Смекни!
smekni.com

Зайндин Муталибов (1922-1977) (стр. 1 из 2)

Магомед Узуев (1917-1941 гг.)

Историю Великой Отечественной войны 1941-1945 года навсегда вписано имя Брестской крепости – первой крепости, давшей отпор фашистским захватчикам. Имена ее мужественных защитников на века высечены на Мемориале защитникам Брестской крепости. Среди них – имя чеченца Магомеда Узуева.

В Белоруссии, в Бресте, в 333-м стрелковом полку началась в 1940 году армейская служба Узуева. Это были предвоенные годы. В звании сержанта Магомед стал заместителем командира взвода, обучал новобранцев. Но в ночь с 21 на 22 июня 1941 года разрывы бомб и грохот снарядов обрушились на Брест. Фашистская Германия без объявления войны напала на СССР. А Брестская крепость была важным опорным пунктом на западной границе. Магомед был в крепости, на которую наступала 45-я немецкая пехотная дивизия, усиленная танками, артиллерией, авиацией. Малочисленные подразделения защитников крепости приняли на себя удар превосходящих сил врага.

Почти месяц защитники Бреста сковывали целую немецкую дивизию. Сопротивление шло в невероятно трудных условиях – отсутствия воды, продовольствия, медикаментов. Это был уже давно не фронт: немцы продвигались в первые дни войны стремительно и подходили уже к Киеву. Но Брест оборонялся! “Умереть, но не сдаваться врагу!” — под таким девизом сражались защитники крепости. Их становилось все меньше. Одним из последних и стойких защитников Брестской крепости был Магомед Узуев.

Изучению легендарной обороны крепости посвятил многолетние изыскания общественный деятель и писатель Халид Ошаев. Он много раз ездил в Брест, в города и села Белоруссии, Украины, в Москву, Ленинград, изучал архивы, встречался с выжившими участниками обороны крепости. О подвиге Магомеда Узуева и других героев Бреста он написал документальную повесть “Брест — орешек огненный”. В повести раскрыта судьба более 300 участников защиты Брестской крепости из Чечено-Ингушетии. В их числе были М. Юсаев, А. Байбеков, Ш. Закриев, А.-Х. Эльмурзаев, А. Садаев и другие. В результате исследовательской работы Ошаева Магомеду Узуеву было посмертно присвоено звание Героя России.

Да, он действительно герой России – чеченец, мужественно сражавшийся рядом с русскими, украинцами, казахами, сложивший свою молодую голову в белорусской крепости Брест.

Ханпаша Нурадилов (1920-1942 гг.)

“...Ханпаша Нурадилов воплотил в себе лучшие черты доблестного чеченского народа — его геройство и орлиную удаль, его смелость и отвагу, мужество и доблесть”.(Из специальной листовки Политуправления Сталинградского Фронта)

В 1940 году, когда Ханпашу призвали в Красную Армию, ему было всего 20 лет. Но уже в октябре 1941 года, в самые тяжелые, первые месяцы Великой Отечественной войны, он совершил первый подвиг — из своего пулемета Ханпаша уничтожил 120 немецко-фашистских захватчиков и семерых взял в плен. Его боевые товарищи — украинцы, русские, чеченцы — и до этого подвига любили скромного, трудолюбивого чеченского юношу, рано потерявшего родителей, бывшего рабочего-нефтяника, ну а теперь он стал в их глазах и героем, и примером.

Последующие события показали, что в совсем еще юной груди героя-бойца билось истинно львиное сердце.

Во время боев в районе города Серафимович Нурадилов командовал пулеметным взводом. Когда он перевязывал раненую ногу, немцы предприняли контратаку. Но он лег за пулемет и косил фашистов. В том бою он убил 250 врагов, уничтожил два пулемета. Но впереди были еще бои… И в одном из них Ханпаша был тяжело ранен. По дороге в медсанбат он скончался. В общей сложности за свою фронтовую жизнь Нурадилов уничтожил 920 фашистов, захватил 7 пулеметов противника и лично взял в плен 12 фашистов. Да, это, конечно геройская жизнь!

Фронтовая газета “Красная Армия” 21 октября 1942 года посвятила описанию боевых подвигов Ханпаши целую страницу и назвала ее “Доблестный рыцарь нашей отчизны”. “Бессмертен герой Кавказа, сын солнца, орел орлов — боец Ханпаша Нурадилов”, писала газета. Таким же искренним восхищением проникнуто было и опубликованное в этом же номере стихотворение Б. Полейчука “Солдатская честь”, посвященное Нурадилову.

Еще одно стихотворение о герое-бойце написал известный поэт Евгений Долматовский. Его “Песня о Ханпаше Нурадилове” была напечатана на оборотной стороне листовки, которую Политуправление Сталинградского Фронта выпустило о Нурадилове. В листовке говорилось: “Герой никогда не знал недостатка в храбрости. Ханпаша Нурадилов воплотил в себе лучшие черты чеченского народа — его геройство и орлиную удаль, его смелость и отвагу, мужество и доблесть. Былинным подвигам кавказских витязей следовал славный богатырь Нурадилов. Взгляни, боец, на богатырский образ героя, горного орла, пулеметчика Ханпашу Нурадилова! Пусть ратные подвиги сына чеченского народа, станут для тебя и твоих товарищей примером доблести в бою!”

За боевые подвиги Ханпаша Нурадилов был награжден орденами Красной Звезды, Красного Знамени. В апреле 1943 года ему было посмертно присвоено звание Героя Советского Союза.

Юноше из горного чеченского села не исполнилось и 23 лет, когда он совершил свой последний подвиг и погиб в приволжской степи под Сталинградом. В мемориальном комплексе на Мамаевом Кургане в городе-герое Волгограде, есть мемориальная плита Ханпаши Нурадилова. Здесь всегда свежие цветы…

Помнят его и земляки. Именем героя назван Чеченский Государственный Драматический театр, улица в Грозном. И, конечно, никогда не забудут Ханпашу Нурадилова в селе Минай-Тугай Хасав-Юртовского района, где он родился. Память о легендарном герое воскрешает трудные годы Великой Отечественной войны. Интернациональное братство в те годы было скреплено кровью защитников Отечества.

Ирбайхан Адельханович Бейбулатов. (1912-1943)

Ирбайхан Адельханович Бейбулатов родился в 1912 году в селении Осман-Юрт в семье чеченца-крестьянина. В 1935 году окончил Грозненское педагогическое училище и возвратился в родное село. Работал директором школы. В 1941 году ушел на фронт.

Бои на Северном Кавказе, на территории Ростовской области… 690-й стрелковый полк после утомительного марша занял оборону под Зимовниками. После короткого отдыха Ирбайхан под покровом ночи со своим пулеметным взводом полз вперед, к позиции врага. Солдаты вслед за саперами на руках катили «максимы», волоком тащили патронные ящики, рвали проволочные заграждения, чтобы с рассветом двинуться вперед и уничтожить врага. Где-то сзади загремел залп «Катюш», заработали мощные артиллерийские батареи. Передний край гитлеровцев заволокло разрывами снарядов и мин. Под прикрытием артиллерии батальоны полка бросились вперед. Однако фашисты пришли в себя после неожиданного удара. Заговорила их артиллерия. Снаряды с треском рвались в рядах атакующих, кромсая человеческие тела, срезая осколками поблекшую траву. Зыбко дрожала земля.

Ирбайхан в разорванной гимнастерке, с автоматом напереревес, бежал впереди своего пулеметного взвода. Вместе с комиссаром он прыгнул в траншею. Огромный, с огненно-красной шевелюрой гитлеровец бросился со штыком на комиссара. Ирбайхан сделал прыжок, в воздухе блеснул кинжал.

Комиссар подошел, обнял пулеметчика:

— Спасибо, земляк! Если бы не ты ...

Высота была взята. Бойцы готовились к отражению контратаки. Взвод Ирбайхана по-хозяйски устраивал площадки для «максимов», ниши для коробок с пулеметными лентами.

... Жестокие бои между Волгой и Доном. Взвод пулеметчиков лейтенанта Бейбулатова занимал оборону в районе станицы Рычковской. Он в бинокль увидел два танка, идущих от станции Чир. Где танки, там и пехота — решил он. И начал готовить к бою свое подразделение. Вспомнил, как мать напутствовала его, когда он уходил на фронт и что он ей ответил: «Посмотри мне в глаза, нана (мать), и скажи, будешь ли ты любить сына, который в час такой опасности домашний очаг поставит выше счастья народа? Я знаю, нана, что согласишься скорее увидеть меня мертвым на поле боя, чем живым, спрятавшимся от сражения». Заплакала старушка: ведь четыре сына уходили на войну. И он услышал от нее: «Ирбайхан, будь таким, какой ты есть».

...В низине появились танки. Ударили тяжелые пулеметы. Начался бой. Ирбайхан подбежал к пулемету, и огненная струя начала размеренно выплевывать смерть в зеленые мундиры фашистов, бегущих за танками. В небо взметнулись громадные столбы огня. Горели танки. Рассыпались вражьи цепи. Ирбайхан косил и косил их из пулемета.

...В морозный день 1943 года разгорался тяжелый бой на подступах к станице Пролетарской. Зажатый в огненное кольцо враг яростно сопротивлялся, бросаясь в контратаки. За короткий зимний день батальон отбивал десятую контратаку. От пулемета к пулемету перебегал командир роты Бейбулатов, помогая своим солдатам точно вести огонь, подбадривая дружеским словом, улыбкой. На правом фланге просочилась группа гитлеровцев. Еще миг — и тысячи их могут вырваться из окружения. Ирбайхан схватил пулемет, сменил огневую позицию, и струи свинца завалили вражьими телами проход. Противник откатился назад.

— Ура! — вскочил Ирбайхан. — Наша берет. Смерть фашистам!

Вдруг что-то ударило его в грудь. В далекий Осман-Юрт командование части направило Есимат Бейбулатовой письмо о геройской смерти ее сына. Но в госпитале он выжил. «...От того боя, кроме раны остался мне на всю жизнь орден Красной Звезды. А с врагом мы еще повоюем...»,- писал он матери.

...Ирбайхан Бейбулатов вновь вернулся на фронт, в родной полк, который воевал на Украине. Его часть вела бои за Мелитополь в Запорожской области. Командир соединения генерал Казарцев поздравил Ирбайхана с должностью командира 1-го стрелкового батальона и присвоением звания старшего лейтенанта.

По приказу командира соединения Ирбайхан создал штурмовые группы, которые завязали в городе Мелитополе уличные бои. Вот уже пятеро суток шла битва за каждый дом, подвал, за каждый этаж. Девятнадцать атак танков и пехоты отбили бейбулатовцы. Их огнем были уничтожены более тысячи гитлеровцев и 7 танков. И всегда там, где трудно, где враги усиливали отпор наступающим, впереди штурмовых групп вырастала знакомая и родная для бойцов фигура командира батальона. Мелитополь был взят, но Ирбайхан в боях за него погиб.