы клиента. Этими концепциями определяются формы и методы работы с клиентом, которые обусловлены его образом жизни, его повседневностью. В конкретной ситуации это означает, что терапия осуществляется, по крайней мере 23 часа в сутки. В связи с этим некоторые авторы считают необходимым поддерживать, концепции терапевтического окружения, представляя повседневную жизнь приюта или учреждения лишения свободы как сосуществование и сотрудничество терапевтов и пациентов.

Многие исследователи, работающие с этими проблемами стремятся сделать результативной повседневность учреждений закрытого типа, не давая при этом самому забывать о повседневности, существующей за стенами учреждений, поскольку это отвечает будущим потребностям и интересам клиентов. Видимо этот путь может оказаться более успешным, чем другие модели. Однако речь, разумеется, идет не об устранении психологов и психиатров из этих учреждений, но об их интеграции в повседневность жизни учреждения, а также о возможности приглашения их в качестве специалистов при возникновении особых проблем с отдельными заключенными. Таким образом, перспективным представляется сотрудничество, кооперация различных специалистов с целью овладения повседневной ситуацией, а не как это было ранее, работая в одной группе, «команде». Подобные подходы находят поддержку во многих зарубежных учреждениях, хотя психологам нелегко отказываться от прежних «доменов» (индивидуальная и работа в группах в определенное время и в специальных помещениях). Для большинства социально-терапевтических учреждений закрытого типа характерно развитие не по психотерапевтической модели, а с акцентом на групповой работе.

Ситуация с трудовой деятельностью в социально-терапевтических учреждениях закрытого типа мало соответствует таковой в условиях обычной жизни. Предлагаемая работа, как правило, представляет собой простейшие виды деятельности и не отвечает возможностям заключенных. Это не может стимулировать развитие мотивации к работе, которая и так не особенно выражена. О выборе работы и обсуждении предпочтений заключенного вообще не идет речи. Собственно, все представители учреждения (сотрудники и заключенные) недовольны ни той работой, которая предлагается, ни монотонностью процесса труда.

Социальная терапия открывает возможность для изменения рабочей ситуации в местах лишения свободы, чтобы максимально приблизить предложения работы к интересам заключенных, сделать их более разнообразными. При этом труд не должен рассматриваться как часть «терапии занятости», как времяпровождение либо как источник дохода учреждения, но как учебная ситуация для клиентов, имеющая целью подготовку их к жизни вне стен учреждения.

В казахстанских учреждениях пенитенциарной системы каждый осужденный обязан трудиться. Он может работать как на государственных предприятиях, так и на предприятиях любой формы, а также заниматься индивидуально-трудовой деятельностью.(Ст. 99 п.1. УИК РК) Трудовая деятельность осужденных подчинена не целям извлечения прибыли, а целям наказания.

Не позднее чем за два месяца до истечения срока ареста либо за шесть месяцев до истечения срока ограничения свободы или лишения свободы администрация учреждения исполняющего наказание, уведомляет местные исполнительные органы по избранному осужденным месту жительства о его предстоящем освобождении, наличия у него жилья, его трудоспособности и имеющихся специальностей (Ст. 176 п.1.УИК РК)

Особое внимание следует обратить также на организацию свободного времени заключенных, необходимо создавать возможности для пробуждения их собственной инициативы, знакомить их с реальностью проведения свободного времени вне стен учреждения с последующим обсуждением.

Особо важной задачей остается развитие личной ответственности заключенных, прежде всего навыков самообслуживания, установления контактов, привычки соблюдать обязательства, обучение ведению счетов, денежных расчетов. Для этого производится распределение ролей в пределах сложившихся групп. В Дании и Голландии распространен опыт самообслуживания заключенных, объединенных в группы по 10—12 человек (ведение общей кассы для осуществления необходимых покупок приготовление еды, стирка, уборка помещения и т.д.). Самообслуживание представляет собой серьезную основу развитии личной ответственности.

К задачам социального работника в пенитенциарных учреждениях относится также содействие обеспечению своевременной медицинской помощи заключенным. В казахстанских ИТУ порядок оказания медицинской помощи осужденным определяется совместно МВД и Минздравом РК. Заключенный имеет право обратиться за консультацией и лечением в государственные и медицинские учреждения, а также в организации, предоставляющие платные медицинские услуги. Заключенные проходят регулярные медосмотры. Основными заболеваниями, представляющими угрозу здоровью в учреждениях, являются туберкулез, сердечно-сосудистые, желудочные и психические заболевания.

По мнению западных специалистов, «терапевтизация» всей деятельности пенитенциарного института подразумевает терапевтическое проникновение во все сферы функционирования учреждения с целью создания естественных форм общения в максимально приближенных к обычной жизни ситуациях. Развивая с этой целью идею относительной открытости учреждения и включения внешнего мира в его оздоровление, некоторые ученые предусматривают следующие меры: