Смекни!
smekni.com

Деятели культуры Чечни (стр. 2 из 2)

М. Мамакаев был в Чечне не только любимым писателем, но и признанным авторитетом. Он редактировал поэтические сборники, литературные альманахи, журналы, участвовал в составлении антологии чечено-ингушской поэзии. Много внимания писатель уделял воспитанию литературной молодежи. Вклад М. Мамакаева в становление современной чеченской литературы навсегда вписал его имя в историю культуры Чечни.

Абузар Айдамиров

Абузар Айдамиров — народный писатель Чечено-Ингушетии, автор выдающихся художественных произведений, среди которых на первом месте - историческая трилогия “Долгие ночи”, “Молния в горах”, “Буря”. В этих трех романах запечатлена история Чечни, начиная с Кавказской войны 19 века и до Октябрьской революции 1917 года. Среди героев романов – десятки простых людей горцев–крестьян и народные чеченские герои, такие как предводитель восстаний горцев Шамиль, народный мститель Зелимхан.

Писатель Айдамиров родился в 1933 году. Закончив историко-филологический факультет Чечено-Ингушского государственного пединститута, он долго работал учителем, затем директором средней школы в своем родном селе Мескеты. За многолетнюю педагогическую деятельность был награжден высокими правительственными наградами. Не случайно этот уважаемый человек стал Народным депутатом Верховного Совета РСФСР 1-го созыва (1989-1993 гг.).

Очень непросто складывалась и личная, и творческая биография Айдамирова. Но он - человек несгибаемого характера. И если сотни молодых людей, которых он воспитал в школе, всегда считали его своим духовным наставником, то, как писатель, он стал духовным наставником для всего чеченского народа.

Время начала творческой деятельности Айдамирова совпало с периодом больших надежд на перемены в жизни страны в связи с осуждением культа личности Сталина. Первый его рассказ был опубликован в 1957 году. Айдамиров всегда писал правду о жизни своего народа, чего бы ни касались его произведения – седой старины или проблем сегодняшнего дня. И были времена, когда писатель надолго попадал в опалу. Потому что далеко не всегда его творчество удовлетворяло идеологическим установкам времени. Хотя неизменно пером Айдамирова двигала мечта о возрождении мирной, созидательной жизни чеченского народа. При этом писатель в своих произведениях принципиально осуждал кровопролитие, напоминал читателям завет чеченского мудреца – святого Кунта-Хаджи: никогда не решать никаких проблем с помощью оружия.

Он и сейчас прилагает все усилия, чтобы отвести беду от родного края. Сопереживая страданиям чеченского народа, Айдамиров продолжает исполнять свой писательский и гражданский долг: пишет прозу, публицистику, дает интервью… Призывает к цивилизованному решению любых вопросов, борется за культуру мира…. У него немало единомышленников. К его голосу прислушивается чеченский народ.

Халид Ошаев

Ошаев Халид Дудаевич, классик чеченской литературы, родился 1 января 1898 года в слободе Воздвиженская. Начало его творческой деятельности совпало с бурными революционными событиями в крае и стране. О них - первое крупное произведение Ошаева — роман “Пламенные годы”. Со страниц романа встает Чечня времен Гражданской войны: 20-е годы прошлого столетия, кровопролитные схватки под знаменами революции, начало социального переустройства в горных чеченских селах. Надежды и разочарования, связанные с красивыми революционными лозунгами. Этот роман, как и все последующие произведения писателя – осмысление автором сложного времени, в которое ему довелось жить.

В начале 20-х годов Ошаев был председателем Чеченского ревкома, заведовал политпросветом Областного отдела народного образования. Затем был ректором педагогического института в городе Владикавказе. Позже Ошаев стал руководителем Северо-Кавказского краевого Горского научно-исследовательского института языка и истории в Пятигорске.

В литературном наследии Ошаева важное место занимают его сатирические пьесы. Такие, как “Побег бюрократа”, “Борьба продолжается”, “Клещ”, «В одной руке два арбуза» и другие. Их тема – высмеивание новой бюрократии и мешающих современной жизни пережитков прошлого. С другой стороны, драматург Ошаев писал пьесы и на историческом материале. Пример тому – пьеса «Асланбек Шерипов» - о герое Гражданской войны, командире Чеченской Красной армии.

Особое место в творческом наследии Ошаева занимает его книга “Брест – орешек огненный”. Это – результат многолетнего исследовательского труда. Писатель поставил задачу установить имена чеченцев-участников героической обороны Брестской крепости в первые дни Великой Отечественной войны 1941-1945 годов. Для этого он объехал десятки городов и поселков России, встречался и переписывался со многими очевидцами. В результате Ошаев установил фамилии 300 чеченцев-защитников Брестской Крепости. Книга Халида Ошаева “Брест — орешек огненный” вышла в свет в 1990 году. В книге впервые был опубликован поименный список всех выходцев из Чечено-Ингушетии, защитников крепости-героя.

Эта книга вместе с другими произведениями Ошаева о войне показала вклад чеченского народа в победу над фашизмом. В суровые годы войны чеченский народ вместе с другими народами СССР отстаивал свободу, честь и независимость нашего Отечества.