В мастерской остро пахло свежими красками. Он каждый день разводил их заново, но на полотно в лучшем случае ложилось лишь несколько мазков: Карл пытался и все никак не мог закончить портрет Графини Юлии Самойловой. Прекрасное лицо, что смотрело на него с картины, хранило какую-то мучительную, чудесную тайну, разгадать которую было очень важно. " В тот день, когда это произойдет, я сумею завершить работу, - думал художник. - Но возможно ли постичь эту божественную женщину?"
Время пролетело быстро и вот выпускная работа…Академики молча смотрят на "Нарцисса". Спору нет, Брюллов - гордость академии, будущая слава России! Брюллов закончил Академию с Первой золотой медалью, получив аттестат 1-й степени "со шпагою" и целую пригоршню медалей разного достоинства.
В августе 1822 года Карл вместе с братом Александром стали первыми пенсионерами незадолго до этого возникшего Общества поощрения художников. Единодушно решено было послать их на стажировку в Италию, но к фамилии прибавили "в" - что б была более русская.
В то время русские художники проводили значительную часть своей жизни за границей обыкновенно в Риме. Бруни и Басин уже три года работали в Риме, когда прибыл туда Брюллов. В 1822 году Карл Брюллов выехал в Рим, расчитывая там остаться только на 3 года, но стажировка его продлилась 12 лет. В Италии известность Карлу принесли его 2 первые картины "Утро" и "Полдень". А заказная работа "Всадница" принесла уже славу!
В конце 1820-х годов уже прославленный живописец Карл Брюллов перебрался из Рима в Милан. В те дни молодой художник переживал мучительный разлад с собой: тоска по России нарастала, но вернуться на родину он не мог. И причиной тому были не только творческие планы, но и глубокие личные переживания...
Кажется, совсем недавно он впервые переступил порог шикарного дворца графини Юлии Самойловой, но образ этой красавицы с противоречивым характером уже отпечатался в его сердце. Ему кажется или она действительно на его долгие внимательные взгляды отвечает своими - нежными и одновременно вызывающими к решительным действиям? Нет, скорее всего, это просто фантазия, ведь рядом с ней столько знаменитых и красивых мужчин: Верди, Россини, Доницетти, Беллини, Пачини! Что ей скромный российский художник, чья слава осталась далеко, в Петербурге!
А Юлия... О ней говорят столько дурного, что он просто не может поверить. Неужели эта великосветская красавица, дочь генерала, внучка двух графов (Палена и Павла Скавронского, внучатого племянника Екатерины Первой) и графини Екатерины Энгельгардт, могла своим поведением бросить вызов свету и даже впасть в немилость у императора! Что он, Карл, знал о ней? Только то, что огромное состояние досталось Юлии от графа Литты, второго мужа ее бабушки Скавронской. Говорят, она вросла в его доме, поскольку рано лишилась матери. Она увлекалась музыкой и, оставив 5 летнюю дочь, уехала в Париж.
Юлия выходит замуж за граф Николая Александровича Самойлова, флигель-адъютант лейб-гвардии Преображенского полка, но он недолго был любим юной женой. Их брак распался, и прекрасная графиня удалилась в свое имение Графская Славянка близ Павловска.
Об этом периоде ее жизни и ходят самые неприятные слухи. Говорят, она беспрестанно меняла любовников. Ежедневно в ее доме гостило не менее дюжины молодых офицеров, петербургских повес, заезжих иностранцев, светских львов и знаменитостей. Шампанское лилось рекой, забавы превосходили все границы дозволенного... Дело дошло до того, что сам государь потребовал от Юлии продажи имения, что она и исполнила, но при этом сказала: "Ездили не в Славянку, а к графине Самойловой, и где бы она ни была, будут продолжать к ней ездить."
И здесь, в Италии, куда эта непредсказуемая женщина переселилась, оставив российскую столицу и тянущийся за ней шлейф сплетен. Брюллов видит, на сколько Юлия была права. Вот и он, забросив кисти и холсты, все ездит и ездит в ее миланский дворец, не зная, чем это невероятное притяжение закончится, и ни на что не надеясь.
Карлу Брюллову было свойственно иногда недооценивать как собственный талант, так и силу своего обаяния. Хотя за внешностью молодого эллинского бога скрывался, как писал один из современников, "космос, в котором враждебные начала были перемешаны и то извергались вулканом страстей, то лились сладостным блеском. Он весь был страсть, он ничего не делал спокойно, как делают обыкновенные люди. Когда в нем кипели страсти, взрыв их был ужасен, и кто стоял ближе, тому и доставалось больше".
Известна история, как из-за несчастной любви к нему бросилась в Тибр и утонула молоденькая девушка Анриенна Демулен. Нельзя сказать, что Брюллов остался вовсе равнодушен к смерти юной девушки. Но примерно в это же время он знакомится с дивно красивой, невероятно богатой, экстравагантной, часто бросавшей вызов общественному мнению графиней Юлией Павловной Самойловой. Их словно соединил рок. Как раз тогда же в салонах Рима шептались о "бедном корнете Эммануиле Сен При", которые не перенес ее холодности и застрелился.
...Юлия Самойлова ответила на его любовь. Но то чувство, которому суждено было соединить их на долгие годы, оказалось на столько своеобразным, что подлило новую порцию масла в и без того бушевавший огонь светских сплетен, не утихавших в Петербурге, несмотря на удаленность от Италии.
В ту пору Юлия освободилась от очередных брачных уз, но казалось, что ни она, ни экстравагантный модный живописец не только не стремятся к семейному союзу, но даже и не думают о нем. А между тем не скрывают своих близких отношений. По мнению знавших ее людей, в те годы графиня резко изменилась. Привыкшая повелевать, к Брюллову она относилась как к жрецу высокого и вечного искусства и чувствовала себя рядом с ним пылкой поклонницей. "Никто в мире не восхищается тобою и не любит так тебя, как твоя верная подруга..." - писала она художнику.
Поначалу они всюду появлялись только вместе. Яркая, статная красавица и невысокий экспансивный Карл были запоминающейся парой. Вдвоем они путешествовали по Италии. Но и в разлуке их тяга друг к другу не ослабевала. "Люблю тебя более, чем изъяснить умею, обнимаю тебя и до гроба буду душевно тебе приверженная Юлия Самойлова" - письма, содержащие подобные признания, находили художника, где бы он ни странствовал вдали от подруги.
Но между тем на личную свободу никто из них по-прежнему не посягал. "Между мной и Карлом ничего не делалось по правилам", - признавалась Юлия позже. Их отношения были выше привычных представлений о морали. Даже ревность была им чужда, более того, они никогда не скрывали друг от друга своих любовных похождений, которые время от времени случались. "Скажи мне, где живешь и кого любишь? Нану или другую? Целую тебя и верно буду писать тебе часто", - обращалась Юлия к своему возлюбленному.
Ни кратковременные разлуки, ни романчики не могли сделать их отношения менее нежными. Доказательством тому служат письма графини, адресованные художнику, и его картины. Черты Юлии, как наваждение, появлялись тогда во многих работах Брюллова. Так, в "Последнем дне Помпеи" - целых две героини с ее лицом. Есть на картине и он сам: златокудрый красавец с этюдником на голове, прикрывающийся от дождя из горячего пепла. Одним словом, почти "Титаник" Камерона - катастрофа и мелодрама. Возможно, Юлия же стала вдохновительницей знаменитого шедевра "Итальянский полдень". На многих рисунках художника так же угадывается облик его легендарной музы и любимой женщины.
Над грандиозным холстом "Последний день Помпеи" художник начал работать в 1830 году и в 1833 году закончил картину . Успех картины превзошел все ожидания. Ее экспонирование в Риме и Милане сделало Брюллова первым и одним из немногих русских художников, получившим мировое признание. В Петербург "Помпея" была привезена в 1834 году. Академия художеств признала ее лучшим созданием живописи XIX века.
Сегодня необычайно модно упрекать эту работу Брюллова в незавершенности, в огрехах композиции и колорита, в театральности и искусственности. Ее сравнивают с фильмами-катастрофами. Но "Помпея" - не только катастрофа, зашифрована здесь и романтическая история любви.
Осенью 1835 года Брюллов был вызван в Россию императором Николаем I для занятия профессорской должности в Академии художеств. После двенадцатилетнего перерыва живописец возвращается на родину, встретившую его как национального героя, знаменующего будущий расцвет национальной живописи.
По возвращении Карла Петровича в Петербург он был принят Николаем I, с позволения которого Брюллов начал работу над историческим полотном "Осада Пскова". Для этого, через две недели после торжеств в Академии художеств в его честь, состоявшихся 11 июня, он отбывает во Псков.
Работа над картиной продолжалась почти восемь лет, но так и не была завершена. Мечта живописца - создать более значительное, чем "Последний день Помпеи" произведение - не сбылась, после чего он не обращался больше к историческим сюжетам.
Во второй половине 1830-х и в 1840-х годах живописец создал целую галерею портретов своих современников, которые поражают бесконечным разнообразием, правдой и многогранностью характеристик. В это время были написаны, например, портреты Е.П.Салтыковой, графа А.А.Перовского (Антона Погорельского), В.А.Жуковского, И.А.Крылова.
Нередко бывал Брюллов у Пушкина на Мойке, и поэт заглядывал в его мастерскую, рассматривал только что законченные работы, альбомные рисунки. Они тесно сошлись. Среди столичной публики даже ходил анекдот, что Пушкин будто стоял перед Брюлловым на коленях. А между тем - это достоверный факт. Известно, что в январе 1937 года Александр Сергеевич побывал в мастерской художника. Одна из акварелей привела Пушкина в восторг, и он попросил ее в подарок. Когда же Брюллов ответил, что работа уже продана, поэт в шутку опустился на колени, настаивая на своей просьбе. Чтобы как-то смягчить отказ, Брюллов предложил написать его портрет и назначил время первого сеанса. Увы, условленный день оказался следующим после роковой дуэли...
Он только что обвенчался с юной талантливой пианисткой Эмилией Тимм, и жизнь, казалось, сулит ему только хорошее. И вдруг удар: жена, которую он считал идеалом чистоты, была уличена в любовной связи, начавшейся еще до замужества. Карл почувствовал себя обманутым и оскорбленным. Судьба, совсем недавно осыпавшая его своими дарами, в одночасье отвернулась. Громкий скандал, унизительная молва не утихали.
Через два месяца после венчания по требованию Карла они с Эмилией расстались. Но неприятности, сыпавшиеся на художника как из рога изобилия, на этом не прекратились. Он потерял благосклонность друзей и приобрел неприязнь двора - ведь заказанный императором Николаем I портрет так и не был начат. В эти черные дни Юлия не оставила его: она была среди немногих, кто открыто поддержал художника. Но на этот раз расстояние между ними было слишком велико и разлука слишком долгой...
Графиня появилась в Петербурге лишь в 1839 году: скончался граф Литта и оставил ей огромное состояние, надо было вступать в права наследования. Какой была первая после долгого расставания встреча художника и его вечной возлюбленной? Время не раскрывает подобных тайн... Но именно тогда Карл Брюллов начал писать знаменитый "Портрет графини Юлии Павловны Самойловой, удаляющейся с бала с воспитанницей Амацилией Пачини". Так же стремительно, как это изображено на картине, она по неизвестной причине покинула тогда Петербург. Судьбе было угодно, чтобы это была их последняя встреча.